- •2.Хіх ғасырдағы орыс әдебиеті дамуының негізгі ерекшеліктері, дәуірлеудің жаңа қағидалары (қысқаша сипаттама).
- •3.Хіх ғасырдың і ширегіндегі әдеби-қоғамдық қозғалыстардың әлеуметтік-психологиялық бейнесі.
- •4.Хіх ғасыр әдебиетіндегі романтизмге сипаттама.
- •5.И. Крылов жаңашылдығы, мысал жанрының дамуы.
- •8.1825 Жылғы желтоқсаншылар қозғалысы және олардың жеңісі мен жеңілісі
- •9.С. Пушкин лирикасының негізгі мотивтері.
- •10. В.А. Жуковский – орыс әдебиеті балладасының негізін қалаушы. Жуковский Василий Андреевич 1783 — 1852
- •Биография
- •Светлана 1813 Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали.
- •13. «Евгений Онегин» романының жазылу тарихы.
- •14. Хіх ғасыр әдебиетіндегі мысал жанрының қалыптасуы, оның белгілері және тарихи эволюциясы. Иван Андреевич Крылов 1760-1844 Первые басни. «Ворона и Лисица».
- •15.А.С. Пушкин және фольклор.
- •16.В.Г.Белинский м.Ю. Лермонтовтың «Герой нашего времени» романы жайында.
- •17. А.С. Пушкин поэзиясында декабристік идеяның көрінуі. 6 суракпен байланысты
- •28. Заманауи ақындар, Пушкин, Баратынский, Батюшков.
- •51.М.Е.Салтыкова-Щедрин «Господа Головлевы» романындағы жанрлық ерекшелік.
- •52. А.С. Пушкиннің «Маленькие трагедии» жинағына енген шығармалардың ортақ тақырыбы мен идеясы
- •Пир во время чумы
- •История создания
- •Художественная ценность
- •53. М.Ю. Лермонтовтың Печерин бейнесін жасаудағы психологиялық шеберлігінің дамуы («Герой нашего времени» романы бойынша).
- •Печорин
- •Образ Печорина
- •54.Н.В. Гогольдің «Мертвые души» шығармасындағы кейіпкерлер жүйесіндегі Чичиков бейнесінің орны мен маңыздылығы.
- •55.А.А. Фетт лирикасындағы махаббаттың, әдеміліктің және мейірімділіктің поэтикалық әлемі.
- •56 М.Ю. Лермонтов философиялық лирикасындағы өлім мен жалғыздық тақырыбы.
- •58. М.Ю. Лермонтовтың «Демон» поэмасының идеясы мен образдары басқа өнер тілінде (музыка, көркем сурет)
- •59..А.С. Пушкин шығармашылығының жанрлық ерекшелігі: өмірі мен лирикасы.
- •60.Ф.М.Достоевский«Преступление и наказание» романындағы қылмыс пен жаза тақырыбының өзіндік әдеби трактаты.
52. А.С. Пушкиннің «Маленькие трагедии» жинағына енген шығармалардың ортақ тақырыбы мен идеясы
«Маленькие трагедии» — цикл коротких пьес А. С. Пушкина, состоит из четырех произведений «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина написаны в 1830 году в Болдино, они посвящены негативным человеческим страстям и порокам.
+++++++++++++
Скупой рыцарь
«Скупой рыцарь» — одна из «маленьких трагедий» Пушкина, написанная в болдинскую осень 1830 года.
Сюжет
Молодой рыцарь Альбер сетует своему слуге Ивану на безденежье, на скупость старого отца-барона и на нежелание ростовщика-еврея Соломона ссудить ему денег взаймы. Во время разговора с Альбером еврей намекает, что получение долгожданного наследства можно приблизить, отравив скрягу-отца. Рыцарь в негодовании изгоняет Соломона вон.
