- •Глава 1
- •1.1. Зарождение редактирования в Древней Руси
- •1.2. Редактирование первых русских печатных книг
- •1.3. Редакторская подготовка книг в XVII веке
- •1.4. Дальнейшая разработка основ редактирования в XVIII веке
- •1.6. Развитие принципов редакторского искусства в середине XIX века
- •1.7. Особенности редакторского мастерства в.Г. Белинского, h.A. Некрасова, а.И. Герцена
- •1.8. Редакторское дело в России во второй половине XIX века
- •1.9. Редакторская деятельность м.Е. Салтыкова-Щедрина, н.Г. Чернышевского, д.И. Писарева, в.Г. Короленко, а.П. Чехова
- •1.10. Редактирование в издательском деле России в начале XX века (1900–1917 годы)
- •1.11. Литературное редактирование в советский период
- •1.12. Редакторский труд в деятельности a.M. Горького
- •1.13. Редакционно-издательская деятельность советских писателей
- •1.14. Редакторская деятельность с.И. Вавилова, а.Е. Ферсмана, в.А. Обручева
- •1.15. Развитие принципов художественного редактирования в послевоенный период
- •Глава 2
- •2.1. Общее понятие о редакторском анализе и критериях редакторской оценки
- •2.3. Методика редакторского анализа и виды правки
- •2.4. Логические основы редактирования текста
- •2.5. Работа редактора над композицией рукописи
- •2.6. Выбор заголовка литературного произведения
- •2.7. Способы изложения и виды текста
- •2.8. Работа редактора над фактическим материалом
- •2.9. Работа редактора над аппаратом книги
1.14. Редакторская деятельность с.И. Вавилова, а.Е. Ферсмана, в.А. Обручева
Возникновение специализированных советских издательств, выпускавших многопрофильную литературу самого различного тематического содержания, а не только художественную, потребовало привлечения новых редакторских кадров, которые были крупными специалистами в различных областях науки и техники и одновременно талантливыми популяризаторами новых научных открытий.
В связи с этим трудно переоценить опыт выдающихся русских и советских ученых Н.И. и С.И. Вавиловых, А.Е. Ферсмана, В.А. Обручева и других, творчески развивших лучшие отечественные традиции научного и научно-популярного книгоиздания.
История популяризации науки свидетельствует прежде всего о том, что принцип осмысления материала делал доступным для читателей самые сложные проблемы научных открытий и достижений. Выше упоминалось, что школа научной популяризации сложилась в России в конце XIX – начале XX века, когда к редактированию и подготовке изданий научного профиля были привлечены видные русские ученые. Одним из ведущих советских популяризаторов науки был выдающийся ученый-физик, с 1945 г. президент АН СССР С. И. Вавилов. Всю свою научную деятельность он сочетал с творческой работой писателя, редактора, рецензента.
Примером блестящего популяризаторского труда ученого является его книга «Глаз и Солнце», охватывающая круг различных проблем оптики. А всего им было написано более 150 ярких научно-популярных книг и статей. Он был главным редактором и членом редколлегий ряда научных журналов, а с 1949 г. – главным редактором одиннадцатого издания Большой Советской Энциклопедии.
Под руководством С.И. Вавилова были осуществлены новые научно-популярные серии – «Классики науки», «Мемуары», «Литературные памятники», «Биографии», «Массовая серия».
На протяжении 17 лет (с 1933 по 1950 г.) он входил в состав редколлегий таких научных журналов, как «Природа», «Наука и жизнь», «Знание – сила». Именно С.И. Вавилову принадлежит идея создания Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (с 1963 г. – общество «Знание»). Более трех лет он являлся председателем этого общества.
Предметом особой заботы С.И. Вавилова-редактора была свежесть сообщаемых событий и научных фактов. Так, просматривая статью, посвященную батисфере – прибору для глубоководных исследований морей, С.И. Вавилов делает замечания на полях: «Надо дополнить сведениями, до какой глубины опускаются современные батисферы»; читая статью «Бельгия», замечает: «Надо добавить новые политические сведения, относящиеся к 1950 году», на полях рукописи заметки «Авогадро число» пишет: «Прошу сверить с самым последним наиболее точным значением А[вогадро] ч[исла]».
