Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shabanov_l_v_socialnopsihologicheskie_harakteri...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
6.59 Mб
Скачать

Глава 3. Социально-психологические характеристики мнко с позиции концепции вынужденной маргинальности

3.1. Особенности связей между факторами, определяющими мнко, и конституционно-биологическими и социальными характеристиками их членов

Поскольку проведенное исследование было лонгитюдным (1998-2004 гг.), за этот период нам удалось обнаружить очень важные корреляционные зависимости между внешними и внутренними характеристиками МНКО; при этом под первыми подразумеваются социологические, а под вторыми – социально-психологические особенности молодежных группировок.

Социологические факторы являются определеяющими МНКО в целом. Однако представляется весьма интересным проследить взаимозависимости между ними и некоторыми биологическими (конституциональными) и социальными особенностями членов «населяющих» наиболее представленные в г. Томске молодежные объединения. Мы акцентируем на этом внимание читателя, поскольку любая группировка состоит из конкретных молодых людей, обладающих индивидуально-личностными свойствами. Поэтому-то одной из задач исследования и явилось стремление выявить именно те особенности молодых людей, которые способствуют их объединению в какую-либо конкретную группировку.

Обнаружились сильные статистически значимые (на уровне р < 0,05‑0,01) корреляционные связи между самоорганизацией и моделями поведения с одной стороны и особенностями мировоззрения и атрибутики, с другой.

Отметим сразу, что в студенческом Томске наиболее представленными оказались пять видов МНКО: политические, религиозные группировки, толкиенисты, группы по интересам и так называемые «гопники».

Мы не случайно ниже подчеркнули, что Томск – прежде всего город студенческий. Если можно так выразиться, в силу этого интеллектуальный потенциал Томской молодежи, безусловно, выше, чем, скажем, в «рабочих» городах, как, например, Барнаул или Новокузнецк. Это, на наш взгляд, является определяющим условием, в силу которого наибольший удельный вес в г. Томске имеется относительно более интеллектуальных молодежных групп, таких как политические, религиозные и толкиенисты. Группы по интересам формируются в любом регионе РФ, т.к. они всегда были и остаются некоей «визитной карточкой» данного возрастного периода. Что же касается «гопников», то это неизбежное зло, поскольку в подобные группы объединяется молодежь, не отличающаяся ни эрудицией, ни какими-то особыми интересами, а также не обремененная интеллектуальными потребностями и свойствами и, кроме всего прочего, склонная к удовлетворению своих гедонистических потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. К сожалению, подобные группировки также имеются в любом регионе, городе и возникают совершенно независимо от статуса и характеристик последних.

Возрастной ценз имеет неодинаковый вес в различных молодежных группировках. Так, такой фактор, как самоорганизация и независимость от официальных структур для «политических нонконформистов» имеет тем большее значение, чем старше входящие в ее организацию члены. Корреляционный анализ показал, что в молодежном возрасте (16-20 лет) этому фактору не придается особого значения, тогда как со взрослением, а именно в 21-24 года и, особенно, в 25-28, независимость начинает играть уже более значительную роль. Групповая иерархия и определенные модели поведения значимы для этих молодых людей в возрасте 21-24 года, с повзрослением же, вероятно, начинает осознаваться неважность этих факторов и значимость их заметно уменьшается. Зато особенности мировоззрения и ценностных ориентаций начинают приобретать все большее значение, когда у человека уже заканчивается процесс личностного самоопределения. Что касается атрибутики, подчеркивающей принадлежность к той или иной конкретной группе, то для «политических нонконформистов» она не имеет достоверно-значимого значения ни в одной возрастной когорте, что также подтверждает нашу гипотезу об «интеллектуальном» происхождении этой группы.

Для «религиозных нонконформистов» наибольшее значение имеет особое мировоззрение и ценностные ориентации в любом возрасте (16 20 лет: r = 0,23; p < 0,01; 21-24 года: r = 0,16; p < 0,05; 25-28 лет: r = 0,22; p < 0,01), что и понятно, т.к. они не только сами обращены к своему богу, но и пытаются «обратить» на этот путь и других людей из самых разных возрастных и социальных групп.

