Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие спец. пед. и психология .doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.76 Mб
Скачать

Предмет, задачи и методы логопсихологии

Логопсихология - это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.

Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.

Задачи логопсихологии:

  1. Изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.

  2. Изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией.

  3. Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования.

  4. Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития).

  5. Разработка методов психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.

Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Р. Лурией, Р.Е. Левиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредовании психических процессов.

Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях Л.С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального развития ребенка, согласно которой "дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений".

Так, первичный дефект, недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания; снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка, что связано с речевыми проблемами, могут приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению его социальный связей с окружающим миром, к чувству отверженности и одиночества.

Для получения целостной картины структуры нарушения логопсихологии необходимо опираться на патопсихологию, на знание закономерностей развития высших психических функций при патологии развития, на общую и специальную психологию, возрастную психологию, нейропсихологию, психодиагностику. Следует иметь тесную связь с логопедией и знаниями о речевых нарушениях, их механизмах, тяжести, структуре, а также с нейролингвистикой. Важное значение для логопсихологии представляют и знания медицинских наук: педиатрии, невропатологии и др.

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в пмпк.

Обследование ребенка, имеющего отставание в речевом развитии или его нарушении, ПМПК обеспечивает:

  1. раннее выявление особенностей развития ребенка, обусловливающих проблемы в учебе и поведении;

  2. проведение специализированных курсов коррекционно-развивающих занятий для таких детей;

  3. сопровождение детей со стойкими трудностями учебы и адаптации в социуме;

  4. консультирование родителей и учителей по вопросам эффективной помощи таким детям, индивидуального подхода в обучении.

По результатам обследования ребенка в ПМПК администрация школы и родители получают заключение консилиума и рекомендации по изменению условий обучения, улучшению ситуации развития ребенка, по коррекции проблем обучения и адаптации. Помимо этого, в случае необходимости, ребенок направляется в коррекционно-развивающие группы и на индивидуальные занятия к специалистам: психологу, дефектологу, логопеду.

Особую сложность представляет дифференциальная диагностика самого распространенного речевого нарушения – общего недоразвития речи и других нарушений.

Общее недоразвитие речи и задержка речевого развития. Необходимо отграничивать общее недоразвитие речи (ОНР) от задержки темпа ее формирования. Причинами задержки разви­тия речи обычно являются педагогическая запущенность, недостаточность речевого общения ребенка с окружающими, двуязычие в семье. Наиболее точное разграничение этих состояний возможно в процессе диагностического обучения. Отличительными признаками, говорящими о более тяжелом речевом диагнозе, будет наличие органического поражения центральной нервной системы более выраженная недостаточность психических функций, невозможность самостоятельного овладения языковыми обобщениями. Одним из важных диагностических критериев является возмож­ность усвоения ребенком с замедленным темпом развития речи грамматических норм родного языка — понимание значения грам­матических изменений слов, отсутствие смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание, отсутствие наруше­ний структуры слов и аграмматизмов, столь характерных и стой­ких при общем недоразвитии речи (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т. Б. Филичева, 1990).

Общее недоразвитие речи и умственная отсталость. Дифференциальная диагностика речевых нарушений и умствен­ной отсталости может затрудняться, так как общее психическое недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается не­доразвитием речи, а с другой стороны, при выраженном речевом недоразвитии у ребенка часто отмечается задержанное или нерав­номерное развитие его интеллекта. В ряде случаев диагностика мо­жет быть успешной только в результате динамического изучения ребенка в процессе коррекционных занятий. В отличие от детей с отклонениями в умственном развитии, имеющими тотальный ин­теллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности, у детей с тяжелыми нарушениями речи наиболь­шие трудности вызывают задания, требующие участия речи.

