
- •Глава III. Методологические основы и методы правовой информатики и кибернетики. Их сущность и источники формирования
- •III.1. Понятие и структура методологии правовой информатики и кибернетики
- •III.1.1. Методология и методы познания как атрибуты науки: их сущность и значение
- •III.1.2. Уровни методологии и их соотношение
- •II 1.2. Методологические подходы исследования объектов правовой информатики и кибернетики
- •III.2.1. Системно-структурный подход
- •III.2.2. Функциональный подход
- •III.2.3. Алгоритмический подход
- •III.4. Моделирование как метод исследования объектов правовой информатики и кибернетики
- •III.4.1. Сущность моделирования, особенности и значение его использования для анализа объектов правовой информатики и кибернетики
- •III.4.2. Виды моделирования и моделей, используемых при решении правовых задач
- •III.4.3. Математическое и кибернетическое моделирование объектов познания
Полевой Николай Семенович
Глава III. Методологические основы и методы правовой информатики и кибернетики. Их сущность и источники формирования
III.1. Понятие и структура методологии правовой информатики и кибернетики
III.1.1. Методология и методы познания как атрибуты науки: их сущность и значение
Как и у любой науки, у правовой информатики и кибернетики специфичны не только предмет и объекты исследования, но и научный арсенал, который используется для реализации ее задач, или, иными словами, ее методология и методы познания характерных для нее объектов.
Поскольку познание любых объектов неотделимо от активной человеческой деятельности, то с позиций деятельностного подхода методологию часто определяют как учение о методах человеческой деятельности, направленных на эффективное достижение поставленных целей. Причем исходят из того, что «методология науки - это и учение о постижении истины, и учение об ее использовании, о методах движения знания к производству и к иным сферам практической деятельности».
Таким образом, методология есть не только логика научного познания, но и совокупность определенных методов конкретной практической деятельности.
В свою очередь практическая деятельность (практика) является важнейшим звеном процесса познания, ибо именно практика обеспечивает проверку надежности и эффективности любого метода, разработанного в рамках той или иной науки. Вот почему, определяя структуру и путь познания, В. И. Ленин отмечал, что он проходит от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая выступает как критерий истинности познания и «должна быть первой и основной точкой зрения теории познания». Само же познание осуществляется через систему методов, исследование и разработка которых составляют основную задачу любой науки.
Что же касается роли метода, то, как отмечал еще Гегель, он поставлен как орудие, как некоторое стоящее на субъективной стороне средство, через которое он соотносится с объектом. Метод может ближайшим образом представляться только видом или способом познания.
Любой метод познания не появляется и не существует сам по себе. Это – «продукт творческой деятельности человека и представляет собой совокупность правил, требований, сформулированных на основе знания действительности, закономерностей ее познания и преобразования».
Наряду с отмеченным выше уяснение сущности методологии предполагает уяснение отношений между методом и теорией, методом и методикой решения конкретных задач и других вопросов.
Диалектико-материалистическая методология исходит из того, что теория и метод - это органически связанные, но не тождественные формы освоения человеком окружающей его действительности.
Теории придается значение высшей, наиболее развитой формы организации научного знания, которая позволяет получить целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной действительности (объекта данной теории).
В отличие от теории, метод - это совокупность требований, ориентирующих субъекта в его познавательной и предметно-преобразующей деятельности, в частности, применительно к выбору способа, средства и необходимых операций, которые должен совершить субъект деятельности, чтобы достичь поставленной цели.
Теория и метод различаются и по выполняемым ими функциям.
Главная функция теории - дать научное описание и объяснение предмета познания через раскрытие его свойств и присущих ему закономерных связей с окружающей действительностью.
Функция же любого метода познания состоит в определении форм и направлений деятельности субъекта вплоть до выбора конкретных операций, реализация которых ведет к достижению цели познания.
В свою очередь цель познания во многом -предопределяется характером познаваемого объекта, а также общей и частными задачами того или иного вида человеческой деятельности.
Как вы уже знаете, сферой приложения идей, средств и методов правовой информатики и кибернетики является юридическая деятельность, в частности, характерные для нее информационные процессы и системы, совершенствование и повышение эффективности которых базируется главным образом на использовании данных математики, информатики и кибернетики.
Но если обратиться к рис. 1, то легко убедиться, что в научном арсенале правовой информатики и кибернетики столь же существенное место занимают данные (т. е. научные категории, средства и методы) философии, правовых и иных гуманитарных наук.
Из сказанного с очевидностью вытекает, что методология правовой информатики и кибернетики не может не иметь сложную, многоуровневую структуру, источниками формирования которой служат те науки, продуктом взаимодействия которых она является.