Пока старый барон чахнет в подвале над своими сокровищами, негодуя по поводу того, что наследник когда-нибудь спустит всё накопленное им с таким трудом, Альбер подаёт местному герцогу жалобу на родителя. Спрятавшись в соседней комнате, он подслушивает беседу герцога с отцом.
Когда старый барон начинает обвинять сына в намерении убить и обокрасть его, Альбер врывается в залу. Отец бросает сыну перчатку, тот с готовностью принимает вызов. Со словами «ужасный век, ужасные сердца» герцог в отвращении изгоняет обоих из своего дворца.
Последние мысли умирающего старика вновь обращены к стяжательству: «Где ключи? Ключи, ключи мои!…»
Персонажи
Барон Альбер, сын Барона Иван, слуга Жид (ростовщик) Герцог
Создание и обнародование
Замысел пьесы (возможно, навеянной тяжёлыми отношениями поэта со скупым отцом) витал в голове Пушкина ещё в январе 1826 года (запись в рукописи того времени: «Жид и сын. Граф»). Болдинская рукопись имеет дату «23 октября 1830 г.»; ей предпослан эпиграф из Державина: «Престань и ты жить в погребах, Как крот в ущельях подземельных».
Пушкин решился опубликовать «Скупого рыцаря» только в 1836 году, в первой книжке «Современника» за подписью Р. (французский инициал фамилии Пушкина). Чтобы избежать упрёков в незавершённости пьесы, публикация была обставлена как литературная мистификация, с подзаголовком: «Сцена из Ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight». На самом деле у Ченстона (или Шенстона) нет произведения с таким названием.
«Скупой рыцарь» был назначен к постановке в Александринском театре через три дня после смерти автора, но в итоге был заменён на водевиль (возможно, под нажимом властей, опасавшихся выражения публикой сочувствия к убитому поэту).
+++++++++++++
Моцарт и Сальери
«Моцарт и Сальери» — третья (по авторскому счёту) «маленькая трагедия» Александра Сергеевича Пушкина. Задумана и предварительно набросана в Михайловском в 1826 г. Написана в чрезвычайно плодотворный период, известный в пушкиноведении под названием Первой Болдинской осени (1830 год). Впервые напечатана в альманахе «Северные цветы на 1832 г.».
Зарождение и развитие замысла
Известно, что замысел будущих «Опытов драматических изучений», который впоследствии воплотился в четыре «Маленькие трагедии», возник у А. С. Пушкина после завершения работы над эпохальной трагедией «Борис Годунов». До наших дней дошёл перечень задуманных драматических сюжетов, которые Пушкин в определённом порядке записал на тыльной стороне автографа элегии на смерть своей музы Амалии Ризнич: «Скупой, Ромул и Рем, Моцарт и Сальери, Дон Жуан, Иисус, Беральд Савойский, Павел Первый, Влюблённый бес, Дмитрий и Марина, Курбский». Исследователи установили, что перечень сюжетных замыслов был составлен между июлем 1826 года и октябрём 1828 года; там же были обозначены сюжетные контуры трёх пьес цикла.
Первоначальное название трагедии «Моцарт и Сальери» — «Зависть», что указывает на порок, концептуально актуализированный в произведении. В то же время Пушкин решает отказаться от такого «прямолинейного» названия, поскольку его больше интересует философствующая личность художника-создателя, а не характер терзающегося завистника. Чувство зависти, гложащее пушкинского Сальери, служит лишь импульсом для убийства Моцарта. В то же время он руководствуется совершенно другими понятиями и представлениями, в первую очередь, искренней и непреложной верой в собственное избранничество, присущее «гордому Сальери», как он себя воспринимает.
В 1824—1825 гг. в печати широко распространилось известие, что Сальери на смертном одре признался в отравлении им Моцарта. Друзья Сальери выступили против этого, как против клеветы, считая его признание результатом психического расстройства. В бумагах Пушкина сохранилась следующая заметка, набросанная им в начале 30-х годов:
«В первое представление „Дон Жуана“, в то время, когда весь театр упивался гармонией Моцарта, раздался свист — все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы — в бешенстве, снедаемый завистью. Сальери умер 8 лет тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении — в отравлении Моцарта. Завистник, который мог освистать „Дон Жуана“, мог отравить его творца».
