Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Брошюра.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
779.26 Кб
Скачать

V. Семеро из одной семьи.

(По книгам: В.В. Акимов. «Касимов и касимовцы», 2005 г.

и Т.В. Хрёмина. «Касимовский индустриальный», 2006 г.).

Уже довольно давно на приёмных экзаменах в Касимовском индустриальном техникуме произошёл такой случай. Пришёл сюда поступать один из выпускников Китовской семилетки. Первый экзамен – Конституция СССР. Потому он был первым, что не всякому семикласснику этот документ был по силам, и на нём многие проваливались.

В аудитории происходит такой диалог:

- Проходи, молодой человек, сюда, к столу; бери билет.

- А можно мне билет не брать? Лучше сами задайте вопросы, а я буду отвечать на них.

Некоторая пауза, и затем: «Ну что ж, вот тебе вопросы (экзаменатор называет их), садись, готовься».

- Мне не надо готовиться; если можно, я буду отвечать сразу.

Ещё одна пауза. И снова учитель соглашается. Уже после нескольких фраз становится видно, что парень очень хорошо знает ответ на вопрос.

- Хорошо, - говорит учитель, - достаточно; отвечай на второй вопрос.

Но упрямец не унимается. - Нет, дайте уж мне договорить до конца, высказать всё, что я знаю по этой теме.

- Ладно, только на второй вопрос отвечай, если можно, покороче.

И на второй вопрос получен блестящий ответ. Оценка – отлично. Следующий экзамен – физика. Материал здесь совсем иной, чем по Конституции страны, но и здесь повторяется точно такая же ситуация: без билета, без подготовки звучат исчерпывающие ответы на поставленные преподавателем вопросы. На экзамене по математике события несколько отличались от предыдущих лишь перед самым концом. Дело в том, что техникумовский математик имел своего рода причуду и во всеуслышание заявлял, что только он знает предмет на пять, а самое большее, на что может рассчитывать ученик, это четыре. Поэтому пятёрки он принципиально никому не ставил. Вот и здесь после прослушанных ответов он уже приготовился вывести в экзаменационном листе четвёрку, но рука его повисла в воздухе после слов парня: «Нет, я не согласен на такую оценку, я знаю математику на пять. Дайте мне ещё вопросы, я готов это доказать». Пришлось преподавателю поступиться своим принципом и после дополнительной беседы выставить всё-таки абитуриенту оценку «отлично».

Остался диктант по русскому языку. Но тут происходит невероятное. Оценка - не тройка и даже не двойка, а единица. Ошибок - масса. Их особенно много в числительном «тысяча девятьсот сорок пять» (диктант был на тему войны); мало того, все слова в нём написаны слитно. Угадывая чутьём, что такого длинного слова быть не может, ученик поставил в нём разделительные чёрточки, но разместил их совсем не там, где нужно, а как рука взяла. В итоге – экзамены не сданы, в техникум путь закрыт.

Каким-то образом о случившемся узнаёт преподаватель, принимавший первый экзамен. Он сообщает об этом своим коллегам – математику и физику. Те говорят: «Нужно что-то делать, давайте сходим к директору, нам нельзя упускать такого парня». Директор полностью соглашается с их доводами. Теперь надо убедить учительницу русского языка в том, чтобы как-то исправить парню оценку. Но она отвечает: «Хоть режьте меня, моя совесть и честь учителя не позволяют мне оценить эту работу даже на двойку». Следуют новые увещевания, приводятся новые аргументы. Та всё-таки сдаётся. «Ладно, - говорит она, - только давайте вместе проэкзаменуем вашего вундеркинда».

И вот представьте себе такую картину: ученик пишет мелом на доске, рядом с ним историк с тряпкой в руке; учительница диктует предложение от своего стола, а около неё - директор. Тот разными репликами отвлекает её внимание, причём особенно старается это делать в те моменты, когда историк стирает тряпкой неправильно написанные учеником буквы и шепчет, какие надо поставить. С великим трудом предложение закончено.

- Ну вот, - восклицает директор, - неплохо написано, можно ставить даже четвёрку. (Видимо, старатели у доски успели исправить не все ошибки). Не знаем, на самом ли деле бедная женщина не догадалась о проделках своих коллег или сделала вид, что не догадалась, но выразила удивление:

- Да, написано хорошо. Давайте-ка, я продиктую ещё одно предложение. - Что Вы, что Вы! - запричитали невольные ассистенты, - зачем тут лишние предложения, и так всё ясно.

