Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этнополитические процессы в модернизирующейся Р...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.72 Mб
Скачать

Заключение диссертации кандидат политических наук Папян, Валерий Юнисович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В общественных отношениях современных сообществ значимым процессом является национально-культурное самоопределение, которое включено в процесс формирования и упрочения гражданской идентичности.

Национально-культурное самоопределение базируется на этнической идентичности, которая вычленяется из комплекса гражданской идентичности. Гражданская идентичность полиэтничного сообщества включает в себя разноуровневые явления этносоциальной, этнополитической, этиоконфессиоиальной природы. В категориальном плане этническая идентичность, реализованная через национально-культурное самоопределение, выступает конкретизированной особостью, самобытностью, в силу чего она самоценна и в то же время ценна как составляющая региональной, национальной, гражданской, общечеловеческой идентичностей. В социально-политическом контексте гражданственности этническая идентичность лежит в основе взаимодействия народов, определяя этнокультурную дистанцию и традицию межкультурного общения. В то же время этническая идентичность, выраженная в этносепаратизме, ксенофобии, национализме может угрожать целостности гражданской идентичности.

Гражданское ассоциирование предоставляет широкие возможности для национально-культурного самоопределения, которое в полной мере соответствует идеологическому, мировоззренческому, этическому, эстетическому плюрализму современности. Национально-культурное самоопределение реализуется внутри государственности и гражданственности как результат выражения группового интереса этнического сообщества. Национально-культурное имеет надтерриториальную природу и реализуется в двух смыслах. Первый смысл складывается и реализуется в семейно-родственных отношениях, в локальной среде представителей данной этнической группы. Этот смысл предусматривает самоидентификацию индивида в отношении этнических характеристик — языка, культуры, истории, мифологии, обрядов, традиций, самосознания, ментальности и др. Второй смысл складывается и реализуется в общественно-политических отношениях и предусматривает структурирование этнических интересов индивида в общественных объединениях, организациях, движениях в соответствии с предоставляемыми законодательством возможностями.

Национально-культурное самоопределение создаёт условия и возможности для:

• сохранения и развития совокупности идей, представлений, убеждений, верований и переживаний, в которых данная этническая группа осознаёт себя как общность,

• осознания жизненных потребностей данной этнической группы, которые выражены, предъявлены, отстаиваются и реализуются государством (национальный интерес);

• поддержания комплекса установок, предрасположенностей данной этнической группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом.

Принципы национально-культурного самоопределения формулируются следующим образом: добровольность волеизъявления; вариативность; равнозначность этнических сообществ в отношениях с государством; защищённость этнических групп законом и политическими доктринами; равноправие граждан в сфере этнокультурных характеристик и интересов; перевод отношений этнических сообществ из сферы конкуренции в сферу взаимодействия и сотрудничества. Национально-культурное самоопределение отличается от национально-государственного самоопределения и национально-территориального самоопределения необязательностью территориальности и специального политико-правового оформления в виде государства или какого-либо уровня автономии. В то же время национально-культурное самоопределение имеет существенный политический смысл, так как нацелено на достижение национального согласия и упрочения гражданской идентичности в полиэтничном государстве.

Применительно к российскому сообществу — российскому многонациональному народу - этническая идентичность выступает характерологическим свойством гражданской российской идентичности как полиэтничной, миогокультурной и многоконфессиональной. Этническая идентичность лежит в основе национального самоопределения в его национально-государственном, национально-территориальном и национально-культурном выражении.

В международной правовой и политической практике сложилось эффективное обоснование национально-культурного самоопределения в связи с проблемами дискриминации, национализма, прав национальных меньшинств и прав человека и гражданина в сфере этнокультурных интересов. Это такие документы, как: Парижская хартия новой Европы (1990 г.), Материалы Женевского совещания по вопросам национальных меньшинств (1991 г.), Венская декларация и программе действий (1993 г.) и др. Специально данной проблеме посвящены Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным wiu этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), а также Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.). Наиболее значимым документом стала Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, которая трактует проблему национально-культурного самоопределения как комплексную и значимую во всей системе внтури-и внешнеполитических отношений.

В современной России с 1992 г. сформировалась правовая и политико-доктринальная база национально-культурного самоопределения. Принципы национально-культурного самоопределения тождественны принципам демократизации отношений государства и общества, государства и граждан, государства и населяющих его пародов и этнических групп. Такие правовые документы, как Федеративный договор, Конституция РФ, федеральные законы «Об общественных объединениях», «Об основах законодательства Российской Федерации в области культуры», «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании», «О коренных малочисленных народах Российской Федерации», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» непосредственно и опосредованно вводят национально-культурное самоопределение в правовое поле. Особе место занимают Конг^епция государственной национальной политики РФ (1996 г.) и федеральный закон «О национально-культурной автономии» (1996 г.), которые предоставляют гражданам РФ легитимное право объединяться для сохранения и развития этнокультурных интересов при поддержке органов власти и управления. Данные документы включают национально-культурное самоопределение в общий процесс формирования и упрочения российской идентичности.