Для «групп по интересам» все изучаемые факторы не имеют статистически достоверного значения, что так же понятно, т.к. каждое увлечение (хобби) имеет свои специфические особенности, которые и определяют форму и содержание каждой группировки.

Данные корреляционного анализа показывают, что «толкиенисты» являются самой «инфантильной» в социальном плане группой, т.к. для них оказывается значимыми все факторы, характеризующие МНКО в целом.

Даже с повзрослением они не утрачивают для «толкиенистов» своего значения и, следовательно, не способствуют их успешной (в относительном смысле) адаптации в условиях вынужденной маргинальности. Значит, даже «кучкование» в виде указанной группировки не помогает им почувствовать себя независимыми, самостоятельными, способными принимать ответственные решения. Они как бы остаются «отщепенцами», «белыми воронами» даже среди молодых людей близкого с ними возраста. По всей вероятности, такая группа более призвана выполнять некие психотерапевтические функции по пути взаимной поддержки («Все-таки не я один такой…»). Думается, что именно такая парадигма и является у «толкиенистов» главным укрепляющим звеном.

Самой социально неблагополучной оказывается объединение «гопников» и иже с ними. Для этой категории молодых людей характерно отсутствие какого-либо собственного мировоззрения и ценностных ориентаций. Даже определенные модели группового поведения оказываются незначительно выраженными для более старших (25-28 лет) ее членов. Единственное, что имеет значение для «гопников» всех возрастных подгрупп – это атрибутика, подчеркивающая их принадлежность к этому объединению, и позволяющая самоутвердиться среди сверстников и взрослых с помощью внешней демонстрации силы и власти (16-20 лет: r = 0,23; p < 0,01; 21-24 года: r = 0,21; p < 0,01; 25-28 лет: r = 0,22; p < 0,01).

Последнее является свидетельством интеллектуального «вакуума», поскольку повышенное внимание к внешним аксессуарам принадлежащих «гопникам» не требует от членов группировки никаких умственных усилий, критичности или хотя бы эрудиции, с успехом делая организацию яркой, отличающейся от других и заставляющей «трепетать» всех окружающих при появлении представителей «гопников» в общественных местах.

Обнаружена также и зависимость факторов, определяющих МНКО, с образовательным уровнем представляющих ее членов.

Самоорганизация, мировоззренческие позиции и особенности ценностно-потребительской сферы имеют значение для лиц с высшим образованием, входящих в объединение «политических нонконформистов» (соответственно: r = 0,23; p < 0,01; r = 0,24; p < 0,01). Внешнее же оформление, групповая атрибутика отрицательно связана с образовательным уровнем (r = -0,14; p < 0,05), что свидетельствует о том, что – чем выше образование у членов данной группировки, тем меньше значения придается внешней стороне. На наш взгляд, это является благоприятным признаком, указывающим на рост самостоятельности, наличие каких-то нравственно-моральных принципов и, следовательно, на более благоприятную адаптацию в обществе, поставившем этих молодых людей в условия вынужденной маргинальности.

Похожая картина наблюдается и в отношении организации «религиозных нонконформистов», за тем лишь исключением, что для этой категории молодежи, имеющей в большинстве своем средне-специальное образование, играют роль особые модели поведения – «людей, посвятивших себя Богу» (r = 0,17; p < 0,05).

В «группах по интересам» выявились отрицательные корреляционные зависимости между образованием членов этого объединения и их отношением к какой бы то ни было атрибутике и моделям поведения. Здесь преобладают молодые люди, как правило, имеющие высшее, либо специализированное образование.

В среде «толкиенистов», независимо от образовательного ценза, наблюдается так же отрицательное отношение к внешним аксессуарам; хотя определенных моделей поведения склонны больше придерживаться лица с высшим (r = 0,16; p < 0,05) и со средне-специальным образованием (r = 0,14; p < 0,05). По нашему предположению, это дает им своеобразное внутреннее удовлетворение, т.к. позволяет (хотя бы внешне) продемонстрировать свою «инаковость», «необычность», создав, таким образом, иллюзию самоутверждения, высокой самооценки и какого-то статуса в обществе.

