
- •Глава IV. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у учащихся пятых классов общеобразовательной школы
- •IV.1. Научно-теоретические основы логопедической работы по коррекции дизорфографии у пятиклассников
- •IV.3. Дифференцированное содержание предварительного этапа логопедической работы по устранению дизорфографии
- •IV.4. Содержание основного этапа логопедической работы, направленного на совершенствование и автоматизацию орфографического навыка письма у школьников
- •IV.5. Результаты экспериментального обучения
- •IV.5.1. Условия проведения контрольного эксперимента
- •IV.5.2. Анализ результатов обучающего эксперимента
Глава IV. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у учащихся пятых классов общеобразовательной школы
IV.1. Научно-теоретические основы логопедической работы по коррекции дизорфографии у пятиклассников
На основании проведённого исследования, свидетельствующего о наличии системной взаимосвязи проявлений дизорфографии у школьников и особенностей их психического и речевого развития, учебной деятельности определялась необходимость комплексного подхода к устранению дизорфографии у учащихся пятых классов общеобразовательной школы. При разработке методики логопедической работы учитывались современные научные представления о психологической структуре процесса письма, процесса овладения орфографией, фундаментальные положения специальной психологии, коррекционной педагогики, логопедии о принципах и закономерностях коррекционно-логопедического воздействия.
Методика логопедической работы базировалась на теоретических положениях. Так, следование теории единства развития речи и мышления осуществлялось посредством применения методов и приёмов, активно влияющих на речевую и мыслительную деятельность детей. Прежде всего, это методы и приёмы, которые составляют суть мыслительных операций: анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация. Активное использование методов сравнения, анализа и синтеза положительно влияет на формирование речи и мышления детей, способствуют интенсивному развитию способностей к спонтанному речевому воспроизведению в неразрывной связи с их способностью к умственному анализу и синтезу [37]. Важным направлением логопедической работы являлось развитие лингвистического мышления, что в свою очередь предполагало осознание языка как объекта наблюдения и обобщения. При разработке методики устранения дизорфографии учитывалась теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, предполагающая этап материализации, выполнение действий в речевом плане, и далее – в умственном плане [56].
В логопедической работе с детьми учитывались положения теории формирования понятий. Научные понятия, относящиеся к области лингвистических знаний, у школьников первоначально формируются в рамках общеобразовательных программ обучения русскому языку и уточняются в системе логопедических занятий, направленных на устранение дизорфографии. Учитывались положения о том, что научные понятия усваиваются в процессе движения от конкретного к общему и абстрактному, от недифференцированного общего к частному, а через него – к абстрактному. При разработке методики учитывалось соотношение житейских и научных понятий, практического опыта и теоретических знаний. Это объясняется тем, что при формировании знаний о языке житейские представления о речи, в которых отражена окружающая ребёнка действительность, служат отправной точкой для создания основы научных понятий. С учетом этого методика коррекционно-развивающего обучения предполагала совершенствование у детей полноценной чувственной основы понятий с последующим замещением чувственных представлений формально-теоретическими знаниями [168, 23-24 с.].
Разработка методики коррекции и реализация логопедической работы базировались на следующих принципах.
С учетом принципа комплексного подхода коррекционная работа рассматривалась как единый комплекс психолого-педагогического воздействия, учитывающий необходимость совершенствования не какого-либо одного параметра психической сферы, а личности школьника в целом. На основе принципа системного подхода, осуществлялся подбор психолого-педагогических методик, каждая из которых, выполняя свое конкретное назначение, находилась в русле единой целевой программы коррекции дизорфографии. Системный подход предусматривал развитие в логопедической работе всех компонентов, входящих в структуру орфографического навыка письма, учёт их взаимосвязи и взаимообусловленности. Принцип деятельностного подхода реализовывался в построении коррекции не как тренировки отдельных умений и навыков, а как целостной осмысленной деятельности школьников, органически вписанной в систему учебной деятельности.
Принцип дифференцированного подхода и тесно связанный с ним принцип личностного подхода позволили при разработке методики и в процессе коррекции учитывать неоднородность структуры дизорфографии у школьников, степень неполноценности психических функций, входящих в структуру орфографического навыка письма, индивидуальные психологические особенности детей. Учет уровня общего развития, особенностей учебной деятельности и учебной мотивации, степени самостоятельности и организованности, самооценки у школьников позволял реализовывать индивидуальные педагогические стратегии в системе коррекционного воздействия.
Все принципы тесно связаны между собой и образуют единую систему, призванную обеспечить достижение поставленных целей коррекционно-развивающего обучения. В то же время можно выделить принципы, которые играли ведущую роль в конкретных условиях коррекционно-развивающего обучения.
Среди педагогических принципов особое значение придавалось реализации на логопедических занятиях принципов сознательности, самостоятельности, коллективности, доступности и посильности. В процессе коррекционно-развивающего обучения большое значение придавалось лингвистическим принципам системности и минимизации языка. Построение системы коррекционно-развивающего обучения на логопедических занятиях базировалось на психологических принципах единства формирования сукцессивных и симультанных процессов, аппроксимации [50, 151, 168, 265].
Теоретические положения и принципы коррекционно-развивающего обучения представлены на схеме 2.
Ориентированность предложенной системы логопедической работы на современную тенденцию переноса главного акцента процесса коррекционного обучения на учебную деятельность сделала наиболее актуальным использование общих методов обучения, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающий процесс на всех этапах его реализации: мотивационном, ориентировочном, исполнительском и контрольном. Логопедическая работа предполагала использование методов стимулирования и мотивации интереса к учению(дидактические игры, учебные дискуссии) и методов стимулирования и мотивации ответственности (метод поощрения, метод создания ситуации успеха, метод представления учебных требований).
