
- •3. Предрепетиционная работа дирижера с хоровым произведением
- •3.1. Этап самостоятельного изучения хоровой партитуры дирижёром
- •Необходимость предварительного изучения хоровой партитуры дирижёром
- •2. Этап знакомства с партитурой
- •Выбор партитуры
- •3. Этап инструментально-вокального изучения партитуры
- •4. Анализ хоровой партитуры
- •Этап дирижёрского овладения хоровой партитурой
- •Подготовка к первой репетиции с хором
- •Рабочую партитуру
- •Применение рабочего тактирования
- •Применение гармонической поддержки
- •Подбор вокальных упражнений
- •Самоуправление за фортепиано
- •Рекомендуемая литература
- •Вопросы для самопроверки
- •Практические задания по теме
- •3.2. Формы и методы анализа хоровых произведений
- •Цель анализа хорового произведения
- •Целостный анализ (хороведческий)
- •3. Вокально-интонационный анализ (методический)
- •Краткая устная аннотация
- •Рекомендуемая литература:
- •Вопросы для самопроверки:
3. Предрепетиционная работа дирижера с хоровым произведением
3.1. Этап самостоятельного изучения хоровой партитуры дирижёром
ПЛАН
Необходимость предварительного изучения хоровой партитуры дирижёром.
Этап знакомства с партитурой.
Этап инструментально-вокального изучения партитуры.
Анализ хоровой партитуры.
Этап дирижерского овладения хоровой партитурой.
Подготовка к первой репетиции с хором.
Необходимость предварительного изучения хоровой партитуры дирижёром
Одним из основополагающих факторов формирования верной интерпретации у дирижера по праву считается глубокое, всестороннее знание хоровой партитуры, проникновение в ее идейную сущность и образную сферу. И это же является главным условием дальнейшей успешной работы над ней с хором. От чего, в конечном счете, будет зависеть скорость разучивания произведения, глубина постижения его художественных образов певцами, а также сила и убедительность эмоционального воплощения. Поэтому «сложная и многообразная работа дирижера над хоровой партитурой, – пишет С. А. Казачков, – требует умения организовать этот процесс в определенном порядке, спланировать его, не разбрасываясь и не упуская важного и существенного» [2, 105].
Изучение исполняемой хоровой партитуры дирижером еще важно потому, что в его процессе формируется та идеальная модель замысла и исполнения, к которым впоследствии будут стремиться совместно и дирижер, и хор. Невозможно представить, чтобы музыкант-исполнитель достиг успеха без глубокого знания и внутренного слышания музыки, которую он собирается исполнять. Это особенно важно в работе с хором, где убедительное исполнение может быть достигнуто лишь при условии, что дирижер еще во время репетиций превратил свой замысел в коллективный, то есть увлек своим замыслом весь хор и каждого его участника. Коллективный замысел – это замысел дирижера, воспринятый и усвоенный хором, ставший для каждого певца «как бы своим».
Об
этом очень ярко и образно высказался
выдающийся русский теоретик и регент
Н. Ковин в журнале «Хоровое и регентское
дело» еще в 1915 году: «Прямое и высшее
назначение регента (дирижера) в том,
чтобы понять пьесу; осветить ее этим
пониманием, сообщить его хору и спаять
последний в одно органическое целое,
привлекая к коллективной работе
исполнителей все отдельные понимания
и умения поющей массы. В горниле
творчества регента, в огне его вдохновения
расплавятся все индивидуальные понимания
и вдохновения, отпадет от них все лишнее,
ненужное и – оживленная коллективной
душой - явится слушателю мысль композитора»
[Ковин
Н. Управление хором // Хоровое и регентское
дело № 1, 1915. С.45].
Однако случается так, что дирижер, полагаясь на собственную музыкальную интуицию, чутье и талант, не всегда приходит на репетицию зная партитуру, что называется, «на зубок» и надеется понять ее, овладеть ею вместе с хором. Как верно подмечает С. А. Казачков «тот, кто пытается выучить произведение на хоре, превращает последний в жалкий инструмент, в домашнее фортепиано, в средство для необдуманных проб и механической работы. К моменту, когда партитура выучивается означенным способом, хор окончательно и безнадежно теряет к ней интерес» [2, 105-106]. Действительно, такая система работы, не говоря о ее профессиональной бесплодности, неверно воспитывает хор, унижает его, лишает его творческой инициативы, подрывает веру в руководителя и в хоровое пение как искусство.
Ответственный дирижер поступает иначе. Он многократно проигрывает и пропевает изучаемую партитуру. В результате этого у него формируются каждая интонация, слово, фраза, образуя единое художественное целое. Придя на репетицию, такой дирижер не только знает партитуру, но и владеет ею в голосе, в руках, осязании, зрении, слухе и может в любой момент воспроизвести и показать хору все, что вызвано потребностями процесса разучивания партитуры.
Разучивание с хором без предварительного и досконального знания партитуры позволяют себе, как правило, наименее квалифицированные работники. Большие художники, мастера, легко ориентирующиеся в любой партитуре и умеющие работать «с листа», считают своим долгом тщательно изучать произведение до репетиций. Так работал Рахманинов-дирижер. Он всегда приходил на репетицию с полным знанием партитуры. Для него было характерно «безграничное увлечение, предваренное мыслью, анализом, пониманием и проникновением в стиль исполняемого», в результате чего возникала «ясность плана, цельность общей линии, глубокое ощущение мелоса… ритмика, темпы, краски…».
Г.
Берлиоз так писал о роли предварительной
подготовки дирижера: «Одного
бессознательного инстинктивного
проникновения в замыслы композитора
недостаточно. Инстинкт слеп. Рука об
руку с ним должно идти ясное, точное
знание. Ведь дирижер – посредник между
публикой и композитором, и посредник
самый опасный»
[Берлиоз
Г. Дирижер оркестра].
В.Орлов, Н.Данилин, П.Чесноков, М.Климов, А.Свешников и другие хоровые дирижеры придавали огромное значение всестороннему знанию партитуры до начала работы над произведением в хоре. «Дирижер должен, прежде всего, усвоить простую истину, - говорил П. Г. Чесноков, - нельзя учить других тому, что сам не знаешь. Самое подробное и глубокое предварительное изучение сочинения составляет долг дирижера» [4, 137].
Таким образом, система тщательной и всесторонней работы над партитурой является непререкаемым и всеобщим требованием, а не делом вкуса или индивидуальной манеры того или иного мастера.