Место среднего класса в современном обществе
Класс – это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин «класс был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе.
Термин «класс» применялся к социальным группам в широком диапазоне различных обществ, включая древние города-государства, ранние империи и сословные или феодальные общества, но более всего он подходит для определения социального разделения в современных обществах, особенно в индустриальных. Следует отличать социальные классы, основывающиеся прежде всего на экономическом интересе, от статусных групп, характеризуемых престижностью профессии, культурным положением или происхождением .
Еще Аристотель писал, что «лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие». Он же полагал, что в благополучном государстве на средний класс должно приходиться не менее трети общества, тем самым определив прямую зависимость благосостояния государства от наличия и значительности определенной категории населения.
Австрийский философ и социолог Макс Вебер относил к среднему классу мелких бизнесменов, торговцев, технических специалистов и людей свободных профессий.
По европейским стандартам представитель среднего класса имеет просторное жилье, автомобиль, весь спектр бытовой техники и регулярно отдыхает за границей .
На Западе понятие «средний класс» существует не столько как строгий научный термин, сколько как часть массового сознания и массовой культуры, причем даже в рамках социологии оно определяется и используется по-разному. Статьи англоязычных социологических словарей, посвященные среднему классу, сообщают, что этим расплывчатым, многозначным, широко распространенным термином чаще всего обозначается совокупность профессиональных групп, занятых преимущественно умственным трудом, но при этом не имеющих крупных интересов в бизнесе или политике. Упрощенно это позволяет интерпретировать средний класс как элемент социальной структуры, статус которого существенно ниже, чем правящей верхушки общества, но выше, чем рабочего класса .
Вместе с тем отмечается, что характер труда не единственный и даже не главный критерий принадлежности к среднему классу: не меньшую роль играет срединное (не слишком высокое, но и не слишком низкое) место в системе контроля и управления. С этой точки зрения, мало квалифицированный служащий имеет не больше оснований быть отнесенным к среднему классу, чем рабочий. Но не входят в него и представители верхних звеньев бюрократии. Одновременно большое внимание уделяется судьбам «старого среднего класса», отождествляемого, в соответствии с «континентальной» традицией 19-го века, с буржуазией. Кроме того, к среднему классу относят новые менеджерские группы, значительно отличающиеся своим реальным влиянием и статусом от основной массы «белых воротничков» и приближающиеся скорей к представителям крупного бизнеса.
В отечественной социологии также рассматривается вопрос о «среднем классе».
К среднему классу зрелого индустриального и информационного обществ обычно относят группы самостоятельно занятых, т.е. мелких предпринимателей, коммерсантов, ремесленников. Но наряду с ними все большее значение приобретают и группы хорошо оплачиваемых работников наемного труда: менеджеры, лица свободных профессий, научные работники, работники в сфере информатики и массовой информации, работники искусства, врачи, административные, торговые и инженерно-технические работники предприятий .
В России все эти профессиональные категории есть, но, как пишет В.И. Умов, «они почти всегда взаимоизолированы и не образуют общность, обладающую собственной идентичностью. Центры кристаллизации среднего класса рассеяны в общественном пространстве и весьма слабо просматриваются на фоне социально и политически активных номенклатурных, корпоративных и мафиозных структур… Среднего класса как такового в России нет, но есть огромная проблема: некому исполнить важнейшую для обеспечения прогрессивного развития функцию социального стабилизатора, смягчающего силовые действия классов-оппонентов, препятствующего лобовым столкновениям их политических представителей»
Однако большая часть авторов, исходя из наличия сходных с западными обществами профессиональных категорий, доказывает, что еще в СССР сложился средний класс, который в ходе реформ стал исчезать. Так, А.С. Орлов пишет, что «пренебрежение социальными закономерностями со стороны экономических материалистов спровоцировало стремительное хаотичное размывание среднего класса» . По его оценке, средний класс «советского типа» составлял 25% населения. И реформы «разрушили прежние слои среднего класса и не смогли создать социальную базу для ожидаемого нового» .
Наиболее полно эта точка зрения выражена в статьях Л.А. Беляевой. По ее мнению, из процесса формирования российского среднего класса, по сути дела, исключается высококвалифицированный слой работников науки, культуры, образования, «служб воспроизводства и попечительства», технической интеллигенции. При всех издержках советская модернизация обеспечила формирование уникального социального объекта — массовой интеллигенции с ее огромным интеллектуальным потенциалом. Именно интеллигенция, и прежде всего, ее «ядро» — «тончайший высокоинтеллектуальный слой общества» подготовили преобразования России. Но в рамках избранной модели реформ эти группы были вытеснены в бедные слои» .
