
Основные способы получения катализаторов и носителей
В традиционных способах получения катализаторов и носителей используются следующие физико-химические процессы:
Реакция двойного обмена солей в растворе, например, при получении алюмосиликатов (силикагелей, ГПК и др.):
Na2SiO3 + Al2(SO4)3 ↓AlSiOx (регулируемые параметры: температура, рН среды, соотношение Si/Al (модуль)) – для катализаторов и носителей всех типов, кроме скелетных. Недостаток: много сточных вод.
Соосаждение нерастворимых соединений элементов (оксидов, гидроксидов, сульфидов, карбонатов и др.) – главным образом, для многокомпонентных оксидных ( сульфидных) катализаторов.
Сухое (влажное) смешение солей, а также гелей оксидов, гидроксидов, карбонатов, солей (лучше с механохимической обработкой). Недостаток: низкая степень взаимодействия между компонентами.
Пропитка готового носителя растворимыми солями металлов (хлориды, нитраты) с последующим термическим разложением солей.
Недостаток – загрязнение окружающей среды HCl, NOx и др.
Термолиз соединений металлов (гидроксидов, карбонатов, нитратов и карбонилов) в массе или на поверхности носителя с отщеплением воды, СО2, NOx и СО, например:.
Fe(CO)x ↓Fe (FeCx + FeOx) + CO↑
В способах 1-5 также используют следующие общие нехимические стадии, такие как: старение золя (геля), коагуляция золя с получением геля промывка частиц геля, сушка (обычно распылительная) и прокаливание твердых частиц, формование частиц (на стадии распыления, коагуляции золя в масле) или прессование порошка в пресс-форме.
Скелетные металлические катализаторы типа Ренея (для гидрирования органических соединений) получают с применением стадии сплавления каталитически активного металла с нейтральным и затем сплав измельчают и вытравляют нейтральный металл с поверхности, например, классический никель Ренея получают таким образом:
NiAl + NaOH Ni-(NiAl1-x) + NaAlO2
Недостаток метода: такие катализаторы очень пирофорны (хранят в защитной среде).
Нетрадиционные способы получения катализаторов получили развитие в последней четверти ХХ века, в связи с необходимостью управления свойствами катализаторов различных процессов на стадии приготовления.
Здесь следует упомянуть методы молекулярного наслаивания (МС) и прививки различных комплексов и/или элементорганических соединений на поверхности носителя. В этих методах используется реакционная способность гидроксильных групп носителя. Например, для получения ванадиевых катализаторов МС можно использовать реакции:
≡SiOH + VCl (≡SiO)-(VOx)Cl
(≡SiO)-(VO)Cl + SiH3Cl(≡SiO)(VOx) (SiOH) и т.д.
Для получения привитых металлокомплексных катализаторов можно использовать реакции:
≡SiOH + HRPtLx(CO)y ≡SiO-(R)PtLx(CO)y ≡SiO-(R)PtLx
где R –углеводородная «ножка», L –лиганд, типа трифенилфосфина и т.п.
Однако все такие структуры формируются в условиях взаимодействия элементорганических (галоидных) соединений, которые сильно отличаются от условий реального катализа, где происходит перестройка поверхности. Однако на этом пути (экспериментально весьма трудоемким) не было получено каких-либо обнадеживающих результатов.
Это связано с основным идеологическим недостатком, присущим всем методам приготовления, отсутствие достаточной информации на поверхности о последующей эксплуатации катализатора. Главным образом, эта информация (неявно) вводилась путем выбора исходного соединения активного металла и условий его предварительной обработки. Все остальные параметры при разработке новых катализаторов подбирались методом «проб и ошибок» по схеме:






Предшественник Þ Предв. обработка Þ Испытание катализатора
Другими словами, исследователь подбирает соответствующий предшественник активного компонента катализатор, условия предварительной обработки и проводит т.н. «скрининг» образцов. При получении неудовлетворительных результатов, вся процедура повторяется вновь для другого предшественника катализатора. Ясно, что такая процедура является весьма трудоемкой и мало эффективной. В результате в настоящее время приготовление катализаторов это скорее искусство, чем наука. Еще более трудно предсказать свойства катализатора до его испытания.
Достаточно очевидно, что для получения катализатора с заданными свойствами необходимо записать информацию (программу) о желаемой реакции на его поверхности. При этом целесообразно подавить центры нежелательных превращений (если они имеются на поверхности). Следует отметить, что в природе эта задача решена на примере катализаторов – ферментов. Поэтому можно надеяться на решение проблемы и для гетерогенного катализа.
Для решения задачи необходимы общие сведения о реакциях типа:
Газ1 + Поверхность (твердого тела) Модиф. Поверхность + Газ2 .
Такие реакции называются топохимическими. Обычно они начинаются вблизи различных дефектов на поверхности твердого тела. Дифференциальные и интегральные кривые таких реакций имеют вид:
При постоянном числе независимо растущих изотропных ядер твердой фазы, на поверхности которых локализована реакция (допущение Рог-Шульц) для сферы S~ V2/3 или ~n2/3
dn/dt = kп2/3 (6.24)
Очевидно, для начального периода реакции, когда можно пренебречь перекрыванием ядер, уравнение (2.24) может оказаться хорошим приближением.