В конце концов, нужная тройка была поставлена, все экзамены сданы и парень поступил в техникум.

Мы рассказали здесь только об одном курьёзном случае, а подобных эпизодов из студенческой жизни семерых братьев Никитиных из деревни Кочемары, фамилия которых в течение 25 лет стояла в списках техникума, было немало. Но расскажем дальше не о курьёзах, а о самих ребятах.

В семье Алексея Семеновича и Евдокии Липатовны выросло 8 детей. Старший ребёнок - дочь закончила Касимовское педучилище, а все семь сыновей – один за другим получили образование в нашем техникуме. Первым дорогу сюда проложил в 1948 году Николай. Выражение это можно понимать и буквально, так как тогда, в 40-50 годы, на каникулы и выходные дни туда и обратно обычно ходили пешком - 35, а то и все 40 километров через Селизово, шульгинский перевоз и ибердусские луга. В 1952 году Николай с отличием окончил техникум, на смену ему пришел следующий брат – Владимир. Второму из братьев пришлось прервать учебу на время службы в армии, но и он получил «красный диплом». В 1957 году с отличием закончил техникум Александр и в то же лето в КИТ поступил Виктор, завершив учебу в 1961 году. Затем через стены техникума проходит поколение братьев, родившихся уже после войны. В 1967 году техникум закончил Анатолий, в 1970 году – Василий, а в 1973 году завершил четвертьвековой период пребывания братьев в одном и том же техникуме Евгений. Можно добавить, что в следующем году диплом получил ещё один Никитин – сын Николая Александр.

На отличную учёбу ребят настраивал отец. Сам он в 9 лет, в 1920 году, остался круглым сиротой, тогда же его образование закончилось. Добывал потом знания самостоятельно, всю жизнь много читая. Любовь к чтению передалась всем его детям. Приучал он ребят к честному, добросовестному труду на общее благо. Иные кочемарские мужики, бывало, ухитрялись добыть комбикорм с колхозной фермы; подъезжая в обед или после работы к дому, могли свалить с подводы сена или овса для своей скотины. Алексей Семёнович, наоборот, доставал корм для колхозной лошади со своего сеновала. Он храбро и самоотверженно защищал своих детей и тот, советский, строй в годы войны, получил за службу в гвардейской роте дивизионной разведки ордена Красной Звезды и Отечественной войны, орден Славы двух степеней, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Работал в колхозе до последнего дня своей 74-летней жизни, подавая и в этом пример своим детям.

Евдокия Липатовна меньше участвовала в колхозном труде – на её плечи легли большие заботы о семье: чем накормить, как согреть, во что одеть детей, у кого занять хоть немного денег, чтобы дать ребятам на дорогу в Касимов. Когда муж ушёл на фронт, у неё осталось четверо: девочке 9 лет, ребятам – 7, 5 и 3 года. А в ноябре родился пятый. Не подобрать слов, как пережила войну, да и первые послевоенные годы. Ей было бы легче, если бы дети оставались дома, занимались хозяйством, но она решила: «Буду стараться изо всех сил для того, чтобы дети учились. Если мне самой удалось проучиться в школе только один год, то пусть ребята учатся, закончат институты, станут инженерами, добьются успехов в жизни». И постаралась – все выучились.

Знания и навыки, полученные в нашем техникуме, стали для братьев хорошим фундаментом для дальнейших успехов на их жизненном пути. Старший из них окончил политехнический институт, второй – МВТУ имени Баумана, третий – Московский энергетический институт. Двое получили профессию учителя истории в Рязанском педагогическом, самый младший закончил инженерный факультет Рязанского сельхозинститута. После учебы все они получили от государства благоустроенное жилье, интересную работу. Примечательно, что и детей своих братья направили также по своим стопам – на учебу в вузы. Один за другим исполнили Никитины свой воинский долг: служили в армии или изучали военное дело на вузовской кафедре. Так или иначе, а шестеро из них сегодня - офицеры запаса. Вместе с отцом они могли бы создать у себя партийную ячейку из 7 коммунистов. Старшие из братьев ныне уже в пенсионном возрасте, но еще активно трудятся. 70-летний Владимир до сих пор – инженер Рязанского станкостроительного завода, Александр - ведущий инженер одного из военных заводов в Туле, много ездит по стране, не раз был в Китае - налаживал там радиоэлектронное оборудование боевых самолетов. Там же, в Туле, несмотря на свои 65 лет, работает Виктор.

