Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
516583.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
320.46 Кб
Скачать

Окручивание молодой

Окручивание — один из кульминационных элементов обряда, происходивший сразу после венчания (в церковной сторожке, трапезной или, по приезде, в доме мужа). Невесте заплетали две косы, обвитые вокруг головы, и подбирали волосы под женский головной убор (кокошник, кичку с сорокой, повойник, сборник). В отличие от девушки, женщина всегда должна была ходить с покрытой головой. По этому поводу сложена пословица: "Немного попето, да навек надето".

В различных областях исполнение обряда различалось. Например, в некоторых деревнях Русского Севера женскую прическу заплетали свашки. Одну косу плела свашка невесты, приговаривая: «Носи девиц», другую — свашка жениха со словами: «Носи молодцов». Каждая из них старалась первой заплести косу, чтобы молодуха родила первенца того пола, который она заклинала. Заплетенные косы укладывали вокруг головы и покрывали кокошником, сборником или повойником со словами: «Стала коса двухвосткой, под повойник ушла, запряталась».

В русских селах Алтая окручивали после венчания. Свахи сажали невесту в угол, завешивали ее со всех сторон платками, заплетали две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и заставляли молодых посмотреться вместе в одно зеркало, чтобы «жить дружно».

У русского населения Латвии плетение двух кос и надевание повойника проходило в присутствии подружек. Мать новобрачного приносила квашню, покрывала ее подушкой и просила сесть на нее новобрачную, «чтобы молодуха пышной была». После того как косы были заплетены, а повойник одет, девушки старались вытащить из-под молодухи квашню и вынести ее из избы. Жених же должен был постараться затащить квашню на печку. Если девушкам удавалось вынести квашню из избы, то, по поверью, они должны были в этом году выйти замуж. Песни, исполнявшиеся свашками при перемене прически и головного убора, в разных местностях были разными. Однако в них звучала одна и та же тема: утверждение девушки в новом статусе.

Переход к женской прическе, надевание головного убора считались очень важным обрядовым моментом русской свадьбы. Русские крестьяне говорили: «Подруги косу плетут на часок, а свахи на век».

В белорусской и западнорусской свадьбе известен также обряд подстригания волос жениху. В древности это действие было связано с вызовом родовых духов-покровителей. Возможно, этот обряд когда-то означал посвящение юношей в группу взрослых мужчин4.

Свадебный пир (княжий стол)

Княжий стол (большой стол, венчальный стол, красный стол) — главный свадебный пир. Княжий стол проводился в доме родителей жениха после венчания. Все действия исполнялись в определённом, установленном традициями порядке. Свадебные столы, как правило, ставились вдоль половиц и лавок «глаголем» (буквой «Г»), и лишь в некоторых местностях — поперек половиц. Жениха и невесту сажали на почетное место — в передний угол избы. Гости рассаживались, соблюдая мужские и женские места, в строгой последовательности родства: чем ближе родственник, тем ближе он садился к жениху или невесте. Парни, девушки, соседи, обычно присутствовавшие на свадьбе, считались зрителями и к столу не приглашались. Рассаживанием гостей, а также расположением зрителей занимались дружка, главный сват или свашки. Свадебные столы обязательно накрывали белыми скатертями. Количество блюд должно было быть четным, так как с четными числами связывались обычно представления о счастье и удаче. Набор блюд для свадебного стола в разных местностях России был различным.

Например, во Владимирской губернии на стол сначала приносили холодные блюда, потом горячие, а затем сладкий пирог или пряник. В Вятской губернии сначала ставили горячие блюда, потом холодные, а ближе к концу кисель и пирог. Подача очередной перемены сопровождалась разливанием пива, браги, водки, вина, кваса. Последним блюдом свадебного пиршества был курник — пирог с куриным мясом — или свадебный каравай.

Начиналось всё с открывания «молодой княгини», которая после венца входила в дом, закрыв лицо платком. Как правило, отец жениха или тысяцкий, держа в руке горбушку хлеба или пирог, поднимал ими платок невесты, затем брал его в руки и трижды обводил им вокруг голов новобрачных. Присутствовавшие родственники кричали: «Хороша молодая княгиня, хороша!» Этот обряд перекликался со смотринами просватанной девушки перед сговором. Данный обряд был знакомства родни жениха с девушкой.

Жених и невеста, сидевшие за свадебным столом вместе с другими женатыми мужчинами и замужними женщинами, не имели права прикасаться к еде или питью. Запрет на публичную еду объяснялся древними мифологическими представлениями о том, что жених и невеста не могут принимать участие в общей трапезе с женатыми мужчинами и женщинами, поскольку ещё не относятся к ним. За первым свадебным столом звучали обычно поздравления в адрес молодых, пожелания им счастья, богатства.

Второй частью свадебного пира был горний стол. К этой части пира приезжали родители и родственники невесты. Невеста к этому времени была в женском головном уборе и нарядной одежде. Горний стол предполагал одаривание невестой родственников жениха. На этот раз молодые получали право участвовать в трапезе. Однако их трапеза отличалась от общего угощения. Молодым подавали определенный набор блюд. Они ели кашу, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. На мифологическом уровне это объяснялось тем, что пища молодых, которые окончательно не утвердились в своем новом статусе, должна отличаться от пищи остальных гостей. Также, молодые пили из одного стакана, ели от одного куска, пользовались одной миской и одной ложкой. Именно это символизировало единство молодых, их неразрывную связь. В конце горнего стола совершался обряд деления каравая.