
- •5. Характеристика учебной дисциплины
- •6. Список основной и дополнительной литературы:
- •6.1 Основная литература:
- •8.Политика учебной дисциплины
- •Глоссарий
- •Тема I: Вводная лекция
- •Тема II: Территория Казахстана в древности.
- •10. Маргулан а.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. - Алма-Ата: «Наука», 1979.
- •Тема III: Территория Казахстана в средние века.
- •Тема IV: Этнические процессы на территории Казахстана. Начало формирования
- •Тема V: Казахское ханство в XVI – начале XVIII вв.
- •Тема VI: Вхождение Казахстана в состав Российской империи (1731-1864 гг.)
- •Тема VII: Казахстан в составе России (XIX – начало XX вв.).
- •Тема VIII: Казахстан в период гражданского противостояния (1917 – 1920 гг.)
- •Тема IX: Советская модернизация в условиях тоталитарной системы.
- •Тема X: Казахстан в годы II Мировой войны.
- •Тема XI: Казахстан во II половине 40-х – 60-е гг. XX века.
- •Тема XII: Казахстан в 70-е – 80-е гг. Хх в.
- •Тема XIII: Казахстан – суверенное, независимое государство.
- •Тема XIV. Современные политические и социально - экономические процессы в
- •Тема XV. Культура Казахстана в период независимости
- •Список рекомендованной литературы
- •Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по истории казахстана
- •Тематика рефератов по истории казахстана
- •Методические указания по написанию рефератов (письменных работ)
Тема V: Казахское ханство в XVI – начале XVIII вв.
План:
1. Институт ханской власти. Особенности казахской государственности.
2. Социальная структура казахского общества.
Цель: раскрыть особенности социально политического устройства казахского кочевого общества.
Основные понятия: ханская власть, социальные группы, ак – суйек, кара-суйек, султан, батыры, бии, баи, тарханы, курултай, ханский совет, суд биев.
1. Истоки ханской власти казахов восходят в древность. Еще у древних кочевников Центральной Азии саков, усуней, гуннов, кангюев существовало царское управление. Об этом свидетельствуют археологические материалы. Традиции ханского управления были сохранены и в империи Чингиз хана. Монопольное право на ханский престол сохранялось только за чингизидами, для которых право правления в силу происхождения превращалось как бы в естественно присущий им атрибут. При этом сфера действия этого права чингизидов не зависела от существовавших этнических или государственных границ: каждый чингизид независимо от того, к какой именно династии потомков Чингиз-хана он относился, мог претендовать на ханский титул в любой стране. Непосредственными продолжателями чингизидовой ханской традиции были казахи.
Таким образом, вершину всей социальной иерархии представляло лицо, облаченное титулом хана. Только султана можно было провозгласить ханом. Согласно обычаю, преимущественное право на ханское достоинство имел старший в роде, и, например, дядя, брат хана, считался старше всех своих племянников, сыновей хана. Но этот обычай часто нарушался. В действительности верховная власть переходила от отца к сыну.
При возведении на престол нового правителя традиционно соблюдался древний обряд вознесения на войлоке: провозглашаемого ханом султана сажали на тонкий белый войлок, который должен был олицетворять чистоту его намерения, происхождения и богатство его рода, и наиболее влиятельные лица ханства из султанов и биев трижды приподнимали его за концы провозглашая: ,,Хан! Хан! Хан!,,.
В общих чертах характер ханской власти в обществе определяется в средневековых источниках так: хан обязан заботиться о своих подданных, «как мать» о своих детях, а подданные должны считать хана «отцом для себя» и искренне ему повиноваться. Если говорить конкретно, то власть хана определялась известными правами и была связана с исполнением ряда функций. Этих прав и функций хана было, по меньшей мере, пять:
1. Хан имел верховное право распоряжаться всей территорией ханства, всеми землями, принадлежавшими улусам, право, которое было следствием его основной функции и главной обязанности – вооруженной защиты страны от внешних врагов;
2. Хану принадлежало право объявления войны и заключения мира, бывшее следствием его функции верховного руководителя войск;
3. Хану принадлежало верховное право ведения переговоров с иностранными государствами, что являлось следствием его функции определять внешнеполитический курс государства;
4. Хану принадлежало право убить или оставить в живых своего подчиненного – право, бывшее следствием его функции верховного судьи. Эти права и функции хана четко зафиксированы в памятнике права казахов «Жеты - Жаргы»;
5. Наконец, хану принадлежало право издавать законы и обязательные для всех членов общества приказания – право, бывшее следствием его функции сохранять существующее общественное устройство и порядок.
