Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Библейский текст в постмодернистской прозе.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
160.34 Кб
Скачать

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»

Филологический факультет

Кафедра русского языка и литературы

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Библейский текст в постмодернистской прозе

(на материале произведений Т. Н. Толстой, Л. С. Петрушевской

и Л. Е. Улицкой)

050301.65 Педагогическое образование

специальность «Русский язык и литература»

Заведующий кафедрой

Кандидат филологических наук ____________ Глухова О.П.

уч. степень, звание Ф.И.О.

Допускается к защите

«_____»_________________ 2014г.

Руководитель

____________________ ____________ Сонькин В.А.

уч. степень, звание Ф.И.О.

Студент 0933 группа ОЗО

____________ Заболотная С. Л.

Набережные Челны, 2014

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1 Взаимодействие постмодернизма и христианства

в контексте современной литературы………….…………...……….………..….….7

1.1 Истоки и смысл «постмодернизма»………….……………………………..…...7

1.2 Язык, сознание, общество: постмодерн в России и за рубежом. Преемственность русского постмодернизма............................................................10

1.3 На пути к «абсолютной правде»: постмодернизм и христианство……......…14

Глава 2 Библейский текст в постмодернистской прозе т. Н. Толстой,

Л. С. Петрушевской и Л. Е. Улицкой …………………………………….….…....18

2.1 Мотив инкарнации и реинкарнации личности в прозе

Л. С. Петрушевской……………………………………………………….……........19

2.2 Живой и мертвый мир Татьяны Толстой………………………….…,…….…29

2.3Людмила Улицкая и ее «мелодия человечности»…………………...…….….35

Заключение…………………………………………………………………..…….....48

Библиография…………………………………………………………..……..……...51

3

Введение

Не будет преувеличением сказать, что вторая половина ХХ века прошла под знаком постмодернизма. Его рождение связано с кризисом Современности. Глубокое разочарование в ценностях «проекта Просвещения», падение любых авторитетов сопровождается параллельным процессом нового «околдовывания» общества идолообразующей, гедонистической культурой потребления. Результатом этих противоречивых тенденций в современном обществе становится «постмодернистская чувствительность», то есть «форма восприятия реальности как хаоса, лишенного смысла и ценностей» [58; с. 223]. Постмодернизм не признает ни рационализма, ни историзма. Его больше не интересует, что сделано – это интерес модернизма, он весь сосредоточен на том, как сделано. Он больше уже не хочет переделывать, создавать «новый светлый мир», постмодернизм больше склонен к его деконструкции. Если мир сопротивляется нашим попыткам преобразования, нужно дистанцироваться от него [10; с. 22-23].

Эпоха постмодернизма ознаменовалась возвращением европейцев, некогда знавших Христа, к язычеству, неоязычеству, к созданию новых религиозных культов, торжеству сект. Постмодернизм признает весь культурный опыт Европы, возросшей на почве западного христианства, не просто неудачным, а виновным в том кризисном состоянии, в котором оказалось человечество. Ведь источники тоталитарного мышления постмодернисты видят только в христианстве. В вопросе о возникновении мира постмодернисты возвращаются к представлениям античных философов о вечности и несотворенности материи, но в отличие от них не признают единство и целостность мира. Теоретики постмодернизма вслед за Ницше предлагают человечеству отказаться от языкового сознания. Они пытаются найти способы ухода от логоцентричности сознания, от его рациональности и от роли слова вообще, так как отказывают языку в адекватности познания и осмысления мира. По их мнению, язык не является нейтральным посредником между мышлением

4

и реальностью, а реальность никак не отражается в языке. Показательно и постмодернистское стремление доказать отсутствие проявления Бога в мире, главенство беспорядка и хаоса, действие неких не поддающихся рациональному осмыслению интенций [47; с.157-158].

Популярный в 70-е годы прошлого века постмодернист Роллан Барт доказывает, что в тексте переплетаются между собой разные смысловые и ценностные линии и возникает нечто особое, далекое от истинного порядка и внутренней гармонии. Для характеристики хаотичности мира он использует цитату из Евангелия Марка: «Легион мне имя, потому что нас много». Таким способом Барт выразил свое понимание причин хаотичности текста, которому постмодернисты уподобляют всю человеческую культуру и мир в целом [47; с.158].

Актуальность работы заключается в следующем: к началу ХХI века литература осознала кризисность своего существования, обнаружила множественность путей тупикового развития; полемика почти обессмыслилась и минимализировалась. Литературные явления стали предметом одноразового употребления и закрытых интерпретаций. Общенациональные идеи подверглись сомнению. Идет борьба между каноническим и неканоническим подходом к литературе [57; с.218].

Мы видим, что Запад, отрекшийся от Христа и оказавшийся в тупике, ищет выход, причем выход для всего мира, и однозначно обвиняет несогласных с его вариантами в приверженности к тоталитаризму. Руководствуясь этой задачей постмодернизм пытается скорректировать миф о человеке, равном Богу, который сформировался в эпоху Возрождения и утвердился в Новое время. В ХХ столетии стало очевидно: человек не достиг всего того, что было запланировано философами прежних эпох. В связи с этим возникла потребность устроить

окружающее пространство так, чтобы ничто в нем человека не смущало, - то

есть изменить его представления о мире и о себе самом. Этим и занимается постмодернизм. Он пытается доказать, что мир, который человеческий разум не

5

смог познать и подчинить, вообще непознаваем и хаотичен. Все это направлено на формирование новой реальности и нового человека [47; с.160].

Степень изученности темы. Особая заслуга в изучении библейского текста в постмодернистской прозе принадлежит В. А. Бачинину, его статье «Постмодернизм и христианство», опубликованной в журнале «Общественные науки и современность» (13; с. 162-171), и Владиславе Филяновой, ее статье «На пути к «абсолютной свободе»: постмодернизм и христианство», опубликованной в журнале «Москва» (47; с. 151-160). При этом сама проблема библейского текста в произведениях отечественных постмодернистов остается до конца не изученной, а потому актуальной и требующей дальнейшего исследования.

Объектом исследования является постмодернистская проза.

Предметом исследования является библейский текст.

Целью данной работы является раскрытие и значение библейских мотивов в постмодернистской прозе.

Данная цель достигается решением следующих задач:

  1. выявить специфику отечественного постмодернизма в его диахроническом и синхроническом аспектах;

  2. отталкиваясь от современного понимания христианской культуры, определить связь между христианским мировоззрением и литературой постмодернизма;

  3. проанализировать характер и значение библейского текста в контексте постмодернистской прозы.

Теоретико-методологической базой послужили научные труды выдающихся отечественных исследователей, посвященные постмодернизму: М. Н. Липовецкого (28; с.1-317), И. С. Скоропановой (64; с.1-608),

Н. Б, Маньковской (31; с.1-222). В работе использованы историко-литературный и сравнительно-исторический методы исследования.

6

Структура работы. Выпускная работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Библиографии.

Во Введении обосновывается актуальность данной работы, а так же дается ее общая характеристика, то есть место постмодернизма в современной литературе.

В первой главе – «Взаимодействие постмодернизма и христианства в контексте современной литературы» - описываются истоки и смысл постмодернизма в целом, а так же показывается преемственность отечественного постмодернизма и его взаимодействие с христианством.

Во второй главе – «Библейский текст в постмодернистской прозе Т. Н. Толстой, Л. С. Петрушевской и Л. Е. Улицкой» - дается подробный анализ постмодернистского текста на примере отечественной прозы.

В Заключении подводятся итоги исследования.

7