Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
67296.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
330.83 Кб
Скачать

1.2 Конституция рф как концептуальная основа российского уголовного права

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России (ч.1 ст.15), являясь концептуальной основой российского уголовного права.

Именно в Конституции определен фундамент многих важнейших положений уголовного права (требование единообразного понимания и применения уголовного законодательства, запрет на повторную уголовную репрессию, задача всемерной защиты прав и свобод человека, регламентация выдачи и применения смертной казни и пр) Особое значение имеет норма ч.3 ст.49 Конституции РФ о том, что "неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого"3.

Данное правило должно применяться в случае наличия "неустранимого сомнения" как "в факте" (в фактических обстоятельствах дела), так и "в праве" (положениях уголовного законодательства).

В доктрине справедливо говорится о том, что для законодателя Конституция РФ - формальный источник уголовного права, имеющий прямое действие во всех случаях, а любая правотворческая деятельность должна всегда осуществляться в рамках конституционных норм.

В свою очередь, для правоприменителя Конституция РФ должна расцениваться также в качестве формального источника уголовного права, имеющего прямое действие, в первую очередь при коллизии конституционных и корреспондирующих им уголовно-правовых норм4.

Сказанное подтверждается п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"5, в соответствии с которым суд, разрешая дело, обязан применить непосредственно Конституцию РФ в случаях, когда:

а) закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ.

1.3 Принципы и нормы международного права

Принципы и нормы международного права должны расцениваться как источники уголовного права в случае их ратификации в форме федерального закона (ст.14 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"6). В этом случае, по общему правилу, они подлежат включению во внутреннее уголовное законодательство, т.е. непосредственно в УК РФ (ч.1 ст.1 УК РФ).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" указано, что международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом7.

Однако в ряде случаев международно-правовые акты имеют непосредственное уголовно-правовое значение без их включения в УК РФ. Это, например, касается вопросов уголовной ответственности лиц, пользующихся иммунитетом в силу международных договоров и конвенций России.

Таким образом, можно говорить о том, что международно-правовые акты могут быть непосредственными источниками уголовного права, что прямо соответствует принципу приоритета международного права над национальным (ч.4 ст.15 Конституции РФ) и косвенно признается самим уголовным законом России (ч.4 ст.11 УК РФ).