Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Замеч_экон_воп.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
182.27 Кб
Скачать

5. Вопрос о распаде единого мирового рынка и углублении кризиса мировой капиталистической системы

Наиболее важным экономическим результатом второй мировой войны и её хозяйственных последствий нужно считать распад еди­ного всеохватывающего мирового рынка. Это обстоятельство опре­делило дальнейшее углубление общего кризиса мировой капита­листической системы.

Вторая мировая война сама была порождена этим кризисом. Каждая из двух капиталистических коалиций, вцепившихся друг в друга во время войны, рассчитывала разбить противника и до­биться мирового господства. В этом они искали выход из кризиса. Соединенные Штаты Америки рассчитывали вывести из строя наи­более опасных своих конкурентов, Германию и Японию, захватить зарубежные рынки, мировые ресурсы сырья и добиться мирового господства.

Однако война не оправдала этих надежд. Правда, Германия и Япония были выведены из строя, как конкуренты трех главных капиталистических стран; США, Англии, Франции. Но наряду с этим от капиталистической системы отпали Китай и другие народно-де­мократические страны в Европе, образовав вместе с Советским Союзом единый и мощный социалистический лагерь, противостоя­щий лагерю капитализма. Экономическим результатом существо­вания двух противоположных лагерей явилось то, что единый все­охватывающий мировой рынок распался, в результате чего мы имеем теперь два параллельных мировых рынка, тоже противо­стоящих друг другу.

Следует отметить, что США и Англия с Францией сами содей­ствовали, конечно, помимо своей воли, образованию и укреплению нового параллельного мирового рынка. Они подвергли экономиче­ской блокаде СССР, Китай и европейские народно-демократические страны, не вошедшие в систему «плана Маршалла», думая этим удушить их. На деле же получилось не удушение, а укрепление нового мирового рынка.

Всё же основное в этом деле состоит, конечно, не в экономи­ческой блокаде, а в том, что за период после войны эти страны экономически сомкнулись и наладили экономическое сотрудниче­ство и взаимопомощь. Опыт этого сотрудничества показывает, что ни одна капиталистическая страна не могла бы оказать такой действительной и технически квалифицированной помощи народно-демократическим странам, какую оказывает им Советский Союз. Дело не только в том, что помощь эта является максимально де­шевой и технически первоклассной. Дело прежде всего в том, что в основе этого сотрудничества лежит искреннее желание по­мочь друг другу и добиться общего экономического подъема. В результате мы имеем высокие темпы развития промышленности в этих странах. Можно с уверенностью сказать, что при таких тем­пах развития промышленности скоро дело дойдет до того, что эти страны не только не будут нуждаться в завозе товаров из капиталистических стран, но сами почувствуют необходимость от­пускать на сторону избыточные товары своего производства.

Но из этого следует, что сфера приложения сил главных капи­талистических стран (США, Англия, Франция) к мировым ресурсам будет не расширяться, а сокращаться, что условия мирового рынка сбыта для этих стран будут ухудшаться, а недогрузка предприятий в этих странах будет увеличиваться. В этом, собственно, и состоит углубление общего кризиса мировой капиталистической системы в связи с распадом мирового рынка.

Это чувствуют сами капиталисты, ибо трудно не почувствовать потерю таких рынков, как СССР, Китай. Они стараются перекрыть эти трудности «планом Маршалла», войной в Корее, гонкой воору­жения, милитаризацией промышленности. Но это очень похоже на то, что утопающие хватаются за соломинку.

В связи с таким положением перед экономистами встали два вопроса:

а) Можно ли утверждать, что известный тезис Сталина об отно­сительной стабильности рынков в период общего кризиса капита­лизма, высказанный до второй мировой войны, – все еще остается в силе?

б) Можно ли утверждать, что известный тезис Ленина, высказан­ный им весной 1916 года, о том, что, несмотря на загнивание ка­питализма, «в целом капитализм растет неизмеримо быстрее, чем прежде», – все еще остается в силе?

Я думаю, что нельзя этого утверждать. Ввиду новых условий, возникших в связи со второй мировой войной, оба тезиса нужно считать утратившими силу.