Что касается «гопников», то среди них, за редким исключением, преобладают малообразованные люди, которые, как уже отмечалось, стремятся внутреннюю пустоту и собственную никчемность гиперкомпенсировать вызывающим, делинквентным, зачастую эпатажным, а в целом асоциальным поведением и внешней атрибутикой (коэффициенты корреляции, соответственно: r = -0,16; p < 0,05; r = 0,23; p < 0,01); таким образом, чем ниже образовательный уровень, тем более значимы определенные модели поведения в социуме и внешние аксессуары, подчеркивающие принадлежность именно к данной группировке).

Социальный статус членов МНКО тоже оказывается в определенной корреляционной зависимости с основными характеристиками объединений. «Политические нонконформисты», среди которых преобладают студенты, аспиранты и молодые сотрудники вузов, придают большое значение независимости от формальных структур социума (r = 0,17; p < 0,05), а также наличию собственного, отличного от общепринятого, мировоззрения (r = 0,22; p < 0,01). У них есть собственная система ценностей, установок и мотивов, которой они и стремятся придерживаться в своей деятельности.

Такая же картина наблюдается и в среде «религиозных нонконформистов». Для студентов, аспирантов и молодых сотрудников вузов тоже имеет значение самоорганизация (r = 0,14; p < 0,05; r = 0,16; p < 0,05) и наличие особого мировоззрения и системы ценностей (r = 0,21; p < 0,01; r = 0,14; p < 0,05).

По логике можно было бы и не описывать каждую из первых четырех молодежных объединений, т.к. и у «толкиенистов», и в «группах по интересам» наблюдаются аналогичные уже описанные корреляционные связи.

Однако небезинтересно, как нам кажется, проанализировать корреляционные зависимости между факторами, определяющими МНКО, и социальным статусом членов молодежных организаций г. Томска.

Как и следовало ожидать, значительно отличаются по социальному статусу группировка «гопников». Среди них преобладают учащиеся школ, ПТУ, имеющие статус хулиганов, т.е. молодые люди с невысоким интеллектом, не имеющие собственных мировоззренческих принципов и какой-то определенной системы ценностей. В этом плане не получено достоверного математического подтверждения нашей гипотезе, однако, имеющиеся корреляционные связи со всей определенностью указывают на наличие выраженных тенденций в этом плане. Да и беседы с учителями, родителями, другими окружающими этих молодых людей взрослыми, позволяют с большой долей вероятности утверждать, что наши предположения по поводу характеристики «гопников» абсолютно справедливы. К тому же они подтверждаются и данными различных методик, использовавшихся в ходе исследования. Да и наблюдение за поведением «гопников» в социуме и соображения простого здравого смысла указывают на полную правоту исследователей в этом аспекте. Отрицательные корреляции обнаружены по таким характеристикам МНКО, как стремление любым путем всячески продемонстрировать свою независимость от официальных формальных структур, подчеркнуть свои «бойцовские» качества (r = 0,14; p < 0,05), выделиться среди молодежи определенными (в основном силовыми, асоциальными) стереотипами поведения (r = -0,17; p < 0,01) и внешними атрибутами, призванными сразу же вычленить «гопников» из среды других молодых людей, принадлежащих к другим объединениям (r = -0,23; p < 0,01). Отсюда следует логический вывод, что чем ниже социальный статус, возраст и образовательная планка молодых людей, тем скорее они самоутверждаются в обществе с помощью лишь неких внешних признаков и вызывающей порой и опасной для окружающих манерой поведения.

Таким образом, математические методы позволили нам перевести свои предположения в твердо установленные факты, касающиеся взаимосвязей содержания и социально-психологических характеристик МНКО, с некоторыми демографическими особенностями их членов Эти результаты представляются нам весьма важными, поскольку дают «ключ» к психокоррекционной и психопрофилактической работе с молодежью. Поскольку каждая группировка состоит из конкретных лиц со своими индивидуальными конституционально-биологическими и социально-психологическими особенностями, то лишь с учетом последних можно строить по-настоящему эффективную работу. Кроме того, полученные данные позволяют с очень высокой долей вероятности прогнозировать в какую конкретно молодежную группировку вступит тот или иной молодой человек и, соответственно, сформировать, если можно так выразиться, группы риска. А уж это, в свою очередь, позволит разработать и конкретные программы для психологической и превентивной работы с различными категориями молодежи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]