
Духовно-нравственное воспитание на базе детской флотилии.
Моё выступление может оказаться полезным для тех, на кого возложена обязанность по работе с молодёжью, воспитание и организации досуга.
Начну вот чего.
Где-то услышал мысль о проблеме реального воцерковления и лишь кажущегося, как одна из социальных ролей. Другими слова, одно дело лишь казаться кем-то и позиционировать таким в обществе, например, благочестивым христианином или просто человеком с твёрдым характером, но не быть таковым и об этом и не догадываться. Или действительно быть во всём честным с собой, реально оценивать свои силы, знать на что ты действительно способен и какова цена твоим словам и поступкам, знать, можно ли на тебя положиться или нет.
Хорошо, если человек задаётся этими вопросами и пытается прояснить ситуацию для себя самого. А если нет? Но есть условия, где многое становиться очевидным и для человека, и для окружающих его. Одно из этих условий – это море.
Море – это в первую очередь первозданная стихия с которой, по словам Станюковича: «… нельзя криводушничать... К нему не подольстишься... Это все на берегу учатся этим пакостям, а в океане надо иметь смелую душу и чистую совесть».
- К. Станюкович, "Вокруг света на "Коршуне"
Ф. Искандер говорил о море, как о «великом примирителе» с собой.
Детской флотилии быть?
Откуда я узнал о флотилии.
Из 8-ми лет работы в МДЦ «Артек», 5 из них я жил, работал и учился в мире одной из подструктур этого детского центра, работая инструктором в Детской морской флотилии. Это действительно отдельный мир, который способен удивительным образом многое поменять в человеке: одинаково как в ребёнке (и мальчикам, и девочкам), так и во взрослом.
И вот сегодня мне представился случай поделиться с вами некоторыми педагогическими наблюдениями.
Только не подумайте, что я сейчас начну всех и каждого агитировать на создание подобной флотилии. Если понимать хотя бы некоторые тонкости подобного предприятия, о которых я частично скажу, то кому-то надо будет честно признать и собственную неготовность для этой деятельности. Но обо всё по порядку.
Знакомство, теория, зачёт.
Когда только начинаешь знакомиться с морским делом, то ты пьянеешь от той романтики, которую излучают морские рассказы, исторические повести и биографические справки о доблестных русских моряках, капитанах и адмиралах. Это опьянение утраивается из-за близости моря, белые паруса яхт на внешнем рейде и наличия готовых к отплытию плав.средств в порту.
С самого начала я хотел бы обратить ваше внимание, что прежде чем подпустить ребёнка к шлюпке вы должны быть целиком полностью уверенны, что когда вы выйдите в море на борту будет царить понимание и послушание, желание слышать и слушать, желание обучаться, старательность и осознание ответственности. Иначе, без должной первоначальной подготовки, выходить в море просто опасно. Как-то у меня был случай, когда я, будучи уже педагогом с 2х летним стажем просто не мог объяснить экипажу, как нужно причалить (теории учил их другой педагог, а на первом выходе в море меня попросили его подменить). В какой-то момент я просто опустил руки, т.к. все 6 гребцов вели себя, как в басне Крылова «лебедь, рак и щука»...
Чтобы избежать подобного казуса необходима организация теоретическим занятий с последующей строгой проверкой знаний - зачётом, где выясниться степень готовности детей к переходу к практическим занятиям, а в дальнейшем этим экипажем мог руководить любой педагог вашей флотилии с одинаковым успехом.
Конечно, какая-то степень снисхождение к детям всегда имеет место быть, особенно к «своему» отряду, но не во всех вопросах эта снисходительность уместна? Именно здесь попустительство и дешёвый авторитет может быть ценой здоровья ребёнка.
Надо понимать, что дело касается не выступления на сцене, где есть место импровизации, а выхода в море, в стихию, где, к тому же, ни тебя будут катать, а ты сам будешь грести в составе экипажа.
Если посадить 6 человек с шлюпку и сказать: «Берите вёсла и гребите, как хотите», - то начнётся неразбериха и кто-то обязательно пострадает. И дело здесь не в степени ловкости детей, а в том, что в шлюпке всё распределено по сантиметрам, поэтому и теоретическая подготовка, и практическое выполнение каких-либо команд требует понимания их, четки выполнения и определённой последовательности.
Например, в шлюпке ЯЛ-6 длина весла около 4 метров, а вес – 4 кг. Если ребёнок не ловкий, да ещё и плохо развит физически, то первая его реакцией будет паника и отказ от самой затеи грести. Но доходчивое объяснение правил манипуляций с веслом делает возможным управляться с ним, а правильное выполнение команд (например, команда «вёсла разобрать») убеждает ребёнка в безопасности всего процесса.