Сегодня средний класс – совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Этот класс характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения, вследствие чего многие авторы говорят о нем как о «средних классах», «средних слоях». Различают старый средний класс и новый средний класс.
Старый средний класс включает мелких предпринимателей, торговцев, ремесленников, представителей свободных профессий, мелкое и среднее фермерство, владельцев небольших производственных фирм. Стремительное развитие технологий и науки, всплеск в формировании сферы услуг, а также всеохватывающая деятельность современного государства способствовали появлению армии служащих, инженеров и т.п., не владеющих средствами производства и живущих за счет продажи своего труда. Они стали представителями нового среднего класса.
Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55-60%.
Средний класс в России — люди, обладающие доходом, позволяющим тратить на питание не более 1/3 совокупного дохода семьи; работой, которая является способом самореализации; имуществом, которое нуждается в сохранении и преумножении; — менталитетом, позволяющим адаптироваться к реальности и вести активную жизнь.
Если оценивать людей по каждому критерию в отдельности, то:
1) Весной 2004 года по доходному показателю граница среднего класса проходила на рубеже 400 долларов на каждого члена семьи в месяц в Москве и 150 долларов в регионах. Кроме трат на питание в размере 34% семейного бюджета (почти 90% средних русских живут в семьях из 3-х человек — самостоятельно либо с родителями), при достижении указанной доходной границы происходит скачок потребления, определенный через обладание 10 «статусными» предметами (сотовый телефон, автомобиль, компьютер, телевизор с диагональю не менее 72 см, видеокамера, шкаф-купе, банковская карта, дисконтная карта, мебель со встроенной бытовой техникой, посудомоечная машина).
Но дело в том, что граница среднего класса, выраженная через абсолютные показатели дохода, действительна в России только на определенном временном отрезке.
По данным РосБизнесКонсалтинга за последние 2 года инфляция в России составила 34% в рублевом эквиваленте, поэтому нижняя граница среднего класса, определяемая по доходу, к началу 2004 года сместилась до отметки 250-270 долларов на каждого члена семьи в месяц в Москве и 180-200 долларов в регионах. Численность среднего класса, определяемого только по доходу, составляет на начало 2004 года порядка 20% населения России.
2) Работа является средством самовыражения для 80% работающих представителей среднего класса или 12% населения страны. На это указывает наличие мотивации, не связанной с получением заработной платы (работают ради общественного признания, достижения власти, чувства принадлежности к чему-либо и т.д., всего семь мотивационных групп).
3) Собственностью, о которой необходимо заботится (имеется в виду дополнительная недвижимость — дача, вторая квартира, коттедж), обладают 60% среднего класса, определяемого по доходу или 12% населения страны.
4) Устойчивый образ жизни (живут по определенной «схеме» свыше 7 лет) имеют 47% средних русских, определяемых по доходу (10% населения). Еще у 32% средних русских, определяемых по доходу, образу жизни, в настоящее время формируется (живут по определенной «схеме» от 1 года до 7 лет) (еще 6% населения).
5) Активный образ жизни (не реже 1 раза в неделю уделяют время хобби и (или) посещают развлекательные заведения и (или) участвуют в общественных мероприятиях) ведут 57% среднего класса, определяемого по доходу (11% населения страны).
6) Важной характеристикой менталитета является исповедание коллективизма или индивидуализма. Эти качества ярко проявляются у 15% населения, имеющего доход свыше названного минимума, еще 3% населения в одних ситуациях проявляют себя как коллективисты, а в других как индивидуалисты, причем примерно в равных пропорциях.
Критерии 4,5,6 являются признаками личностной адаптированности к сложившимся социальным условиям. Одновременно всем трем критериям соответствует 37% среднего класса, выделяемого по доходу, или примерно 7% населения страны. Почти адаптированы к условиям жизни, то есть одновременно выполняются каких-либо два условия из трех, еще 40% среднего класса, выделяемого по доходу или 8% населения страны. Таким образом, адаптированы или почти адаптированы к жизни 15% населения страны.
Одновременно всем пяти критериям зачисления в российский средний класс удовлетворяет всего 4% населения. Но каким-либо четырем из пяти критериев соответствует уже 11% населения страны, то есть 15% населения .
Учитывая, что в России никогда не было устойчивой исторической традиции выделения срединной социальной общности, то приведенные цифры свидетельствуют о том, что на современном этапе происходит активное формирование слоя средних русских.
