- •Размещено на http://www.Allbest.Ru/
- •Сватовство
- •Погляды. Смотрины. «Смотрят место»
- •Рукобитье. Сговор
- •Великая неделя
- •Девичник
- •«Молодечник»
- •Первый день свадьбы. Свадебный поезд
- •Венчание
- •Окручивание молодой
- •Свадебный пир (княжий стол)
- •Каравайный обряд
- •Брачная ночь
- •Современная свадьба
- •Заключение
- •Список литературы
- •Размещено на Allbest.Ru
Погляды. Смотрины. «Смотрят место»
Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста — сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Родители девушки хотели знать, в какой дом отдают свою дочь и в каких условиях ей предстоит жить. Бывало и такое, что после осмотра жених получал отказ. Если хозяйство жениха приходилось по душе, то осмотр заканчивали застольем. В противном случае за стол не садились.
В день осмотра женихова хозяйства обе семьи договаривались о домотканых подарках, которые невеста приносила в дом будущего мужа: постельных принадлежностях, скатертях, полотенцах, собственном гардеробе, а также об отдельно оговоренных подарках для каждого члена новой семьи. Дело в том, что в день свадьбы невеста была обязана подарить каждому родственнику жениха полотенце, самому жениху - вышитую рубашку и кальсоны, а будущей свекрови - три рубашки, отрез материи на сарафан и платок на голову.
Если родители невесты были довольны хозяйством жениха, то они приглашали родителей жениха на смотрины невесты.
Рукобитье. Сговор
В разных областях данный обряд имел разные названия («своды», «сговор», «запой», «пропой» — от слова «петь», «заручины», «запоруки» — от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия).
Сговор (рукобитье) — символический акт, закреплявший решение о проведении свадьбы и заключении брака. Он проходил в доме невесты через несколько дней после сватовства. На сговоре присутствовали родители просватанных девушки и парня, а также их ближайшие родственники. Обряд начинался с переговоров о дне венчания, принималось окончательное решение о размерах приданого и кладки, количестве гостей на свадебном пиру. Переговоры заканчивались ритуальным рукобитьем, при котором отцы просватанных детей пожимали друг другу руки.
После рукобитья отцов мать девушки подводила ее к жениху и говорила ему: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». Парень и девушка брались за руки, скрепляя тем самым решение отцов своим согласием. Кроме того, рукопожатие в данном случае служило знаком симпатии, сексуального влечения и было равносильно клятве в любви. Затем все присутствовавшие начинали молиться перед иконами с зажженной лампадой. Это являлось символом единения двух семей. Достигнутое между родственниками согласие заканчивалось пиром, на котором просватанные молодые люди не присутствовали.
Сговор придавал новый статус будущему жениху и невесте. Девушка отныне называлась сговоренкой, невестой, а парень — женихом. Новому статусу соответствовало и новое поведение, новый внешний облик молодых людей.
Поскольку продолжение рода зависит, прежде всего, от женщины, она была в центре свадебного обряда, который символизировал для неё обряд инициации. Свадьба была для девушки метафорой смерти в своем роду и рождения в роду мужа. Одежда невесты несла большое значение. Первая свадебная рубаха, как ее называли раньше, также имела название сряда (количество одежд, сменяемых в ходе свадьбы, должно было быть не менее трех, независимо от материального положения), была белого цвета, именно этот цвет являлся цветом траура. В последующих свадебных нарядах преобладал красный цвет, который молодая жена надевала уже на второй день торжества, после обязательных обрядов. Красный цвет считался цветом творения новых жизней.
Отношение к свадебным обрядам было различным в разных регионах. Например, на севере, где обряд рукобитье называется «запоруки», «заручины», он был одним из самых драматичных из всех обрядов свадебного цикла. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Причитание (вытие) – ритуальный плач невесты.
В причитаниях присутствовали магические действия, которые также восходят к обряду инициации. Указания на ритуальную "смерть" содержала поэзия предсвадебного периода «В своем причитании невеста сообщала о страшном сне: будто бы на ее улице стоит пустой раскрытый гроб, ожидающий жертву. Она выражала желание уйти в лес к реке и утопиться — и проч.»2 В причитаниях юная дева прощалась со своей семьей. А также, оплакивала своё девичество. Вскоре девушке суждено было переродиться в женщину. Объектом изображения в лирических свадебных песнях являлся обряд, но главным, ради чего создавались эти песни, было обрядовое чувство - выражения эмоционального отношения к свадьбе, как к факту действительности.
Ключевым действием всего дня являлось «завешивание» невесты. Отец наглухо закрывал невесте все лицо - по старинному обычаю с момента ее согласия на брак, она считалась «умершей», и поэтому ее нельзя было никому видеть. Нарушение запрета могло привести к всевозможным несчастьям, грозя будущей молодой семье бесчисленными бедами. Также, платок защищал невесту от злых духов и сглаза.
После сговора отказ от вступления в брак считался невозможным и рассматривался как страшный грех, за который человек должен будет расплачиваться всю жизнь.