Особое значение национально-культурное самоопределение в упрочении гражданской идентичности имеет для полиэтпичных субъектов Юга России. Актуальность идеи национально-культурного самоопределения обусловлена историческими обстоятельствами, социальными устремлениями сообществ, а также северокавказскими этнополитическими рисками (терроризмом, антитеррористическими операциями, религиозным экстремизмом, межэтническими противоречиями и конфликтами, этнической миграцией, сменой этнодемографических пропорций и др.).

Национально-культурное самоопределение на Юге России выразилось в активном образовании национально-культурных общественных объединений: общин, союзов, центров и автономий. Более 300НКОО, НКА Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краёв, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики и других субъектов ЮФОучаствуют в организации межкультурного взаимодействия, в профилактике национализма, этнического экстремизма и сепаратизма в целях предупреждения межэтнической напряженности, урегулировании межэтнических конфликтов и постконфликтной реконструкции. Это определяет роль национально-культурного самоопределения в упрочении гражданской идентичности.

В Ставропольском крае как полиэтничном и многокопфессиональном субъекте РФ в составе ЮФО институт национально-культурного самоопределения реализован во множестве НКОО и РЖА. Это обусловлено как объективными обстоятельствами, так и субъективным фактором -целевой региональной политикой в сфере межэтнических отношений. Оно осуществляется на основе «Основных направлений национальной и региональной политики Ставропольского края», Комплексной программы гармонизации меэюэтнических отношений в Ставропольском крае на 20002005 гг.», а также на базе нового доктрипального документа «Развитие этносоциальных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае на 2007-2009 годы».

Комитет СК по делам национальностей и казачеств в качестве важной задачи рассматривает создание организационных условий для эффективного национально-культурного самоопределения жителей края и тесное взаимодействие с НКОО и РЖА. Около 70 НКОО и НКА края активно участвуют в сохранении национальной культуры, традиций, поддержании традиционного менталитета, а также в профилактике межэтнических противоречий и конфликтов. В этом плане НКОО и НКА вносят существенный вклад в упрочение единства ставропольского общества на основе общероссийских ценностей — гражданственности, патриотизма.

Вместе с успехами национально-культурного самоопределения отмечаются и проблемы содержательного и организационного характера. Это: противоречия между одноимёнными и разноименными НКОО и НКА, разногласия между НКОО разных уровней, слабое воздействие на молодёжь, несогласованность действий НКОО и НКА в диалоге с властью, конкуренция между местными НКОО и НКА и региональными отделениями федеральных организаций. Также НКОО и НКА зачастую запаздывают с принципиальной оценкой конфликтных ситуаций, явлений национализма и ксенофобии. Также НКОО и НКА не всегда стремятся к конструктивному взаимодействию с властями и органами местного самоуправления. Существенным недостатком является слабое отражение интересов этнической группы, формализация деятельности и стремление к этнокультурной исключительности и этнокультурной изоляции. Типичным явлением выступает формализация деятельности НКОО и НКА, отстранённость от конкретных социальных процессов и сюжетов региона.

Выявление недостатков и противоречий реализации национально-культурного самоопределения как фактора упрочения гражданской идентичности позволяет сделать ряд рекомендаций. Целесообразным представляется:

• включение национально-культурного самоопределения как самостоятельного направления социокультурного самоопределения граждан в общероссийские и региональные политические доктрины, концепции;

• разработка региональной нормативно-правовой базы реализации национально-культурного самоопределения и взаимодействия органов власти и управления с национально-культурными общественными организациями и национально-культурными автономиями;

• создание в регионах координационных центров по организационному, информационному, Mei одическому обеспечению деятельности национально-культурных объединений для оптимизации процесса этнокультурного ассоциирования и включения его в общий гражданский процесс;

• внедрение новых форм работы НКОО и НКА с молодежью для привития молодёжи интереса к культурному наследию народов, уважения к ипоэтничпому менталитету, нейтрализации ксенофобии и национализма в рядах молодёжи и для упрочения идей российского патриотизма;

• включение НКОО и НКА в реализацию национальных проектов в части образования, здравоохранения через социальные точечные проекты этнокультурного образования, религиозного образование, традиционного семейного воспитания, благотворительности и меценатства.

В Ставропольском крас в рамках управления в сфере межэтнических отношений представляется эффективным:

• обеспечение участия НКОО и ITKA в реализации программ развития туристского, досугового, санаторно-курортного комплекса, сферы услуг, питания, прежде всего, в peinone Кавказских Минеральных Вод для повышения эффективности межкультурпого обмена;

• привлечение НКОО и НКА к разработке и к реализации региональных программ адаптации мигрантов с учетом миграционной ёмкости регионов и этнокультурных интересов, как мигрантов, так и старожильческого населения с целью упрочения единства ставропольского сообщества;

• повышение оперативности и консолидированности НКОО и НКА в публичной реакции на факты ксенофобии, национализма, межэтнические конфликты для укрепления гражданской идентичности ставропольцев.

В целом, проблема национально-культурного самоопределения является сложной и политически значимой, требует дальнейшего осмысления в контексте эволюции содержания гражданской идентичности российского общества. I