Так получилось, что после учебы братья были направлены в разные уголки нашей страны, и сегодня в нашем районе остался один Анатолий. Только не пришлось ему поработать литейщиком – увлекла его общественно-политическая стезя. Ещё в Китовской школе товарищи избрали его председателем только что образованного учкома, в армии служил он инструктором политотдела ракетной дивизии по комсомольской работе. Поэтому, когда вернулся со службы, пришёл в Касимовский горком комсомола и почти три года трудился здесь. Потом в течение 15 лет избирался секретарем парткома колхоза «Родина», почти столько же лет проработал учителем истории в местной Кольдюковской школе. Являясь руководителем Касимовской организации коммунистов, был включён в партийный список КПРФ на выборах в Государственную Думу в 1999 году и стал её депутатом. Это для нашего края событие не рядовое, а, можно сказать, историческое. До этого только один из представителей касимовской семьи Салазкиных был депутатом Государственной, но ещё той, дореволюционной, Думы. Случилось так, что срок депутатских полномочий Анатолия Алексеевича пришелся как раз на период подготовки и празднования 850-летия родного города, и он приложил немало сил к тому, чтобы в Касимов пришли средства из федерального бюджета. Исторические справки о нашем городе с обоснованием необходимости подключиться к юбилею были направлены им и президенту страны, и председателю правительства, ведущим министрам, мэру Москвы. Он сумел убедить в важности и значимости того события своих коллег-депутатов. Поэтому, как принято говорить, отдельными строками в госбюджете были записаны реставрационные работы на памятниках истории и культуры (Торговые ряды, дом Баркова, Вознесенский собор, старая мечеть с минаретом), строительство районной больницы и объектов водоснабжения. Кроме того, свои средства по просьбе депутата выделили министерства культуры и здравоохранения. Грубо говоря, из 120 миллионов рублей, которые были получены в честь юбилея города «сверху», 70 миллионов непосредственно обеспечил наш депутат.

Как-то в беседе Анатолий Алексеевич отметил два главных фактора, которые позволили детям из большой деревенской семьи окончить техникум, а затем получить и высшее образование. Это, сказал он, во-первых, забота о молодом поколении со стороны советского государства, которое обеспечивало бесплатность и доступность обучения, выплату пусть скромной, но более или менее достаточной в то время стипендии. Очень важно, что государство гарантировало тогда всем выпускникам работу и жильё. Разве сейчас, например, могли бы родители купить всем сыновьям по квартире? Во-вторых, это постоянная помощь братьев друг другу - и моральная, и материальная; сначала старший помогал младшим, потом поддержка шла со стороны того, у кого к тому времени было больше возможностей.

И, конечно, еще одно и очень важное. Это замечательная работа коллектива преподавателей и мастеров индустриального техникума, который трудился здесь в названные годы. Всех своих учителей братья вспоминают с великой признательностью. В связи с юбилеем техникума они хотели бы особо отметить таких ярких людей, как С.В. Зимин, Д.С. Авдеев и А.М. Миронов, Б.В. Живилов, Л.Ф. Антошин и Ю.В. Локшин, П.Д. Ухов, А.Л. Верхоглядов и К.И. Овчинников, Л.М. Обухова, В.В. Орлова, М.А. Скорнякова и А.К. Симакова, М.И. Овчинникова, В.С. Чупикова и Н.Д. Ванюшина, С.П. Александрова, Э.А. Бабушкина, Т.А. Николаева и Г.М. Шайкина, Г.Е. Богатов, А.Д. Тихонов и А.А. Александров, С.И. Вайсбурд, Н.Н. Корниенко и Н.И.Макаров. Нельзя не отметить также «отца-воспитателя» – начальника техникумовского общежития В.С. Сергунина.

Касимовский индустриальный техникум, давший путевку в жизнь семерым братьям Никитиным, вспоминается ими с любовью и благодарностью.