
- •Существующее положение
- •О проблеме
- •Об ограничениях абилитационного подхода
- •Об ограничениях адаптационного подхода
- •Особенности интегративного подхода
- •Разные подходы на практике
- •Что такое интегративное учреждение
- •Образовательное учреждение как интеграционное подпространство
- •Разнообразие образовательных форм как необходимое условие построения интеграционного пространства
- •О согласованном взаимодействии специалистов
- •О перспективах
- •Неслышащие дети в мире слышащих
- •Трудности школьной адаптации детей с аутизмом
- •Международные документы, ратифицированные россией и гарантирующие права «особого» ребенка
- •Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты Генеральной Ассамблеей оон
- •Российские законы, намечающие пути реализации прав детей инвалидов
- •Закон рф «Об образова нии» от 25 октября 1991 г. В редакции Федерального закона рф от 13 января 1996 г. № 12 фз, который, в частности, гласит:
- •Новые типы реабилитационно образовательных учреждений
- •Переходный период: отрыв действующих законов от реальной практики
- •Как организовать обучение «особого» ребенка
- •Как использовать компенсацию для обучения ребенка
- •Как получить компенсацию на реабилитацию ребенка
- •5 И более лет после завершения лечения.
- •Для обеспечения интеграции детей огромное значение имеет их педагогическая реабилитация.
- •Требования, предъявляемые к участникам программы
- •Противопоказания к пребыванию детей в лагере реабилиA тационного туризма:
- •10 Дней.
- •О работе интегративного детского сада «Наш дом»
- •Почему и как мы создали скаут клуб
- •Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с проблемами развития
- •Опыт создания интегративного музыкального ансамбля
Трудности школьной адаптации детей с аутизмом
Никольская О. С.
Аутизм и сходные с ним нарушения психического и социального развития встречаются достаточно часто, они могут быть не связаны напрямую с интеллектуальными возможностями, и ребенок с подобными особенностями может появиться в любой школе. По сравнению с другими такие дети представляют особую проблему для учителя тем, что плохо входят в режим занятий, требуют индивидуального подхода, постоянного побуждения и поддержки; тем, что не умеют общаться с другими детьми на перемене, и т. д. Невозможность самостоятельно адаптироваться к неожиданным изменениям в режиме школьной жизни часто ставит аутичного ребенка под угрозу эмоционального срыва.
Выход из этих трудностей традиционно видится педагогами в определении такого ребенка на индивидуальное домашнее обучение по программе, соответствующей его интеллектуальным возможностям. При этом предполагается, что привычные условия родного дома позволят ему максимально использовать свою способность учиться.
Опыт, однако, показывает, что индивидуальное домашнее обучение не подходит такому ребенку, прежде всего потому, что не способствует его социальному развитию. Для него важно не столько накопление знаний и освоение навыков, сколько приобретение возможности взаимодействовать с другими людьми, способность использовать свои знания и умения в реальной жизни. Обучение же в условиях дома лишь создает почву для вторичной аутизации такого ребенка.
29
Как правило, к школьному возрасту подобный ребенок уже минует этап выработки наиболее жестких аутичных установок, самых серьезных аффективных проблем и начинает интересоваться другими детьми, желает стать таким, как они: хочет быть учеником, идти в школу. Это желание может угаснуть, если его вовремя не поддержать. Оставшись в изоляции, такой ребенок потеряет шанс получить опыт совместной жизни с другими людьми.
Школа нужна аутичному ребенку, может быть, больше, чем любому другому, но она и более трудна для него, чем для других детей. Вместе с тем вопрос о целесообразности организации специальных классов для таких детей трудно решить однозначно. Очень многое говорит о том, что при обучении аутичных детей действительно требуется нестандартный подход. Учителю необходимо учитывать их особый темп работы, трудности организации внимания. Им нужно соответствующее устроение школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места, устойчивым порядком занятий. Само учебное здание должно быть структурировано для них так, чтобы дать им дополнительную опору в организации учебного поведения.
