
- •53. Революционная эмансипация североамериканских колоний
- •1. К. Маркс, Гражданская война в Северной Америке. К. Маркс. Энгельс, Сочинения, т. XII, ч. II, стр. 237.
- •Начало конфликта между Англией и колониями (1761—1764)
- •Борьба против акта о гербовом сборе (1765—1766). Дальнейшее обострение конфликта (1767-1774)
- •Памфлет "здравый смысл" и независимость
53. Революционная эмансипация североамериканских колоний
Исторические особенности революции в североамериканских колониях Англии
Характер американской революции
Перейдем теперь к выводам о характере американской революции конца XVIII в. Главный вопрос этой буржуазной революции — вопрос о независимости — был разрешен благодаря самоотверженной борьбе народных масс, но под руководством буржуазии. Народные массы сыграли решающую роль в борьбе колоний за независимость.
Однако в общеколониальном масштабе руководство борьбой за независимость сохранили крупная буржуазия и рабовладельцы. Демократической централизации власти не было. Фактически централизация осуществлялась главным образом главнокомандующим — Вашингтоном, сторонником господства верхушки буржуазии и плантаторов.
Когда же массы выступили в 1786 г. самостоятельно, стремясь пойти дальше, чем этого хотела буржуазия, они потерпели поражение. Народное движение Шейса было подавлено. В Америке дело не дошло до революционно-демократической диктатуры, как позднее во Франции.
Революционная война XVIII в. в Америке была, таким образом, национально-буржуазным объединительным движением, при активном участии масс, под политическим руководством буржуазии и части плантаторов-рабовладельцев. Установившаяся после войны американская республика конца XVIII — первой половины XIX в. была господством буржуазии, делившей власть с рабовладельцами.
Если всякой буржуазной революции присуща в той или иной степени тенденция превращения в революцию буржуазно-демократическую, то эта тенденция в Америке проявилась главным образом в колониях Новой Англии и в западной Виргинии, где большую роль сыграло местное ополчение (милиция) и связанные с массами «корреспондентские комитеты» и «комитеты безопасности». В масштабе же всей страны эта тенденция не получила развития. В то время как народные массы требовали ограничения собственности, твердых цен на продукты, конфискации земли лоялистов, а в период восстания Шейса даже раздавались голоса о необходимости уравнения имуществ, буржуазия в противоположность народным массам тормозила развитие буржуазно-демократической революции, сохранила рабство, разрешила аграрный вопрос в интересах плантаторов и земельных спекулянтов. В результате революция XVIII в. была буржуазной. Конституция США 1787 г. «признавала рабов собственностью и обязывала союзное правительство эту собственность защищать» (1).
В истории буржуазной демократии конституция 1787 г. явилась новым этапом. Эта конституция, признававшая идею народного суверенитета и включившая в свой состав в 1791 г.
---------------------------------------------------------
1. К. Маркс, Гражданская война в Северной Америке. К. Маркс. Энгельс, Сочинения, т. XII, ч. II, стр. 237.
---------------------------------------------------------
столь важный для народных масс билль о правах, была наиболее передовой действующей конституцией того времени, более передовой, чем английская парламентарная монархия с ее неписаной конституцией. При этом конституция 1787 г., выработанная в период подавления народного восстания во главе с Шейсом, была менее демократична, чем конституция 1781 г., созданная в годы войны за независимость в обстановке большого подъема народных масс. Централизация политической власти в США способствовала развитию капиталистических отношений с их непримиримыми противоречиями. Эта централизация имела прогрессивное значение, но прогресс в обществах с эксплуататорским строем идет через усиление эксплуатации народных масс.
В ходе войны за независимость в Америке укрепился капиталистический строй и создались условия для нового этапа развития и распространения плантационного рабства.
Если английская буржуазная революция XVII в. происходила под религиозными лозунгами, а французская буржуазная революция следующего столетия была революцией с светской идеологией борющихся классов, то буржуазная революция в Америке занимала промежуточное место, хотя и значительно более близкое к французской революции, чем к английской. Правда, королевский торийский лагерь был в то же время лагерем, где господствовала возглавленная королем англиканская церковь. Но в лагере вигов, хотя и избрали командирами рот лучших проповедников, не было единой церкви. Декларация независимости апеллировала к богу, но только как к творцу людей. Написавший ее Т. Джефферсон был деистом и оставлял богу лишь право сотворить человека. Во всем остальном, по его убеждению, человек действовал без вмешательства провидения.
Закончилась революция провозглашением принципа отделения церкви от государства, хотя этот принцип и не был проведен последовательно в жизнь. Таким образом, в период войны за независимость в Америке религиозные традиции боролись с новыми, светскими устоями общественной жизни, причем побеждали последние. Образование молодой американской республики имело большое международное значение. В результате войны за независимость образовалось первое самостоятельное государство в Америке, новое государство, с которым должны были считаться другие державы. Потеряв Америку, английские капиталисты обратили особое внимание на Индию и на восточные дела вообще.