У детей с ОНР не наблюдается инертности психических про­цессов в отличие от умственно отсталых детей, они способны к переносу усвоенных способов умственных действий на другие, ана­логичные задания. Эти дети нуждаются в меньшей помощи при формировании обобщенных способов действий, если они не тре­буют речевого ответа. У детей с общим недоразвитием речи отме­чаются более дифференцированные эмоциональные реакции, они критично относятся к своей речевой недостаточности и во многих заданиях сознательно стараются избегать речевого ответа. Их дея­тельность носит более целенаправленный и контролируемый ха­рактер. Они проявляют достаточную заинтересованность и сооб­разительность при выполнении заданий.

Общее недоразвитие речи и ЗПР. Если разграничение детей с ОНР и умственной отсталостью встречает некоторые трудности, то дифференциацию ОНР и ЗПР во многих случаях не удается осуществить. У детей с ЗПР, так же как и при ОНР, отмечаются слабость произвольного внимания и недостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышления. Речевая функция также обладает некоторыми сходными ха­рактеристиками. При тяжелых формах речевой недостаточности, возникающих при церебрально-органической патологии, затраги­вающей не только речевые зоны, обнаруживаются выраженные нарушения памяти и мышления (Е. М. Мастюкова, 1998), подобно тому, как это отмечается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Подтверждение этому получено при сравнительном иссле­довании детей с ОНР и ЗПР младшего школьного возраста, прове­денном Т. А. Фотековой (1993).

Следует добавить, что дети с речевой патологией, так же как и дети с задержкой психического развития, в зарубежной литера­туре относятся к единой группе — детей с трудностями обучения. В то же время тщательное обследование состояния различных сто­рон речевого развития и познавательной сферы с учетом клини­ческого анализа позволяет установить структуру отклоняющегося развития, его ведущий фактор и выбрать направленно-рациональ­ные способы коррекционных воздействий. Есть основания счи­тать, что во многих случаях даже ранее успешное преодоление речевых дефектов не является достаточным условием для преодо­ления недостатков в развитии познавательной функции. ' Дифференциальной диагностике речевой и интеллектуальной недостаточности могут помочь дополнительные методы, напри­мер электроэнцефалографическое исследование (у детей с ЗПР Преимущественно страдают лобные доли, а у детей с ОНР изме­нения чаще затрагивают височно-теменно-затылочные зоны), а также анализ динамики психического развития ребенка.

Сенсорная алалия и нарушения слуха. С.Н. Шаховская (1998) выделила некоторые диагностические показатели для разграничения ребенка с сенсорной алалией (труд­ности понимания обращенной речи) и ребенка с нарушением слуха (трудности различения обращенной речи).

В их числе следующие:

  1. Слабослышащий имеет постоянный порог восприятия (в раз­ное время суток в различных условиях он слышит одинаково) а у ребенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непо-­ стоянство слуховой функции: то он слышит и понимает более тихое звучание, то не воспринимает более громкого звучания.

  2. Непостоянство показателей аудиометрического исследования ребенка с алалией свидетельствует о нарушенной работоспо-­ собности, повышенной утомляемости, дисгармоничности про­ цессов возбуждения и торможения, что отрицательно сказыва- ется на возможностях высшего акустического анализа и синтеза.

  3. Усиление громкости звучания улучшает восприятие слабослышащего ребенка лишен звучности, он тих, глуховат, а при сенсорной алалии голос сохраняет нормальную громкость и звонкость.

  4. Со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с ребенком, страдающим сенсорной алалией.

  5. Ребенок с сенсорной алалией на громкие, а тем более на сверхгромкие звуки не реагирует; более тихое, спокой­- ное звучание ребенок воспринимает лучше, чем звуки повышен-­ ной громкости, которые могут вызвать запредельное охранитель­ ное торможение, мозг как бы сам щадит себя, выключаясь из работы.

  6. Слабослышащий лучше слышит при пользовании слуховым аппаратом, а ребенок с сенсорной алалией пользоваться слухо-­ вым аппаратом не может: жалуется на боль в ушах, в голове; уси­- ление звуков становится для него неприятным раздражителем.

  7. При сенсорной алалии в ряде случаев наблюдается повышенная чув-­ ствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих (ше­- лест перелистываемых страниц, капающая из крана вода и др.), что подчеркивает сохранность у них слуха.