Сюжет и концепция
Первый намёк на созревание страшного замысла убийства заявлен в сцене, когда Моцарт наигрывает свою «безделицу», а окончательно в рассудке Сальери закрепляется преступное намерение тогда, когда после сочинения этой «безделицы» непритворно заворожённый Моцарт останавливается у трактира и слушает слепого скрипача. По мнению Сальери, он обязан «остановить его» ради спасения высшей справедливости, ради избавления человечества от слишком райских песен, которые оно, состоящее из «чад праха», неспособно воспринимать. Пушкинский Сальери — совершенно особый тип: он отнюдь не «маленький человек», поверженный величием Моцарта: наоборот, он сам искренне презирает «маленьких людей» и испытывает откровенную ненависть к гениям, а осуществление страшного замысла Сальери мотивирует сам для себя тем, что необходимо спасти «жрецов и служителей музыки» от неминуемой гибели. Сальери — типичный представитель «человека середины», «маленькие люди» для него чересчур малы, а гении — неоправданно велики, и именно он, Сальери, призван исправить существующее положение.
Что касается Моцарта, то он лишён способности верить в свое божественное мессианское предназначение, что также утверждает Сальери в его преступном намерении: в ответ на замечание Сальери о том, что «Моцарт бог», Моцарт в шутку отвечает, что его «божество проголодалось». Он в данном случае представляет собой полную противоположность Сальери, который ни на миг не сомневается в собственном избранничестве. Именно в речи прямого, доверчивого и простодушного Моцарта отсутствуют так называемые апарте (реплики в сторону), которыми буквально пропитана речь Сальери. Он даже не подозревает о роковом замысле Сальери, поэтому без всяких колебаний принимает протянутую ему «чашу дружбы», поскольку ему чуждо само представление о преступлении. Пушкин в образе Моцарта сумел воплотить свой идеал «прямого поэта», который «сетует душой на пышных играх Мельпомены и улыбается забаве площадной и вольности лубочной сцены».
Истина, изречённая Моцартом «Гений и злодейство — две вещи несовместные», манифестирующая центральную идею текста, так и оказывается непонятой Сальери, ослеплённым верой в своё высшее предопределение, в свою роль восстановителя великой справедливости. В то же время его «дикий крик», направленный вслед уходящему Моцарту, может свидетельствовать о тщательно скрываемом смятении, тяжком противоборстве, царящем в душе Сальери: «Неправда: / А Бонаротти? Или это сказка / Тупой бессмысленной толпы — и не был / убийцею создатель Ватикана?». Таким образом, Сальери ищет оправдания, вспоминая старую легенду о том, что Микеланджело убил натурщика для придания большей достоверности скульптурному произведению. На этом вопросе обрывается действие в соответствии с концепцией кажущейся незаконченности, которая объединяет все четыре «маленьких трагедии».
+++++++++++++
Каменный гость
«Каменный гость» — пьеса из цикла «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, написанная в период «болдинской осени».
Идея, образ, прототип
Севильский обольститель Дон Жуан.
Пушкин первым представил Дона Жуана — «вечного» героя комедии — действующим лицом трагедии. Встретив Дону Анну, герой полюбил ее и в образе желанной женщины возлюбил добродетель. Однако этим он переступает роль, начертанную ему судьбой. Дон Жуан, отрекшийся от промысла распутника и обольстителя, в пространстве трагедии обречен на гибель.
Аналоги образа
Образ севильского обольстителя Дон Жуана до Пушкина воплощали в своих произведениях Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Гофман, Байрон, Грабе.
Пьеса Пушкина была написана после того, как он увидел премьеру русской версии оперы Дон Жуан Моцарта. Пушкин заимствовал некоторые элементы либретто Да Понте, но написал своё оригинальное произведение.