Коррекционно-развивающее обучение предполагало использование гностических, перцептивных и психологических методов. Системообразующими являлись гностические методы. Они основывались на оценке степени поискового характера мышления. В соответствии с классификацией И.Я. Лернера, в структуре гностических методов выделялись информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), репродуктивный и проблемно-поисковые (проблемный, эвристический и исследовательский) методы [138].
Среди психологических методов обучения, выделенных на основе ведущих мыслительных операций, в системе логопедической работы применялись аналитический и синтетический, сравнения и обобщения; абстрагирования и конкретизации; классификации и систематизации.
Также в системе коррекционно-развивающей работы использовались традиционные для педагогики перцептивные методы: словесные (беседа, рассказ, диалог); наглядные (иллюстрация, демонстрация) и практические (метод упражнений, учебный эксперимент).
Исходя из основных приёмов получения обратной связи, в основу системы логопедической работы были положены такие методы контроля и самоконтроля как: устный и письменный, индивидуальный и фронтальный контроль, программированный контроль и тесты, самоконтроль.
Коррекционно-развивающая направленность обучения школьников с дизорфографией требовала использования в системе логопедической работы специальных частных педагогических методов и приёмов, позволяющих оптимизировать её результаты. К таким приёмам относились: приём изучения материала по блокам, приём опоры на чувство языка, метод отключения денотата, психотерапевтические методы и приёмы, логико-алгоритмический метод [116, 169].
Методы коррекционно-развивающего обучения, представлены на схеме 3. IV.2. Цели, задачи и организация обучающего эксперимента
Целью обучающего эксперимента была коррекция дизорфографии у учащихся пятых классов, совершенствование у детей вербальных и невербальных психических функций, интеллектуальных умений и навыков, языковых способностей, задействованных в функциональной системе орфографического навыка письма, оптимизация письменной деятельности детей и повышение качества ее продукции в процессе осуществления дифференцированной и комплексной логопедической работы. Реализация цели достигалась в ходе систематических коррекционно-развивающих занятий, решающих следующие задачи:
– совершенствование у школьников неполноценных структурных компонентов орфографического навыка;
– оптимизация у школьников учебной деятельности, за счет совершенствования ее регуляторных компонентов – программирования и контроля;
– координация взаимодействия между вербальными и невербальными компонентами орфографического навыка в процессе работы школьников с языковым материалом.
К участию в обучающем эксперименте было привлечено 18 пятиклассников с дизорфографией из школ №№ 326, 337, 338 Невского района г. Санкт-Петербурга. Эти учащиеся в период с 1 сентября по 30 сентября 2006-2007 учебного года были обследованы по методике констатирующего исследования. В зависимости от ведущего нарушения в структуре дизорфографического расстройства школьники были разделены на три подгруппы по 6 человек в каждой.
Первую подгруппу составили дети, у которых в структуре нарушения орфографического навыка письма доминирует неполноценность учебной деятельности. Во вторую подгруппу вошли школьники с дизорфографией, в структуре которой преобладает недоразвитие речи и несформированность лингвистических способностей. Третья подгруппа включала детей с дизорфографией с преимущественной недостаточностью когнитивной сферы.
Контрольную группу также составили 18 учащихся пятых классов с дизорфографией, которые тоже были обследованы в названный временной период и у которых наблюдались аналогичные детям ЭГ варианты структуры дизорфографического расстройства.
Коррекционно-развивающее обучение проводилось со школьниками, составившими экспериментальную группу, с 1 октября по 1 мая 2006-2007 учебного года и осуществлялось в форме групповых занятий (два раза в неделю), на которых школьники были вовлечены в совместную с логопедом деятельность. При необходимости, в частности, в случаях отставания положительной динамики в обучении школьников от среднегруппового темпа, а также при необходимости включения в работу дополнительных направлений с ними проводились индивидуальные занятия.
Дети из КГ в период проведения обучающего эксперимента помимо школьного обучения посещали дополнительные уроки учителя по русскому языку, несколько детей несистематично посещали занятия логопеда, посвященные устранению ошибок в письме по типу аграмматической дисграфии.
В процессе коррекционно-развивающего обучения были выделены два этапа: предварительный и основной. Задачи и содержания предварительного этапа работы с детьми выделенных групп были дифференцированы в зависимости от структуры дизорфографического расстройства. Неодинаковой была и продолжительность предварительного этапа, которая зависела от динамики развития совершенствуемых у школьников функций, умений и навыков.
Общей целью предварительного этапа работы с детьми трех групп являлось создание необходимых предпосылок эффективности основного этапа работы, который, в свою очередь, был посвящен совершенствованию орфографического навыка письма и его автоматизации в письменной деятельности школьников.
Несмотря на то, что содержание предварительного этапа логопедической работы было дифференцировано, в работе с детьми каждой группы с разной степенью интенсивности и продолжительности использовались все направления, методы и приемы, включенные в предварительный этап. Это было обусловлено комплексной структурой дизорфографического дефекта и его системным характером у школьников, необходимостью стимулирования развития не только наиболее недостаточных функций, но и тех, отставание в развитии которых хоть и менее выражено, но было обнаружено по результатам констатирующего исследования. Часть индивидуальных занятий со школьниками была посвящена именно таким направлениям работы, которые можно охарактеризовать как дополнительные.