Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Полевой Н.С. Методология.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
57.5 Кб
Скачать

III.1.2. Уровни методологии и их соотношение

Учитывая особенности формирования и современное развитие правовой информатики и кибернетики, в структуре ее методологии можно выделить:

  1. философский,

  2. общенаучный,

  3. частнонаучный

  4. междисциплинарный уровни.

Несмотря на определенную условность такой классификации, она правомерна и целесообразна, поскольку отражает реальные различия в подходах и методах познания объектов правовой информатики и кибернетики, используемых на различных уровнях решения правовых задач, а в более широком плане - на различных уровнях юридической деятельности.

Ныне общепризнанно, что высший уровень методологического анализа образует философская методология, сердцевиной которой является диалектический метод познания.

Именно этот метод предопределяет направление и путь истинного познания, основные принципы и мировоззренческие концепции, интерпретацию и правильное использование полученных результатов.

Однако при решении предметных правовых задач философский подход к анализу проблемы не всегда проявляется явно. На практике это иногда приводит к недооценке роли и места философского подхода в общей структуре методологии познания, его важнейших категорий и принципов.

Встречается и диаметрально противоположный подход - чрезмерное преувеличение роли философского подхода как единственно научного способа познания, в том числе и применительно к конкретным правовым наукам.

Следствием этого являются явно ошибочные утверждения, будто юриспруденция не должна заниматься методологией познания своих объектов, что ее дело "прилагать" к своему материалу методы, разработанные философией и в какой-то мере некоторыми другими науками.

Хотя несостоятельность такой концепции очевидна, необходимо учитывать, что методы философии так же, как и "любые общенаучные методы, прежде, чем начнут играть конструктивную роль в специальных науках, должны пройти своеобразную переплавку, в результате которой они становятся не внешними по отношению к той или иной конкретной дисциплине, а имманентными ее предмету и сложившейся в ней системе понятий".

Данное положение справедливо не только в отношении философских категорий, диалектического метода в целом, но и в отношении методов других наук, в том числе информатики, математики и кибернетики, ибо и они требуют определенной "переплавки", разработки принципов, границ и условий их использования в правоведении и юридической деятельности, иными словами, методологических основ их использования.

Такого рода функцию и значение методологии в становлении конкретной науки иногда для образности сравнивают со значением строительных лесов. Так, И. И. Бенедиктов и В. И. Плотников пишут: "Общеметодологическое решение проблемы (имеется в виду использование определенной наукой философской методологии и общенаучных методов познания.-Лет.) можно условно сравнивать с возведением лесов вокруг строящегося здания: пока есть леса, видны лишь контуры здания, но самого здания еще нет, когда же здание построено, леса становятся ненужными. В кризисные и трудные для частной науки времена проблемы методологии научного знания усиленно разрабатываются, к ним обращено все - и внимание, и надежды, и неудовлетворенность "общими результатами". Но вот кризис или трудности преодолеваются, решение проблемы найдено и... методология может считать свою роль выполненной, во всяком случае на данном этапе развития научного знания".

Отдавая должное тому, как образно авторы показали роль методологии науки, нельзя, однако, не заметить, что разработка методологических проблем любой науки - это не временная, а перманентная ее задача, ибо нет и не может быть предела в развитии научного познания, а следовательно, и его методов, методологии науки в целом.

За последние годы к исследованию этой проблемы наряду с философами обращались и многие юристы, в результате чего были сформулированы различные определения методологии правоведения. Вместе с тем в главном они существенно не отличались. С теми или иными нюансами общая методология правоведения в них определена как применение обусловленных теоретическими принципами материалистической диалектики системы логических приемов и специальных методов исследования правовых явлений.

Принимая это определение общей методологии правоведения за исходное и руководствуясь тем, что диалектический материализм исходит из признания объективности и единства общего, особенного и единичного, что "общее как закономерность выражается в единичном и через единичное", методологию правовой информатики и кибернетики следует рассматривать как элемент, как частный случай общей методологии правоведения. Отсюда вытекает, что ей свойственны все те главные черты, которые характеризуют сущность и особенности общей методологии правоведения.

Вместе с тем, поскольку правовая информатика и кибернетика - это специфическая юридическая наука, то и методология ее имеет характерные только для нее черты и особенности.

Во-первых, методология правовой информатики и кибернетики призвана раскрыть пути и способы конкретизации диалектического метода познания применительно к исследованию таких объектов, как правовая информация и государственно-правовые системы, которые, что было показано выше, являются основными объектами этой науки и рассматриваются ею как динамические, сложно организованные системы управления.

Во-вторых, методология правовой информатики и кибернетики призвана раскрыть особенности применения комплексного использования системы общенаучных и специальных методов, и прежде всего математико-кибернетических, для решения правовых задач и в связи с этим определить пути и способы их "переплавки" и разработки на этой основе частных методов и конкретных методик исследования объектов именно правовой информатики и кибернетики.

Из сказанного с неизбежностью вытекает, что источниками методологии правовой информатики и кибернетики являются, с одной стороны, философия, с другой - теоретический опыт, накопленный общим правоведением, математикой, информатикой, кибернетикой и другими науками, на базе которых она формировалась и развивается, пользуясь их данными.

Значит, диалектический метод является всеобщим методом познания, он в равной мере применим при исследовании наиболее общих закономерностей объектов любой природы. Но этим не ограничивается методологическая функция диалектического метода. Этот метод познания позволяет строить теории и менее высокой общности, т. е. теории, а следовательно, и методологию конкретных наук. Основной смысл концепции нескольких уровней методологии, как справедливо отмечается в литературе, состоит в признании того, что вся методологическая проблематика не может быть сведена к сугубо философским вопросам.

Принимая данную концепцию за отправную, следует считать, что методология правовой информатики и кибернетики является частным случаем специально-научной методологии. А раз так, то методологические основы этой науки, ее теоретические положения могут и должны опираться на закономерности, формулируемые диалектическим методом как всеобщей теорией познания, в частности, на его основные категории.

Что же касается общей информатики и общей кибернетики, то их научный арсенал тоже играет весьма существенную роль в методологии правовой информатики и кибернетики, однако представляет собой уже ее теоретико-информационный и управленческий аспекты. Они позволяют анализировать правовые явления и системы, функционирующие в сфере правового регулирования, с учетом как наиболее общих закономерностей информационных процессов и их роли в управлении любыми системами (что составляет предмет общей информатики и общей кибернетики), так и конкретных механизмов информационных процессов применительно к системам, являющимся объектами изучения правовой информатики и кибернетики. Совершенно очевидно, что при изучении конкретных механизмов информационных процессов будет другой уровень исследования, однако методологические подходы и принципы остаются теми же. Данное обстоятельство предопределяет принципиальную возможность и правомерность применять при исследовании правовых явлений и юридической деятельности такие методологические подходы и принципы, которые получили в литературе наименование кибернетических. К кибернетическим подходам следует отнести системно-структурный, функциональный, информационный и алгоритмический подходы. Кибернетическими принципами принято считать: принцип системной организованности; принцип количественных определенностей (его называют иногда принципом абстрагирования от качественных особенностей объектов исследования) и принцип использования математического аппарата. Рассмотрим их основные черты и особенности использования.