Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsia_10_9_otsyuda_kataliz.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
312.74 Кб
Скачать

Основные способы получения катализаторов и носителей

В традиционных способах получения катализаторов и носителей используются следующие физико-химические процессы:

  1. Реакция двойного обмена солей в растворе, например, при получении алюмосиликатов (силикагелей, ГПК и др.):

Na2SiO3 + Al2(SO4)3  ↓AlSiOx (регулируемые параметры: температура, рН среды, соотношение Si/Al (модуль)) – для катализаторов и носителей всех типов, кроме скелетных. Недостаток: много сточных вод.

  1. Соосаждение нерастворимых соединений элементов (оксидов, гидроксидов, сульфидов, карбонатов и др.) – главным образом, для многокомпонентных оксидных ( сульфидных) катализаторов.

  2. Сухое (влажное) смешение солей, а также гелей оксидов, гидроксидов, карбонатов, солей (лучше с механохимической обработкой). Недостаток: низкая степень взаимодействия между компонентами.

  3. Пропитка готового носителя растворимыми солями металлов (хлориды, нитраты) с последующим термическим разложением солей.

Недостаток – загрязнение окружающей среды HCl, NOx и др.

  1. Термолиз соединений металлов (гидроксидов, карбонатов, нитратов и карбонилов) в массе или на поверхности носителя с отщеплением воды, СО2, NOx и СО, например:.

Fe(CO)xFe (FeCx + FeOx) + CO

В способах 1-5 также используют следующие общие нехимические стадии, такие как: старение золя (геля), коагуляция золя с получением геля промывка частиц геля, сушка (обычно распылительная) и прокаливание твердых частиц, формование частиц (на стадии распыления, коагуляции золя в масле) или прессование порошка в пресс-форме.

Скелетные металлические катализаторы типа Ренея (для гидрирования органических соединений) получают с применением стадии сплавления каталитически активного металла с нейтральным и затем сплав измельчают и вытравляют нейтральный металл с поверхности, например, классический никель Ренея получают таким образом:

NiAl + NaOH  Ni-(NiAl1-x) + NaAlO2

Недостаток метода: такие катализаторы очень пирофорны (хранят в защитной среде).

Нетрадиционные способы получения катализаторов получили развитие в последней четверти ХХ века, в связи с необходимостью управления свойствами катализаторов различных процессов на стадии приготовления.

Здесь следует упомянуть методы молекулярного наслаивания (МС) и прививки различных комплексов и/или элементорганических соединений на поверхности носителя. В этих методах используется реакционная способность гидроксильных групп носителя. Например, для получения ванадиевых катализаторов МС можно использовать реакции:

  • ≡SiOH + VCl  (≡SiO)-(VOx)Cl

  • (≡SiO)-(VO)Cl + SiH3Cl(≡SiO)(VOx) (SiOH) и т.д.

Для получения привитых металлокомплексных катализаторов можно использовать реакции:

  • ≡SiOH + HRPtLx(CO)y  ≡SiO-(R)PtLx(CO)y ≡SiO-(R)PtLx

где R –углеводородная «ножка», L –лиганд, типа трифенилфосфина и т.п.

Однако все такие структуры формируются в условиях взаимодействия элементорганических (галоидных) соединений, которые сильно отличаются от условий реального катализа, где происходит перестройка поверхности. Однако на этом пути (экспериментально весьма трудоемким) не было получено каких-либо обнадеживающих результатов.

Это связано с основным идеологическим недостатком, присущим всем методам приготовления, отсутствие достаточной информации на поверхности о последующей эксплуатации катализатора. Главным образом, эта информация (неявно) вводилась путем выбора исходного соединения активного металла и условий его предварительной обработки. Все остальные параметры при разработке новых катализаторов подбирались методом «проб и ошибок» по схеме:

Предшественник Þ Предв. обработка Þ Испытание катализатора

Другими словами, исследователь подбирает соответствующий предшественник активного компонента катализатор, условия предварительной обработки и проводит т.н. «скрининг» образцов. При получении неудовлетворительных результатов, вся процедура повторяется вновь для другого предшественника катализатора. Ясно, что такая процедура является весьма трудоемкой и мало эффективной. В результате в настоящее время приготовление катализаторов это скорее искусство, чем наука. Еще более трудно предсказать свойства катализатора до его испытания.

Достаточно очевидно, что для получения катализатора с заданными свойствами необходимо записать информацию (программу) о желаемой реакции на его поверхности. При этом целесообразно подавить центры нежелательных превращений (если они имеются на поверхности). Следует отметить, что в природе эта задача решена на примере катализаторов – ферментов. Поэтому можно надеяться на решение проблемы и для гетерогенного катализа.

Для решения задачи необходимы общие сведения о реакциях типа:

Газ1 + Поверхность (твердого тела)  Модиф. Поверхность + Газ2 .

