
- •Московский городской психолого-педагогический университет
- •«Учение о неврозах»
- •Тема 1. Невроз как нозологическая единица
- •Основная литература:
- •Тема 2. Понятие невротической структуры
- •Тема 3. Эдипова проблематика как основа невротического конфликта
- •Тема 4. «Истинные» неврозы в современной психоаналитической нозологии Истерия Клиническая картина
- •Дополнительная литература:
- •Тема 5. «Псевдоневротические» формы психической патологии в современной психоаналитической нозологии
- •Тема 6. Невротические состояния в детском возрасте
- •Дополнительная литература:
- •Тема 7. Психоаналитическое лечение неврозов
- •Тема 8. Невроз в неклассических психоаналитических подходах
- •Тема 9. Сравнительный анализ понимания неврозов в психоанализе и других психологических школах
- •Приложение 4
Тема 8. Невроз в неклассических психоаналитических подходах
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
А. Перечислите невротические потребности, выделенные К. Хорни в ее работах.
Б. Проведите сравнительный анализ взглядов А. Адлера и З. Фрейда на возникновение неврозов.
В. В каких условиях, согласно В. Райху, формируется так называемый «панцырный характер»?
Г. Чем обусловлено появление термина «невроз характер»?
Д. Охарактеризуйте сублимативные и реактивные черты характера. Какие из них В. Райх сравнивал с доспехами, надетыми на эго в целях защиты как от инстинктов, так и от внешних опасностей?
Е. Определите, какому из пяти типов характера, связанных с той или иной стадией психосексуального развития (анальному, оральному, уретральному, фаллическому, генитальному) соответствуют нижеприведенные описания:
а) честолюбивый, склонный к соперничеству, стыдливый;
б) чистоплотный, опрятный, склонный к накопительству;
в) самоуверенный, требующий внимания, или мстительный, требовательный;
г) способный любить, получать удовольствие, творческий;
д) отчаянный, решительный, тщеславный, сензитивный.
Ж. В чем состоит, согласно А. Адлеру, основное отличие жизненных целей невротика и здорового человека?
Основная литература:
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Прогресс, 1995.
Райх В. Анализ характера. – М.: Апрель Пресс, 2000.
Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. - М.: Академический проект, 2004.
Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - Москва: Апрель-Пресс, 2000.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Прогресс, 1993.
Тема 9. Сравнительный анализ понимания неврозов в психоанализе и других психологических школах
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
А. Что такое ноогенный невроз? В какой связи он находится с психоневрозом в психоаналитическом понимании?
Б. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию этиологии неврозов в рамках бихевиоральной традиции. Чем они отличаются друг от друга. Учитываются ли в каком-то из них теоретические представления психоанализа?
В. В чем состоит понимание природы неврозов в отечественных исследованиях?
Г. В чем состоял вклад В. Н. Мясищева в учение о неврозах? Можно ли провести какие-то параллели между психоаналитическим пониманием неврозов и представлениями отечественных исследователей?
Д. Какие основные виды патогенных личностных конфликтов выделяет В. Н. Мясищев?
Основная литература:
Бауманн У., Перре М. Клиническая психология. – СПб: Питер.
Мясищев В. Н. Психология отношений. - Москва-Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. - СПб: Речь, 2000.
Франкл В. Теория и терапия неврозов. - СПб.: Речь, 2001.
Холл К., Линдсей Г. Центрированная на человеке теория Роджерса // Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - Москва: Апрель-Пресс, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Отрывок из повести Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека».
Я смешной человек. Они меня называют теперь сумасшедшим. Это было бы повышение в чине, если б я все еще не оставался для них таким же смешным, как и прежде. Но теперь уж я не сержусь, теперь они все мне милы, и даже когда они смеются надо мной -- и тогда чем-то даже особенно милы…
А прежде я тосковал очень оттого, что казался смешным. Не казался, а был. Я всегда был смешон, и знаю это, может быть, с самого моего рождения… С каждым годом нарастало и укреплялось во мне то же самое сознание о моем смешном виде во всех отношениях. Надо мной смеялись все и всегда. Но не знали они никто и не догадывались о том, что если был человек на земле, больше всех знавший про то, что я смешон, так это был сам я, и вот это-то было для меня всего обиднее, что они этого не знают, но тут я сам был виноват: я всегда был так горд, что ни за что и никогда не хотел никому в этом признаться… Но с тех пор как я стал молодым человеком, я хоть и узнавал с каждым годом все больше и больше о моем ужасном качестве, но почему-то стал немного спокойнее. Именно почему-то, потому что я и до сих пор не могу определить почему. Может быть, потому что в душе моей нарастала страшная тоска по одному обстоятельству, которое было уже бесконечно выше всего меня: именно - это было постигшее меня одно убеждение в том, что на свете везде все равно… Я вдруг почувствовал, что мне все равно было бы, существовал ли бы мир или если б нигде ничего не было. Я стал слышать и чувствовать всем существом моим, что ничего при мне не было. Сначала мне все казалось, что зато было многое прежде, но потом я догадался, что и прежде ничего тоже не было, а только почему-то казалось. Мало-помалу я убедился, что и никогда ничего не будет. Тогда я вдруг перестал сердиться на людей и почти стал не примечать их…
Приложение 2.