По особому должно строиться и речевое взаимодействие: ребенок может длительное время теряться при восприятии инструкции, и его собственные возможности развернуто изложить усвоенный материал могут длительное время оставаться ограниченными. Возможно также возникновение отдельных локальных проблем с освоением навыков письма или счета. Само содержание обучения в случае аутичного ребенка должно отличаться от обычного. Такой ребенок может прийти в школу, обладая отвлеченными знаниями по астрономии или греческой мифологии, но не знать самого простого, того, чему не приходится специально учить других детей,— осмыслению событий обыденной жизни, пониманию своих близких, своего места среди других людей.
Реализовать такой специальный подход легче всего, конечно, в условиях специального класса для детей с аутизмом. Однако ограничиться этим невозможно. Понятно, что при объединении детей с одинаковыми трудностями коммуникации, эмоционального и социального развития возникают новые проблемы. Дети попадают в объедненную среду, они не могут видеть образцов естественного поведения
30
одноклассников, их реакций на происходящее. Кроме того, слишком хорошо организованная учебная ситуация не позволяет выработать навыки жизни в обычном, меняющемся, мире. К сожалению, трудно рассчитывать, что социализация произойдет сама собой: известно, что такие дети затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства. Можно сказать, что замыкание в этих удобных ребенку условиях, как и в случае ограничения условиями дома, может в определенной степени работать на его аутизацию.
Видимо, правильный подход должен быть комбинированным. Специальные классы необходимы для детей с наиболее выраженными формами аутизма, наиболее тяжелыми трудностями организации учебного процесса. Вместе с тем при малейшей возможности ребенок должен переходить к более естественным формам школьной жизни, к более разнообразным контактам с детьми, близкими ему по общему уровню развития, но не испытывающими столь серьезных трудностей в коммуникации. Однако каждый такой шаг должен обеспечиваться индивидуальной поддержкой психолога и педагога.
Основные направления подобной поддержки могут быть обозначены как помощь в осмыслении новой ситуации, в выстраивании новой линии поведения, во взятии на себя новой социальной роли, в отработке необходимых способов коммуникации и учебных навыков. Суть здесь в том, что эта помощь должна оказываться ребенку не для овладения знаниями и навыками впрок, а для создания инструментов, необходимых ему для общения и обучения именно сейчас, в данной ситуации. В этом случае материал будет не только пассивно усваиваться ребенком, но и использоваться им для решения реальных жизненных задач.
Никольская Ольга Сергеевна — Институт коррек( ционной педагогики РАО (119121, Москва, ул. Пого( динская, д. 8, корп. 1); эл. почта: nikolska@online.ru
«Особый» ребенок в России. Как реализовать его права
на образование и реабилитацию
Дименштейн Р. П., Кантор П. Ю., Ларикова И. В.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ: ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА «ОСОБОГО» РЕБЕНКА В РОССИИ
Либерализация российского общества постепенно приводит его к пониманию, что выжить и сохранить нравственное здоровье оно сможет лишь в том случае, если будет заботиться обо всех своих членах, и в первую очередь — о слабейших. В рамках этого процесса на рубеже 80–90Aх годов прошедшего века Россия подписала ряд международных конвенций (о них будет рассказано в следующем разделе), гарантирующих права детей с ограниченными возможностями на развитие, образование и социальное обеспечение.
Ратифицировав международные акты, Россия признала за собой ответственность за их выполнение и сделала решительный шаг к гуманизации общества. Практика развитых стран Запада показала, что принятие этих правовых норм неизбежно приводит к деинституализации: вместо помещения детей с нарушениями развития в закрытые интернатные учреждения их все чаще оставляют в семьях, поскольку нормальное развитие ребенка можно обеспечить только в домашних условиях. С усилением этой тенденции все острее и
32
острее встает вопрос о реабилитации и образовании «особых» детей, что позволяет им в дальнейшем адаптироваться к условиям жизни в обществе (прежде об этом можно было забыть сразу же, как только ребенка сдавали в интернат).
В настоящей статье делается попытка всем вместе — родителям, специалистам, представителям соответствующих государственных органов — разобраться в механизмах исполнения государственных обязательств в этой области и в ответственности каждой стороны перед законом.