Революционная война в Северной Америке способствовала подъему национально-освободительного движения в колониях Центральной и Южной Америки, находившихся под гнетом Испании и Португалии, а также и во французской колонии Гаити. На этом острове в 1790—1803 гг. произошла революция, которую У. З. Фостер называет «единственной буржуазно-демократической революцией в Америке в XVIII в.». Крупные восстания произошли в Перу в 1780 г. зо главе с индейцем Кондорканки, принявшим имя Тупак Амару, и в Новой Гренаде, где восстали индейцы и рабы-негры во главе с креолами в 1781 г. Оба эти восстания были подавлены испанскими властями.
Если к концу XVIII в. Латинская Америка в своем развитии во многом опередила Северную Америку в экономическом и культурном отношениях, то после войны за независимость экономическое и культурное первенство перешло к США. Война за независимость оказала влияние и на общественное движение в Европе. «Американская война XVIII столетия за независимость прозвучала набатным колоколом для Европейской буржуазии» (1).
Война за независимость американских колоний в XVIII в. против Англии была справедливой войной. Эту войну В. И. Ленин назвал войной «...американского народа против разбойников англичан, угнетавших и державших в колониальном рабстве Америку» (2). Вместе с тем война за независимость, в результате которой сохранились рабство и капиталистическая эксплуатация, уже содержала в себе семена дальнейших классовых битв.
Реорганизация управления североамериканскими колониями в Англии 18 века.
Управление колониями. Их быт
Экономическое развитие колоний уже поставило на очередь вопрос об их политической, государственной самостоятельности. Колониальная зависимость все более становилась тормозом для развития производительных сил колоний. В то же время английское правительство стремилось всячески укрепить и усилить и экономическую, и политическую зависимость колоний от метрополии.
На протяжении XVIII в. английское правительство сократило количество колоний, принадлежащих собственникам, вводя непосредственное управление английских властей. Таким путем английская буржуазная олигархия хотела добиться большего подчинения колоний Англии.
В последней трети XVIII в. большинство колоний находилось под непосредственным управлением королевской власти. В этих так называемых коронных колониях губернаторы назначались королем. Две колонии — Коннектикут и Род-Айленд — сами избирали губернаторов, утверждавшихся королем. Три колонии — Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд — принадлежали частным лицам: здесь губернаторы назначались владельцами и утверждались королем.
Во всех колониях право издавать законы принадлежало цензовой нижней палате и небольшой верхней палате — совету при губернаторе. Считалось, что в колониях могут издаваться любые законы при условии, что они не противоречат английским. В противном случае король мог такой закон отменить.
Судьи назначались губернатором или королем по представлению губернатора. Местное самоуправление было построено по английскому образцу. В южных колониях оно было в руках аристократов-землевладельцев.
В связи с тем, что во всех колониях существовал высокий имущественный ценз, избирательным правом обладала лишь незначительная часть населения: в одних колониях всего 2 процента населения, в других — 8—10 процентов. Об ассамблее (законодательном собрании) Южной Каролины один адвокат, приехавший из Новой Англии, заявил: «У нас действительно есть ассамблея. Но кто в ней представлен? Рабочий, мастеровой, ремесленник, фермер, землепашец или йомен? Нет. Представлены в ней главным образом, если не целиком, богатые плантаторы» (1).
В среднеатлантических колониях и колониях Новой Англии наряду с земельной аристократией в управлении участвовали купцы, судовладельцы, владельцы мануфактур.
В колониях обычно пахали при помощи деревянного плуга, обитого полосками железа, запряженного волами. Хлеб жали чаще всего серпом. Удобрения употреблялись редко. Предварительно срубали деревья, сучья и ветви сжигали, но пни не выкорчевывали, сеяли среди обгоревших пней. Когда почва была истощена, переходили на новое место. Чаще всего фермер обрабатывал незначительную часть принадлежавшей ему земли, остальное составляли или девственный лес или перелог.
В колониальный период восточные районы континента Северной Америки были покрыты густыми лесами. Поселенец складывал свою хижину из бревен. Топили ее «по-черному». Хижина обычно состояла из одной комнаты, но если их было несколько, то зимой отапливалась только одна. Скудный свет давала лучина. Белье и одежду поселенец и его семья носили из домотканного льна.
В больших городах, например в Бостоне или в Филадельфии, купцы жили в каменных двух- или трехэтажных домах, выписывали мебель, экипажи, лошадей из Англии и одевались в привозные сукна и шелка.
Богатые плантаторы Юга после снятия урожая отправляли продукты плантаций в Англию. Плантаторы в прибрежных районах строили свои усадьбы так, чтобы корабль, пришедший из Англии, мог по реке подойти возможно ближе к дому плантатора.
Религия играла в колониях большую роль. Нигде в законах колоний не было записано об обязанности принадлежать к той или иной церкви. Однако фактически принадлежность к религиозной общине была обязательной.