З. Фрейд, отрывок из статьи «Три очерка по теории сексуальности»
… Но психоанализ учит еще большему. Он показывает, что симптомы никоим образом не образуются за счет так называваемого нормального сексуального влечения (по крайней, мере не исключительно или преимущественно), а представляют собой конвертированное выражение влечений, которые получили бы название первертированных (в широком смысле), если их можно было проявить без отвлечения от сознания непосредственно в воображаемых намерениях и в поступках. Симптомы, таким образом, образуются отчасти за счет ненормальной сексуальности: невроз является, так сказать, негативом перверзии (ясно сознаваемые фантазии первертированных, воплощаемые при благоприятных обстоятельствах в действиях, проецированные во враждебном смысле на других, бредовые опасения параноиков и бессознательные фантазии истеричных, открываемые психоанализом, как основа их симптомов, по содержанию совпадают до мельчайших деталей).
В сексуальном влечении психоневротиков можно найти все те отклонения, которые мы изучили, как вариации нормальной сексуальной жизни и как выражений болезненной.
а) У всех невротиков (без исключения) находятся в бессознательной душевной жизни порывы инверзии, фиксация либидо на лицах своего пола…
b) У психоневротиков можно доказать в бессознательном, в качестве образующих симптомы факторов, различные склонности к переходу анатомических границ и среди них особенно часто и интенсивно такие, которые возлагают роль гениталий на слизистую оболочку рта и заднего прохода.
c) Исключительную роль между образующими симптомы факторами при психоневрозах играют проявляющиеся большей частью в виде противоположных пар частичные влечения, в которых мы узнали носителей новых сексуальных целей, влечение к подглядыванию и эксгибиционизму и активно и пассивно выраженное влечение к жестокости. Участие последнего необходимо для понимания страдания, причиняемого симптомом, и почти всегда оказывает решающее влияние на социальное поведение больных. Посредством этой связи жестокости с либидо совершается превращение любви в ненависть, нежных душевных движений в враждебные, характерные для большего числа невротических случаев и, как кажется, даже для всей паранойи.
Интерес этих результатов повышается еще некоторыми особенностями фактического положения вещей.
а) Там, где в бессознательном находится такое влечение, которое способно составлять пару с противоположным, всегда удается доказать действие и этого противоположного. Каждая «активная» перверзия сопровождается, таким образом, ее «пассивной» парой; кто в бессознательном эксгибиционист, тот одновременно и любит подглядывать, кто страдает от последствий вытеснения садистических душевных движений, у того находится и другой приток к симптомам из источника мазохистической склонности…
b) В резко выраженном случае невроза редко находишь развитым только одно из этих перверзных влечений, большей частью значительное число их и всегда следы всех; но отдельное влечение в интенсивности своей не зависит от развития других…
Приложение 3
Отрывок из статьи А. Грина «Истерия и пограничные состояния: Хиазм. Новые перспективы»
Ретроспективный взгляд на многие классические работы заставляет задуматься о валидности истерического диагноза. И если это не относится к случаю Доры, то гораздо более вероятно, что это соответствует пациентам, упомянутых в «Исследованиях истерии». Но и здесь, как видно, диагностические спектры обнаруживают множество различий. Кроме того, начиная с некоторого времени многие авторы пытаются разделить истериков на «хороших» и «плохих», или же на «доброкачественных» и «злокачественных»…
Попытка определить отношения между истерией и пограничными случаями не может оставить без внимания целый век психоаналитической литературы для первой и половину века для вторых… Затруднительно определить точно природу этих отношений. Между простым истерическим неврозом и пограничными случаями встречаются всевозможные посредники, а комплекс в целом составляет континуум. Кроме того, существование истерических психозов, описанных в основном психиатрами, свидетельствует о способности истерии выходить даже за пределы пограничных случаев…
Истерия, какими бы ни были ее варианты, даже ее временные или конъюнктурные проникновения в поле психоза, остается, по сути, неврозом. Последний ставит на первый план для пациента проблематику отношений <генитальной> любви и сексуальности. Вопрос желания здесь является основным, как и вопрос объектного выбора и идентификаций. Важность фантазматической и эмоциональной жизни, отношение к телу и к депрессивной восприимчивости здесь на первом месте.
Пограничные случаи… могут представлять все, что характеризует истерию, или часть ее черт, но в действительности невротическая организация здесь отсутствует, и мы имеем дело с конфликтными формами, которые, отыгрывая проблематику любви (не всегда проблематику сексуальности), остаются вторичными по отношению к другим аспектам, в первый ряд которых нужно поставить деструктивность, мазохизм, нарциссизм…