Пометы С.И. Вавилова показывают, что редактор БСЭ был строг к фактическим неточностям, которыми грешили рукописи и корректуры. Об основателе театрального музея в Москве A.A. Бахрушине в одном материале, попавшем в поле зрения Вавилова сообщалось: «В 1895 году Бахрушин построил специальный особняк для своего музея, а в 1913 году передал его Российской академии наук». С.И. Вавилов пишет на полях: «Академия наук до революции не называлась Российской» и вычеркивает неточное определение. В статье, посвященной А.П. Брюллову, автор утверждал: «В 1840-48 по проекту Брюллова] выстроено на Дворцовой площади здание штаба гвардейского корпуса, в котором проявлено тонкое понимание ранее существовавшего ансамбля». Редактор замечает на полях: «Почему ранее существовавшего? Ансамбль и теперь остался».
Редакторские пометы показывают, что Вавилов постоянно требует давать всестороннюю характеристику тем или иным деятелям, объективно показывать в Энциклопедии их роль в развитии науки и культуры и в то же время не замалчивать слабостей, ошибок. В этой связи интересны его замечания к статьям, посвященным астрофизику A.A. Белопольскому и великому русскому химику A.M. Бутлерову. В первом случае редактор отмечает: «В статье не указана одна из главных заслуг Белопольского: экспериментальное доказательство доплеровского смещения. Это совершенно необходимо добавить». Ознакомившись с корректурой статьи «Бутлеров», Вавилов рекомендует сказать несколько слов о неправильных теоретических установках Бутлерова] (увлечение и статьи по спиритизму)[119 - См.: Сикорский Н.М. Указ. соч. М., 1971. С. 216.].
Просмотрев соответствующие статьи, опубликованные во втором издании БСЭ, нетрудно заметить, что устранение недочетов, помеченных в постраничных замечаниях редактора, позволило заметно улучшить научное содержание материалов энциклопедии.
Как редактор и писатель – популяризатор научного знания С.И. Вавилов разработал совершенно новый для своего времени тип научно-популярного издания – небольшую компактную монографию для ученых и специалистов, работающих в смежных областях науки. Среди них его собственные работы «Исаак Ньютон», «Микроструктура света». Здесь он формулирует один из основополагающих принципов научной популяризации – показывать сам процесс роста новых научных открытий, а не фиксировать какие-то их отдельные этапы.
В этом плане характерно его отношение к изданию своей знаменитой книги «Глаз и Солнце», которое вышло в свет в 1927 г., а затем неоднократно переиздавалось. Причем каждое последующее издание содержало более глубокое философское осмысление явлений физики. В последнем прижизненном издании он пишет о том, что при всех новых научных попытках мы так и не узнали окончательно природа света. «Но такова природа всякой области знания. Чем ближе мы подходим к истине, тем больше обнаруживается ее сложность и тем яснее ее неисчерпаемость»[120 - Лазаревич Э.А. Указ. соч. С. 302.]. Таким образом, С.И. Вавилов доказывает, что процесс познания бесконечен.
С.И. Вавилов-редактор считал, что популяризация невозможна без привлечения и осмысления последних научных данных, без научного предвидения, что сейчас называют научным прогнозом.
Опираясь на собственный опыт и историю популяризации, которую он хорошо знал, академик С.И. Вавилов говорил, что создать «популярную книгу это не значит, прочитав две специальных книги, написать третью; надо непременно вложить что-то новое»[121 - Там же. С. 310.].
Отсюда множество оригинальных приемов использования образных средств при изложении научного материала, которыми владели С.И. Вавилов и другие ученые-популяризаторы. Среди таких приемов воспоминания автора и цитаты, эстетическая оценка предмета и полемика вокруг события, обращение к истории и взгляд в завтрашний день науки. Главное при этом, чтобы они не отвлекали от научной идеи произведения, а служили наиболее полному ее раскрытию.
Редакторской деятельностью активно занимался и известный ученый-минералог и геохимик А. Е. Ферсман, который вошел не только в историю науки, но и прославился замечательными научно-популярными книгами и статьями. Советскому читателю хорошо известны его книги «Занимательная минералогия», «Занимательная геохимия», «Путешествие за камнем», «Рассказы о самоцветах» и др. Еще до революции в 1912 г. Ферсман стал одним из организаторов и редакторов известного научно-популярного журнала «Природа». Позднее, в 1919–1923 гг. работал в редакционном отделе частного издательства З.И. Гржебина, а затем, с 1922 по 1934 г. состоял членом кооперативного издательства «Время», которое называли «издательской артелью работников науки, литературы, книжной графики и издательского дела», выступал не только как автор, но и как редактор, рецензент. Ученый стал первым руководителем «Издательства Российской академии наук» и одновременно академической типографии.
