- •Глава 1 Особенности языковой ситуации на территории Староматинского сельсовета Бакалинского района Республики Башкортостан: история и современное состояние
 - •Взаимовлияние языков как главный фактор языковой эволюции
 - •Языковая ситуация на территории Староматинского сельсовета
 - •1.2.1. О понятии языковая ситуация
 - •1.2.2. Социолингвистический и этнолингвистический аспекты а. Сведения о национальном составе
 - •Б. Из истории деревень
 - •В. О термине тептяри
 - •Г. Из истории местного родильно-крестильного обряда
 - •Глава II Последствия языкового взаимодействия на территории Староматинского сельсовета Бакалинского района рб
 - •2.1. Билингвизм
 - •2.3. Интерференция
 
Б. Из истории деревень
Наиболее раннее свидетельство, в котором упоминается название Маты (Мата), датируется первой половиной XVII века.
Во «Владенной грамоте», переданной через уфимского воеводу князя М.Ю.Трубецкого жителю деревни Старокиргизово Кулчану (Кылчану) Куккузеву в 7140 (1632 г.) году от Михаила Федоровича Романова (основателя династии Романовых, царствовавших в России в 1613 – 1917 г.г.), указаны границы волостной земли после раздела киргизской вотчины между наследниками. Несмотря на искаженные ориентиры, можно сравнительно легко определить эти границы, проходящие по территории нынешних Илишевского, Бакалинского, Шаранского и Туймазинского районов [].
Так, по Бакалинскому району восточная граница названой волости проходила через “речки Чекурчи и вверх по той речки по правую сторону речки Маты, а по речке Маты по обе стороны до вершины по течению той речки… сторону… ману и по течению Писаману по правую сторону к деревне Малой Маты чрез Мату до устья речки Балчиклы и до вершины Телгазы и вниз по течению по обе стороны до речки Тигану(?)…”[].
Руководствуясь только этим описанием, невозможно достоверно утверждать, является ли указанный населенный пункт предшественником деревни Старые Маты. В настоящее время большинство речек и ручьев либо сменили свои названия, либо русла, либо попросту бесследно исчезли.
П. И. Рычков в описании Нагайбацкой крепости (ныне деревня Нагайбак) сообщает о «новокрещеных» людях: «…их для отличности от нынешних новокрещеных, пристойнее б старокрещеными именовать. Ибо они, как сами о себе сказывают, да и по делам довольно значяться, еще во время царя Иоанна Васильевича из магометан а паче из идолопоклонников, восприяли святое крещение; но в таком были невежестве и незнании христианского благочестия, что почти никто из них российского языка не умел, а различались от прочих иноверцев одним только званием новокрещенским, и что в избах у них у всех были святые образа, а церквей нигде в жительствах их не было. По1736 год все они платили в казну ясак, а в том году по именному указу блаженной памяти государыни императрицы Анны Иоановны за то, что они к бунтовщикам башкирцам не приставали, и, служа противу их верно, претерпели от них многие разорения, ясак с них снят, и все те земли, на коих они, платя башкирцам оброки жительствовали, отданы в собственное их владение; а затем велено им служить казачью службу, которую они по Оренбургу и служат, приходя чрез то от времени до времени в лучшее познание русского языка и русских обычаев. Во всем Нагайбацком округе имеется их ныне десять деревень и одно село с церковью”[ ].
Н.П. Волков, со ссылкой на Ф.М. Старикова, перечисляет эти деревни: Большие и Малые Усы, Дияшево, Новая Балыклы, Ахманово, Сарашлы, Килеево, Илечево, Кастеево, Маты и село Бакалы [].
В V ревизии 1795 года (по “Экономическим примечаниям” к Генеральному межеванию земель (1801г.) говорится: « № 71. Деревня Старые Маты, владения из татар, служащих и отставных казаков (33 двора, 81 мужчин, 55 женщин), да в оной жительствующих из татар новокрещеных тептярей (15 дворов, 19 мужчин, 11 женщин)…
Селение положение свое имеет речку Малая Маты и оврага на правой стороне и при ней мечеть деревянная и при ней кузница деревянная и кладбище, а за нею простирается река Сюни и речки Большая Маты на правой, озеро Наратасты на левой стороне, а по обе стороны речек Малой Маты отвершик речки Бериклы и многих оврагов безымянных…
Жители означенной деревни промысел имеют хлебопашеством и скотоводством зажитком средственны, а казаки ежегодно посылаются на Оренбургскую пограничную линию. Женщины сверх полевой работы прядут лен, посконь, шерсть, шукна (сукна) для своего употребления и на продажу» [].
«В геометрическом специальном плане Оренбургской губернии Белебеевского уезда дачам значущимся на сем плане деревни Старых Матов владения служащих и отставных казаков и их детей малолетних (1826 г.)».
«Деревни Старых Матов служащих с чиновниками казаков по V (1795 г.) ревизии душ – 45.
Отставных с чиновниками казаков и их детей – 70.
В нарезанной земле жительствующим в вышеописанной деревне из татар новокрещеным тептярям. Их 19 душ » [].
Процитированные документы указывают уже на определенную местность и, кроме того, на этнический (этно-сословный) состав жителей деревни, а также позволяют выдвинуть предположение (исходя из размеров населенного пункта – 48 дворов) о том, что люди обжили это место уже довольно давно. Однако описание местоположения деревни Малой Маты, по «Владенной грамоте Кулчана (Кылчана) Куккузева», соответствует вышеописанному положению Старых Матов лишь частично: в названии, расположении относительно течения, наличии вблизи устья другой речки. Возможно, речь идет о разных населенных пунктах, разных не только по своему возможному географическому положению, но и по времени упоминания.
Следующий документ, приведенный в книге «Западные башкиры. По переписям 1795 – 1917г.г.» несколько обескураживает. В таблице (стр. 134) под № 200 значится:
деревня Старые Маты,
число душ мужского пола – 57;
число душ женского пола – нет данных;
этнос, сословие – тептяри.
Если принять во внимание тот факт, что в 1842 году казаки согласно высочайшему указу были переведены на новую пограничную линию, можно предположить, что документ, данные которого внесены в таблицу, составлен уже после ухода казаков. Однако в таблице указана команда 4-й стан, а в графу «Собственную ли имеют землю или живут на праве припущенников» внесена такая запись: «Владеют по распоряжению казенной палаты совместно с казенными поселянами, удельными крестьянами и казаками войска Оренбургского» []. К тому же в предисловии указаны даты составления ведомостей – 1839 – 19(?)42 гг.