В Америке было много сект, но на Севере и в средних колониях доминирующее значение принадлежало независимой ветви пуританской церкви. Каждая ее община самостоятельно выбирала своих старшин. Это церковное течение — конгрегационализм (от латинского — соединение) — возникло в Англии в XVI в. и было перенесено в Америку переселенцами.
-------------------------------------------------------
1. См. Ф. Фонер, История рабочего движения в США, М., 1949, стр. 40. Это заявление характерно и в другом отношении: в нем говорится о фермере, землепашце и йомене. В данном контексте, очевидно, под землепашцем имеются в виду наемные рабочие, под фермерами — мелкие собственники или арендаторы, под йоменами — богатые крестьяне.
-------------------------------------------------------
Сторонники конгрегации считали, что каждая церковная община должна решать самостоятельно свои дела. Первоначально конгрегационалисты были противниками существования обособленного духовенства, но в XVIII в. в их среде уже выделились руководители общин, которые в то же время стояли во главе и церковной организации.
В отличие от других штатов Новой Англии в Род-Айленде преобладали баптисты. В Виргинии, Каролинах и Мэриленде господствующей была англиканская епископальная церковь, причем в Мэриленде было много католиков, а в Виргинии и Каролинах — квакеров и баптистов.
В Пенсильвании, Делавэре и Нью-Джерси большинство принадлежало к протестантам, причем там также имелись баптисты. Нью-Йорк отличался необычайной пестротой в отношении церквей и сект. Там были представлены все религиозные течения, которые имелись в Америке.
Пуританская идеология населения северных и средних колоний противопоставлялась англиканской религии, господствовавшей в Англии.
В жизни общества на Юге господствовали аристократы-рабовладельцы.
Перед революцией в колониях было восемь колледжей (высших школ), главной целью которых была подготовка проповедников-священнослужителей. В колониях, особенно в Новой Англии, посещение церкви было обязательным. Воскресный праздник должен был быть посвящен молитве и размышлениям на религиозные темы. За разговор на светские темы в воскресенье на улицах, при встрече наказывали вплоть до выставления в колодках у позорного столба. Даже пищу в праздничный день нельзя было готовить.
Пуритане Новой Англии отличались гостеприимством. Однако, будучи людьми экономными, они при отъезде гостя часто вручали ему счет.
Театральные представления в пуританской Новой Англии считались греховными зрелищами и были запрещены. Не только танцы, но даже игру в мяч церковники считали греховным занятием. Но в Чарльстоне и Филадельфии, где преобладали католики и квакеры, можно было посмотреть пьесы Шекспира и Аддисона.
Церковь, начиная от католической и кончая пуританской, всячески одобряла, поддерживала и поощряла уничтожение индейцев и эксплуатацию негров-рабов.
Во всех колониях Северной Америки представители различных церквей и сект внушали неграм, что богу угодно, чтобы рабы выполняли все требования хозяев и работали на них и что если даже хозяин грубо обращается с ними, то дело рабов — только терпеть, так как за все вины хозяев их накажет господь бог на том свете. А если негры будут плохо работать и не слушать хозяев, то они попадут в ад и будут преданы там страшным и вечным мучениям.
Колонии после парижского мира 1763 г
Значительные изменения в политическую карту Америки внесла Семилетняя война (1756—1763). В Америке она началась на два года раньше, в 1754 г., повлияв на развитие событий и в Европе.
Поводом для конфликта было пожалование английским королем нескольким виргинцам земельного владения вдоль реки Огайо. Французские власти, считавшие, что произошло вторжение в их владения, послали из Канады отряд, чтобы изгнать англичан из долины Огайо, и построили форты по берегу озера Эри и в Пенсильвании. Тогда губернатор Виргинии Роберт Динвиди послал начальника милиции (ополчения) Джорджа Вашингтона, чтобы разведать намерения французов. Вашингтон вернулся с известием о том, что французы готовятся к войне. Вскоре прибыли из Англии и Франции крупные соединения войск, начались военные действия, которые шли с переменным успехом до тех пор, пока англичанам не удалось в 1759 г. овладеть важнейшей французской крепостью Квебеком.
По Парижскому миру 1763 г. Франция окончательно потеряла Канаду. Англия, кроме Канады, отторгнутой у Франции, отняла Флориду у Испании, воевавшей против Англии на стороне Франции.
Тогда французское правительство, чтобы вознаградить свою союзницу Испанию за потерю отнятой Англией Флориды, отдало Испании Луизиану. Франция лишилась своих основных крупнейших владений в Северной Америке. У Франции остались владения лишь на островах Вест-Индии. По Версальскому миру 1783 г. Флорида была возвращена Испании, под властью которой она оставалась после этого более трех десятков лет. Позже, в период наполеоновских войн, Луизиана на недолгое время вновь перешла к Франции. В первой четверти XIX в. как Луизиана, так и Флорида были поглощены Соединенными Штатами.
В войны между Францией и Англией, которые шли на протяжении XVII—XVIII вв., оказались вовлеченными индейцы.