Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этология.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
34.95 Кб
Скачать

Регуляторное и компенсационное поведение

У Ю. Одума (Основы экологии, 1975) есть интересный пример адаптивного поведения таких пойкилотермных животных как ящерицы. Некоторые из них "... искусно чередуя периоды пребывания в норах с выходами наружу, способны поддерживать свою внутреннюю температуру на достаточно постоянном, оптимальном уровне". Одна из таких обитательниц пустыни способна поддерживать температуру своего тела в пределах 31- 39 °С, даже если диапазон колебаний температуры окружающей среды вдвое больше. Адаптационное поведение наблюдается и у многих гомойотермных. Так бурые медведи, сурки, бурундуки, летучие мыши обладают очень для них полезной этолого­физиологической адаптацией, позволяющей впадать в спячку в холодное время года. При этом возможность создать запас жара на время спячки, заранее обеспечивается определённой сезонной стратегией поведения.

Пожалуй, наиболее сложным врождённым, передающимся генетически, поведением обладают проходные рыбы и перелётные птицы. Они способны, без всякого "обучения" находить дорогу с мест нагула к нерестилищам и с мест зимовки к своим гнездовым участкам. Причём навигационные способности рыб особенно поражают, если учесть весьма ограниченную видимость в воде. Безусловно, самые талантливые навигаторы среди рыб, это угри, решающие обратную задачу при миграции на нерест из верховьев рек на нерестилища, находящееся на глубинах Атлантики в Саргассовом море.

Агрессия

Бытовое понимание агрессии и этологический термин агрессивность поведения не синонимы. В быту под агрессией обычно понимают нападение, причем, как правило, неоправданное, несправедливое. В этологии термин "агрессивность" означает злость, злобу, ненависть, ярость. Он не оценивается никак - ни негативно, ни позитивно, он в этом смысле нейтрален. В основе всех агрессивных поведенческих реакций лежит страх животного за свою жизнь.

Нападение без злобы, вызванной страхом, в этологии не называется агрессией. Хищник, преследующий жертву не агрессор. Его нападение спровоцировано не страхом, а голодом.

Агрессия в этологическом смысле совсем не обязательно выражается в нападении. Обычно это только угроза, в какой либо форме, чаще всего в виде демонстрации своего превосходства.

Агрессивность - это основная поведенческая реакция животных. Установление этого, на первый взгляд тривиального факта, едва ли ни самое значительное достижение этологии, основанное на огромном материале наблюдений за поведением самых разнообразных организмов от приматов до простейших. Агрессия порождена конкурентной борьбой за существование и лежит в основе большинства подсознательных, генетически наследуемых поведенческих программ живых организмов. Этот вполне очевидный факт в православной России, увлеченной к тому же идеями Л. Н. Толстого, не встретил в свое время должного понимания, а после событии октября 1917 года, признание подсознательной природной агрессивности человека совершенно не вписывалось в демагогические теории "единственно верного и всесильного учения". Очевидно, в этом и содержится ответ на вопрос В. Дольника: "Почему в стране, официальная идеология которой исповедовала классовую ненависть и беспощадную борьбу, та же идеология весьма неохотно позволяла научно-популярные статьи об агрессивности синиц или мышей...".

Межвидовая агрессия

Межвидовые отношения неизбежно включают в себя нападения, но не всякое нападение этология расценивает как агрессию. Нападение хищника на жертву это не агрессия, это охота. Кошка не испытывает чувства ненависти при ловле мышей. Так же как комар, кусающий нас, не агрессор, но мы, прихлопывая его, совершаем акт агрессии, ведь он нас разозлил. Агрессия всегда подразумевает страх, и мы боимся комара, а комар нас нет. Мы для него объект охоты за нашей кровью жизненно необходимой ему для продления рода.

Внутривидовая агрессия

В природе особи одного вида тоже неизбежно вступают в конфликт. У животных внутривидовая борьба может быть еще более жестокой, чем межвидовая и, с точки зрения этолога, по-настоящему агрессивной. Драка за самку, за добычу, за территорию всегда носит агрессивный характер, ибо мотивируется страхом за свою жизнь, за свое потомство, за место в иерархии своей группы особей.

Особи одного вида неизбежно вступают в конфликт. Можно не поделить пищу или удобное для отдыха место. Живущие каждый на своей территории особи должны изгонять конкурентов. Неизбежны конфликты из-за самки, дупла, норы и многих других причин. Появление или приближение другой особи с неясными намерениями неизбежно вызывает настороженность (а это легкая форма страха). Если намерения не проясняются, зачастую ничего другого не остается, как либо убежать, либо напасть первым. То же происходит и с приближающимся животным. Вступая в конфликт, оба животных испытывают страх. И вместе с ним – приступ агрессивности.

Агрессия и страх - близнецы. Все мы с яростью и бесстрашием хлопаем укусившего нас комара, бесстрашно можем оттолкнуть от себя или прогнать прочь и животное покрупнее, но заведомо безобидное. Однако при встрече с животным незнакомым или способным как-то за себя постоять, не говоря уже о действительно опасной особи, агрессия сопровождается заметным приступом страха. Мы со страхом отгоняем паука или мышь. Появление пчелы или осы сопровождается уже явным приступом страха. Конфликт с маленькой собачкой может довести до сердцебиения. Очевидно, агрессия всегда сопровождается приступом страха, а страх может перерастать в агрессию. Это подтверждают многочисленные опыты на самых разных животных. Группа напуганных животных становится агрессивнее. То же происходит и с толпой людей или с целым социумом. Агрессивно трусливое состояние - самое социально опасное состояние.