А.Е. Ферсман был создателем целой школы научной популяризации, творчески обогатив лучший опыт, накопленный в этой области за всю ее историю. Для Ферсмана характерно эмоциональное отношение к предмету повествования. Знакомясь с деятельностью автора, его успехами и неудачами, читатель невольно видит в нем не только выдающегося ученого, но и своего друга, чьи мысли и суждения ему очень дороги.
На манере изложения материалов во всех популярных сочинениях Ферсмана сказалось влияние личности автора. Главная черта произведений ученого о науке – образность описаний. Популярные книги ученого оживляют мертвый камень, рассказывая о его прошлом и показывая его роль в современной жизни. При этом автор так излагает факты и события, что они, по выражению В.Г. Белинского, непосредственно запечатлеваются в уме и воображении читателя, а глаза его видят не одни буквы, но и картины[122 - Лазаревич Э.А. С веком наравне. С. 311.].
Главное для Ферсмана-исследователя и популяризатора – не только добиться интереса и увлеченности читателя, но и приобщиться его к сложному процессу познания науки. Ферсман умеет в самом начале главы так поставить проблему, что читатель не может отложить книгу, не узнав, как разрешился затронутый автором вопрос.
«Представим на минуту, – пишет исследователь популяризаторского мастерства ученого Э.А. Лазаревич, – что, следуя традиции, автор “Воспоминаний о камне” начал одну из глав книги с определения: “Беломорит – это поделочный материал беловатого цвета”. Мы не могли бы сказать с уверенностью, что глава эта будет прочитана. Но можно поручиться, что рассказ А.Е. Ферсмана об этом камне чуть ли не наизусть выучит читатель, потому что история открытия этого минерала написана поэтически, художественно, вдохновенно. Вот первые строки этого описания: “Там, где Белое море своими белыми тонами сливается со светлым, бескрасочным небом, там, где вся природа проникнута белыми ночами Севера, – там родился беломорит, этот лунно-загадочный, мерцающий камень. Нет, он не родился там, – это мы его там придумали!”»[123 - Лазаревич Э.А. С веком наравне. С. 311.].
Здесь ученый-популяризатор обращается к чувству читателя, а не только к его разуму, использует разнообразие художественно-поэтических образов, что свидетельствует о большом литературном таланте. Этот литературный талант помогал Ферсману в редакторской работе над научно-популярным изданием, делая его по-настоящему занимательным, что в данном виде издания было, несомненно, главным.
Редакционно-издательские представления о подготовке и выпуске научно-популярных изданий обогатил известный русский советский ученый, геолог, географ, исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии В. А. Обручев. Еще в 1890 г. в журнале «Север» были опубликованы его путевые заметки «По Бухаре», в которых он заявил о себе как о научном популяризаторе. Позднее Обручев становится постоянным автором журнала «Природа». Поэтому путь его к сотрудничеству с отделом научно-популярной литературы Госиздата был органичен. Госиздат тогда привлекал к сотрудничеству таких крупных ученых, как Л.С. Берг, К.А. Тимирязев, В.Л. Комаров и др. Вскоре В.А. Обручев выпустил несколько научно-художественных и научно-популярных приключенческих романов, в том числе «Плутония» (1924) и «Земля Санникова» (1926). В общей сложности ученый написал 150 научно-популярных книг и статей.
В этих трудах В.А. Обручев использовал немало приемов творческой популяризации, в том числе и жанр путешествия, к которому прибегал и А.Е. Ферсман. В этом жанре автор успешно использовал такие элементы художественного творчества, как легенды и мифы.
Герои книг В.А. Обручева, путешествуя, давали читателю возможность побывать в мире далекого прошлого, раскрывали перед ним яркие, живые картины развития жизни на Земле в эпоху каменного века.
В произведениях А.Е. Ферсмана и В.А. Обручева присутствует оригинальный сплав романтики и научного поиска, что делает их одновременно и фантастическими, и научно достоверными. Можно составить своеобразный алгоритм рождения их научно-популярных книг: сначала научная экспедиция, затем научное описание исследованного, затем обобщающий научный труд, и как итог всего этого – через много лет – появление замечательных научно-популярных книг, вошедших в золотой фонд мировой научно-популярной классики.