Такие реакции называются топохимическими. Обычно они начинаются вблизи различных дефектов на поверхности твердого тела. Дифференциальные и интегральные кривые таких реакций имеют вид:

При постоянном числе независимо растущих изотропных ядер твердой фазы, на поверхности которых локализована реакция (допущение Рог-Шульц) для сферы S~ V2/3 или ~n2/3

dn/dt = kп2/3 (6.24)

Очевидно, для начального периода реакции, когда можно пренебречь перекрыванием ядер, уравнение (2.24) может ока­заться хорошим приближением.

Для случая, когда вся поверхность кристалла покрыта за­родышами, так что образуется сплошной слой твердого про­дукта, из аналогичных соображений следует уравнение «сжи­мающейся сферы»

dn/dt = k(а-п)2/3 (6.25)

где а — начальное количество твердого реагента.

После интегрирования выражения (2.25) получаем

а1/3 - (а - п)1/3 = kt или 1 -(1 -х)1/3 = кt (6.26)

Аналогичный подход для случая кристалла определенной формы, поверхность которого сокращается в результате реакции, был использован и в работах [21].

Очевидно, уравнение (6.26) будут хорошим приближением, если в начале реакции быстро образуется сплошной слой твер­дого продукта, толщина которого растет во времени, и можно пренебречь диффузионным сопротивлением этого слоя. Если же к моменту образования сплошного слоя твердого продукта сте­пень превращения существенно отлична от нуля, уравнение мож­но модифицировать, приняв граничные условия х = х max при t = tmax вместо х = 0 при t= 0. Тогда уравнение (6.26) запи­шется в виде

n1/3max - (nmax-n)1/3= k(t-tmax) (6.27)

max» помечены значения переменных величин, со­ответствующие максимуму скорости реакции).

Уравнения (6.26) успешно применяли для описания кинетики реакций разложения перманганатов, карбонатов, оксалатов, гидратов окислов и других веществ.

Наиболее популярным кинетическим уравне­нием является уравнение Ерофеева, которое имеет вид

х = 1 - ехр (-ktп) или - ln (1 - х) = ktп (6.28)

Это уравнение широко использовалось для описания кине­тики реакций термического разложения и взаимодействия твер­дого тела с газом.

Постановка задачи: модифицирование поверхности на стадии приготовления катализатора путем обработки реагентом, который обеспечивает информацию о:

  • подавлении нежелательных превращениях реагента/субстрата

  • желательном продукте

Для осуществления поставленной задачи важно выбрать природу реагента, модифицирующего поверхность. Например, недостаточно обрабатывать катализатор продуктом, поскольку информация, переданная поверхности на стадии обработки, легко может исчезнуть в ходе самого катализа.

Таким образом, можно придти к выводу, что для закрепления информации на поверхности твердого катализатора, содержащего металлы (или их соединения) реагент должен иметь элементорганическую природу. При этом элемент обеспечивает связь с катализатором, а органическая часть несет информацию о желательном продукте. Поскольку речь идет о катализаторах, содержащих металлы, также важен правильный выбор элемента, а именно, он должен обладать к сродством к активному металлу катализатора, например, образовывать твердый раствор и/или интерметаллид.

Иллюстрация подхода на примере модельной реакции дегидрирования циклогексана в бензол. Эта реакция на никельсодержащих катализаторах протекает при температуре 250-300оС с побочным образованием метана за счет нежелательного гидрогенолиза. Побочная реакция протекает на сильно дефектных центрах поверхности, которые также являются центрами топохимического превращения твердого тела катализатора.

Выбор реагента-модификатора поверхности: взяты органические соединения олова. Известно, что олово образует с никелем достаточно устойчивые интерметаллиды; кроме того, олово подавляет гидрогенолиз и дегидрирование по связи С-С. Следовательно, введенная информация будет сохраняться на поверхности. Для получения максимального эффекта важно ввести олово именно вблизи центров, ведущих гидрогенолиз.

Реализация задачи: поверхность никельсодержащих катализаторов обрабатывают органическими соединениями олова в атмосфере водорода при температуре, обеспечивающей частичный гидрогенолиз связи Sn-C.

Достигнутый эффект: максимальный выход бензола увеличен от 40-45% (на Ni) до 98% (на NiSnRx).

Объяснение эффекта: на модифицированной поверхности при 250-300оС скорость гидрогенолиза подавлена приблизительно в 100 раз, при практически полном сохранении активности катализатора в реакции дегидрирования по связи С-С. Другие способы модифицирования оловом приводили к подавлению активности катализатора как в процессе гидрогенолиза, так и дегидрирования по связи С-С. Поэтому для таких катализаторов выход бензола не превышал 70%. Кроме того, такие катализаторы работали нестабильно (с воспламенением поверхности).

С использованием этого подхода были разработаны высокоселективные и стабильные биметаллические Pd-катализаторы гидрирования диенов в олефины и ароматизации углеводородов, а также Сu и Ni-катализаторы конденсации и дегидрирования.