Для случая, когда вся поверхность кристалла покрыта зародышами, так что образуется сплошной слой твердого продукта, из аналогичных соображений следует уравнение «сжимающейся сферы»
dn/dt = k(а-п)2/3 (6.25)
где а — начальное количество твердого реагента.
После интегрирования выражения (2.25) получаем
а1/3 - (а - п)1/3 = kt или 1 -(1 -х)1/3 = кt (6.26)
Аналогичный подход для случая кристалла определенной формы, поверхность которого сокращается в результате реакции, был использован и в работах [21].
Очевидно, уравнение (6.26) будут хорошим приближением, если в начале реакции быстро образуется сплошной слой твердого продукта, толщина которого растет во времени, и можно пренебречь диффузионным сопротивлением этого слоя. Если же к моменту образования сплошного слоя твердого продукта степень превращения существенно отлична от нуля, уравнение можно модифицировать, приняв граничные условия х = х max при t = tmax вместо х = 0 при t= 0. Тогда уравнение (6.26) запишется в виде
n1/3max - (nmax-n)1/3= k(t-tmax) (6.27)
(«max» помечены значения переменных величин, соответствующие максимуму скорости реакции).
Уравнения (6.26) успешно применяли для описания кинетики реакций разложения перманганатов, карбонатов, оксалатов, гидратов окислов и других веществ.
Наиболее популярным кинетическим уравнением является уравнение Ерофеева, которое имеет вид
х = 1 - ехр (-ktп) или - ln (1 - х) = ktп (6.28)
Это уравнение широко использовалось для описания кинетики реакций термического разложения и взаимодействия твердого тела с газом.
Постановка задачи: модифицирование поверхности на стадии приготовления катализатора путем обработки реагентом, который обеспечивает информацию о:
подавлении нежелательных превращениях реагента/субстрата
желательном продукте
Для осуществления поставленной задачи важно выбрать природу реагента, модифицирующего поверхность. Например, недостаточно обрабатывать катализатор продуктом, поскольку информация, переданная поверхности на стадии обработки, легко может исчезнуть в ходе самого катализа.
Таким образом, можно придти к выводу, что для закрепления информации на поверхности твердого катализатора, содержащего металлы (или их соединения) реагент должен иметь элементорганическую природу. При этом элемент обеспечивает связь с катализатором, а органическая часть несет информацию о желательном продукте. Поскольку речь идет о катализаторах, содержащих металлы, также важен правильный выбор элемента, а именно, он должен обладать к сродством к активному металлу катализатора, например, образовывать твердый раствор и/или интерметаллид.
Иллюстрация подхода на примере модельной реакции дегидрирования циклогексана в бензол. Эта реакция на никельсодержащих катализаторах протекает при температуре 250-300оС с побочным образованием метана за счет нежелательного гидрогенолиза. Побочная реакция протекает на сильно дефектных центрах поверхности, которые также являются центрами топохимического превращения твердого тела катализатора.
Выбор реагента-модификатора поверхности: взяты органические соединения олова. Известно, что олово образует с никелем достаточно устойчивые интерметаллиды; кроме того, олово подавляет гидрогенолиз и дегидрирование по связи С-С. Следовательно, введенная информация будет сохраняться на поверхности. Для получения максимального эффекта важно ввести олово именно вблизи центров, ведущих гидрогенолиз.
Реализация задачи: поверхность никельсодержащих катализаторов обрабатывают органическими соединениями олова в атмосфере водорода при температуре, обеспечивающей частичный гидрогенолиз связи Sn-C.
Достигнутый эффект: максимальный выход бензола увеличен от 40-45% (на Ni) до 98% (на NiSnRx).
Объяснение эффекта: на модифицированной поверхности при 250-300оС скорость гидрогенолиза подавлена приблизительно в 100 раз, при практически полном сохранении активности катализатора в реакции дегидрирования по связи С-С. Другие способы модифицирования оловом приводили к подавлению активности катализатора как в процессе гидрогенолиза, так и дегидрирования по связи С-С. Поэтому для таких катализаторов выход бензола не превышал 70%. Кроме того, такие катализаторы работали нестабильно (с воспламенением поверхности).
С использованием этого подхода были разработаны высокоселективные и стабильные биметаллические Pd-катализаторы гидрирования диенов в олефины и ароматизации углеводородов, а также Сu и Ni-катализаторы конденсации и дегидрирования.
Теперь рассмотрим наиболее трудные задачи по кинетической обработке данных
Как вам уже известно из лабораторного практикума, часто кинетику исследуют, измеряя не концентрации реагентов, а какое-либо общее свойство реакционной смеси, например, электропроводность, общее давление в реакторе, или объем реакционной смеси. В таких случаях необходимо уметь выражать кинетические параметры (концентрацию, степени превращения) через измеряемые значения свойства (давление, объем и т.п.).
В общем виде задачи такого типа имеют следующий вид. Для данной схемы реакции приведена временная зависимость общего давления (или объема) смеси. Необходимо найти вид кинетического уравнения и константу скорости.
На первом этапе решения надо выразить неизвестное давление продукта (или его объема, или число молей) через данные величины.
Затем выражают б/р концентрацию (или степень превращения) через данные величины и рассчитывают константу скорости для реакции данного порядка.
Пример 1. Дана реакция в газовой фазе: А превращается в три продукта. Ацетон СО + Н2 + этилен
Кинетика исследована по увеличению общего давления (Р∑) реакционной смеси во времени. Примем, что давление СО равно х.
Тогда для любого момента t: Р∑(t) = Р0 – х + 3х = Р0 + 2х, откуда можно найти х = (Р∑(t) - Р0)/2. Затем найдем Ра = Р0 – х = (3Р0 –Р∑)/2 и безразмерную концентрацию α =Ра/Р0 = (3Р0 –Р∑)/2 Р0. Для реакции 1го порядка, как известно k = -lnα/t. Результаты расчета приведены в таблице. Вывод: так как константа скорости не изменяется во времени, кинетика реакции действительно описывается ур. 1го порядка.
Таблица 1. Исходные и расчетные величины для определения константы скорости реакции
Время, мин |
Р∑(t), кПа |
α =Ра/Р0 |
Константа скорости, мин-1 |
0 |
41,59 |
1 |
- |
6,5 |
54,38 |
0,846 |
0,0257 |
13 |
65,05 |
0,718 |
0,0255 |
19,9 |
74,91 |
0,5994 |
0,0257 |
Пример 2. Дана реакция второго порядка газовой фазе: 2 С4Н6 винилциклогексен. При этом общее давление (Р∑) реакционной смеси уменьшается во времени. Примем, что давление продукта равно х.
Тогда для любого момента t: Р∑(t) = Р0 – 2х + х = Р0 - х, откуда можно найти х = Р0- Р∑(t). Затем найдем Ра = Р0 – 2х = 2Р∑- Р0 и безразмерную концентрацию α =(2Р∑- Р0)/Р0 или 1/α =Р0/Ра = Р0 /(2Р∑- Р0.). Для реакции 2го порядка, как известно k = ((1/α) -1))/С0t. Результаты расчета приведены в таблице. Видно, что константа скорости не изменяется во времени, кинетика реакции действительно описывается ур. 2го порядка.
Таблица 2. Исходные и расчетные величины для определения константы скорости реакции
Время, мин |
Р∑(t), кПа |
1/α =Р0/Ра |
Константа ск., М-1*мин-1 |
0 |
84,2 |
1 |
- |
6,12 |
80,9 |
1,085 |
0,959 |
22 |
74,2 |
1,3115 |
0,977 |
38 |
69,5 |
1,5365 |
0,974 |
Пример 3.
Дана реакция в газовой фазе: эфир превращается в 2 продукта.
С2Н6О Н2О + С2Н4
При этом общее давление (Р∑) реакционной смеси увеличивается во времени. Примем, что давление воды равно х.
Тогда для любого момента t: Р∑(t) = Р0 – х + 2х = Р0 + х, откуда можно найти х = (Р∑(t) - Р0). Затем найдем Ра = Р0 – х = 2Р0 –Р∑ и безразмерную концентрацию α =Ра/Р0= (2Р0 –Р∑)/Р0. С учетом стехиометрии реакции и конечного давления находим Р0 = Р∞/2. Для реакции 1го порядка, как известно k = -lnα/t. Результаты расчета приведены в таблице. Вывод: кинетика реакции действительно описывается ур. 1го порядка.
Таблица 3. Исходные и расчетные величины для определения константы скорости реакции
Время, мин |
Р∑(t), кПа |
α =2 –Р∑/Р0 |
100*Константа ск., мин-1 |
0 |
155 |
1 |
- |
6,5 |
168 |
0,916 |
1,35 |
12 |
178 |
0,852 |
1,33 |
18 |
188 |
0,787 |
1,33 |
∞ |
310 |
0 |
- |
Пример 4.
Дана реакция разложения:
СаСО3 СаО + СО2
Кинетику реакции исследуют по объему выделившегося диоксида углерода (V∑) в реакторе емкостью 100 мл. С учетом стехиометрии реакции и конечного объема диоксида углерода (см. табл. 4) найдем число молей СаСО3 равное N= 2,6 ммоль. Тогда C0 = 26 ммоль/л. Предположим нулевой порядок реакции и рассчитаем k = xC0/t.
Таблица 4. Исходные и расчетные величины для определения константы скорости реакции
Время, мин |
V∑(t), мл |
х/t, мин-1 |
Константа ск., мM*мин-1 |
0 |
- |
0 |
- |
9 |
26 |
0,0496 |
1,29 |
12,5 |
35,6 |
0,0489 |
1,27 |
16,0 |
46,5 |
0,0499 |
1,30 |
∞ |
58,2 |
0 |
- |
Вывод: так как константа скорости не изменяется во времени, кинетика реакции действительно описывается ур. нулевого порядка.
В заключение приведем итоговую таблицу