Теперь рассмотрим наиболее трудные задачи по кинетической обработке данных

Как вам уже известно из лабораторного практикума, часто кинетику исследуют, измеряя не концентрации реагентов, а какое-либо общее свойство реакционной смеси, например, электропроводность, общее давление в реакторе, или объем реакционной смеси. В таких случаях необходимо уметь выражать кинетические параметры (концентрацию, степени превращения) через измеряемые значения свойства (давление, объем и т.п.).

В общем виде задачи такого типа имеют следующий вид. Для данной схемы реакции приведена временная зависимость общего давления (или объема) смеси. Необходимо найти вид кинетического уравнения и константу скорости.

  • На первом этапе решения надо выразить неизвестное давление продукта (или его объема, или число молей) через данные величины.

  • Затем выражают б/р концентрацию (или степень превращения) через данные величины и рассчитывают константу скорости для реакции данного порядка.

Пример 1. Дана реакция в газовой фазе: А превращается в три продукта. Ацетон  СО + Н2 + этилен

Кинетика исследована по увеличению общего давления (Р) реакционной смеси во времени. Примем, что давление СО равно х.

Тогда для любого момента t: Р(t) = Р0 – х + 3х = Р0 + 2х, откуда можно найти х = (Р(t) - Р0)/2. Затем найдем Ра = Р0 – х = (3Р0 –Р)/2 и безразмерную концентрацию α =Ра/Р0 = (3Р0 –Р)/2 Р0. Для реакции 1го порядка, как известно k = -lnα/t. Результаты расчета приведены в таблице. Вывод: так как константа скорости не изменяется во времени, кинетика реакции действительно описывается ур. 1го порядка.

Таблица 1. Исходные и расчетные величины для определения константы скорости реакции

Время, мин

Р(t), кПа

α =Ра/Р0

Константа скорости, мин-1

0

41,59

1

-

6,5

54,38

0,846

0,0257

13

65,05

0,718

0,0255

19,9

74,91

0,5994

0,0257

Пример 2. Дана реакция второго порядка газовой фазе: 2 С4Н6  винилциклогексен. При этом общее давление (Р) реакционной смеси уменьшается во времени. Примем, что давление продукта равно х.

Тогда для любого момента t: Р(t) = Р0 – 2х + х = Р0 - х, откуда можно найти х = Р0- Р(t). Затем найдем Ра = Р0 – 2х = 2Р- Р0 и безразмерную концентрацию α =(2Р- Р0)/Р0 или 1/α =Р0/Ра = Р0 /(2Р- Р0.). Для реакции 2го порядка, как известно k = ((1/α) -1))/С0t. Результаты расчета приведены в таблице. Видно, что константа скорости не изменяется во времени, кинетика реакции действительно описывается ур. 2го порядка.

Таблица 2. Исходные и расчетные величины для определения константы скорости реакции

Время, мин

Р(t), кПа

1/α =Р0/Ра

Константа ск., М-1*мин-1

0

84,2

1

-

6,12

80,9

1,085

0,959

22

74,2

1,3115

0,977

38

69,5

1,5365

0,974

Пример 3.

Дана реакция в газовой фазе: эфир превращается в 2 продукта.

С2Н6О  Н2О + С2Н4

При этом общее давление (Р) реакционной смеси увеличивается во времени. Примем, что давление воды равно х.

Тогда для любого момента t: Р(t) = Р0 – х + 2х = Р0 + х, откуда можно найти х = (Р(t) - Р0). Затем найдем Ра = Р0 – х = 2Р0 –Р и безразмерную концентрацию α =Ра/Р0= (2Р0 –Р)/Р0. С учетом стехиометрии реакции и конечного давления находим Р0 = Р/2. Для реакции 1го порядка, как известно k = -lnα/t. Результаты расчета приведены в таблице. Вывод: кинетика реакции действительно описывается ур. 1го порядка.

Таблица 3. Исходные и расчетные величины для определения константы скорости реакции

Время, мин

Р(t), кПа

α =2 –Р0

100*Константа ск., мин-1

0

155

1

-

6,5

168

0,916

1,35

12

178

0,852

1,33

18

188

0,787

1,33

310

0

-

Пример 4.

Дана реакция разложения:

СаСО3  СаО + СО2

Кинетику реакции исследуют по объему выделившегося диоксида углерода (V) в реакторе емкостью 100 мл. С учетом стехиометрии реакции и конечного объема диоксида углерода (см. табл. 4) найдем число молей СаСО3 равное N= 2,6 ммоль. Тогда C0 = 26 ммоль/л. Предположим нулевой порядок реакции и рассчитаем k = xC0/t.

Таблица 4. Исходные и расчетные величины для определения константы скорости реакции

Время, мин

V(t), мл

х/t, мин-1

Константа ск., мM*мин-1

0

-

0

-

9

26

0,0496

1,29

12,5

35,6

0,0489

1,27

16,0

46,5

0,0499

1,30

58,2

0

-

Вывод: так как константа скорости не изменяется во времени, кинетика реакции действительно описывается ур. нулевого порядка.

В заключение приведем итоговую таблицу

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]