Есть прямые свидетельства источников, где говорится о том , что степного властелина всегда окружала многочисленная группа помощников, советников, военачальников, а так же дружина (обеспечивавшая охрану его самого, его семьи и имущества) и челядь (прислуживавшая хану в повседневном быту). Но в то же время в источниках ничего говорится ни о ханских дворах, ни вообще о постоянном местопребывании казахских ханов до ХVІІ в. Правительственная деятельность казахских ханов, по крайней мере, в XV-ХVI вв., протекала в разъездах по степи среди кочевий, как это бывало и раньше. «Нужно заметить, - писал, например, И.Шильтбергер о Дешт-и- Кыпчаке ХV в.,- в этой стране король и вельможи кочуют летом и зимой с женами, детьми и стадами своими, возя с собой все свое прочее добро, странствуя от одного пастбища к другому в этой совершенно ровной стране». О том, что и в ХVI в.казахские ханы постоянно переезжали с одного пастбища на другое, буквально не слезая с седла, можно судить по следующему сообщению Мухаммада Хайдара: вдова Касым-хана жаловалась Такир-хану, что состарилась и чувствует, что не в силах оставаться в степи. «Я хочу, - говорила она,- чтобы ты доставил меня к моему племяннику Султан Саид-хану, дабы остаток дней моих дней я могла прожить в городе и провести в спокойствии и без тревог на одном месте».
Постоянный объезд ханом улусов диктовался как необходимостью исполнения им своих функций верховного судьи, главного охранителя и т.д., так и самым образом жизни основной массы тогдашних подданных Казахского ханства. Выше уже отмечалось, что характерной чертой экономики ханства являлось кочевое скотоводство; соответственно, налоговая система для кочевой части населения определялась натуральными видами ставок и взаимных расчетов. А поскольку ежегодный сбор в пользу хана кочевники-скотоводы выполняли в натуральной форме, то главе кочевников приходилось посещать улусы хотя бы для того, чтобы тут же, на месте умножить свои стада, свое “прочее добро”, употребить съестные припасы, перевозка которых в единый центр была невозможной из-за его фактического отсутствия. Описываемое здесь явление из жизни верховного главы кочевников звмечательно метко характеризуется словами Шайбани-хана, предводителя кочевых узбеков Дешт-и Кыпчака, сказанными им в одной из бесед автору “Михман-наме-йи Бухара” Ибн Рузбихану: “Столица наша – наше седло”.
По социальному происхождению казахское общество делилось на «ак-суйек» и «кара-суйек». К белой кости относились:
1) Потомки Чингиз хана – султаны (по-казахски торе), из которых выбирали хана;
2) Кожа – потомки пророка Мухаммеда или его сподвижников.
Султаны обладали рядом привилегий. Только из чингизидов выбирали ханов. Не царствующий чингизид имел право на улус (юрт) – определенная территория с подвластными родами и племенами. Они возглавляли улусное войско; имели свои уран – «Архар» (благородный) право на сбор налогов; освобождались от всех налогов, кроме воинской повинности.
Хана выбирали из нескольких претендентов, причем наследование шло не от отца к старшему сыну, а от старшего брата к младшему или от дяди к племяннику, т.е. не по родству, а по достоинствам. В выборе хана решающую роль играла родоплеменная верхушка (ханский совет) – это была степная демократия.
У хана были обязанности и права:
- распоряжаться всей территорией;
- охранять и обеспечивать безопасность всей страны;
- объявлять воину, заключать мир;
- вести переговоры с другими государствами;
- быть верховным судьей; миловать и казнить;
- издавать законы.
К черной кости относилось собственно казахское население от низов до родоначальников (биев), но они имели разное имущественное и социально-политическое положение.
Бии (би) – это родоначальники (родов и племен). В пределах их родов (племен) им принадлежала вся власть, вместе с султанами они решали общественные вопросы. Это национальная аристократия. Они были судьями, обладали ораторским искусством, были знатоками обычного и мусульманского права, своей родословной. За их труд полагался так называемый бийлик (1/10 от иска).
Батыры – это военное сословие, могли быть как из белой, так и черной кости. Люди, отличавшиеся воинскими подвигами. Роль батыров в истории казахов велика. В особо тяжелые периоды внешней опасности они брали на себя функции предводителей (вместо султанов) даже улусных войск (например в XVIIIв.).
Основную массу населения составляли кочевники, скотоводы и земледельцы (на юге и в Семиречье). Иначе их называли шаруа. Лично свободный кочевник обладал рядом прав (имущественных), был ответственен, зависим о2т рода, но в то же время родовая принадлежность гарантировала ему защиту и помощь («асар», «журтшылык» и т.д.).
В казахском обществе существовали следующие формы эксплуатации: «совместный труд» и наём в рамках общины (бедняк и баи выставляли одинаковое количество рабочей силы для выпаса, т.е. бедняк фактически бесплатно пас байский скот). Это форма массовой эксплуатации рядовых кочевников. Наем рабочей силы также был распространен (очень часто использовали бедных родственников); сауна – принудительное наделение скотом зависимых индивидов, «родовая взаимопомощь» (асар) – также была скрытой формой эксплуатации. Кочевники, скотоводы и земледельцы, как зависимое население, платили различные налоги и несли повинность: зякет (1/20 поголовья скота),харадж (1/10-1/5 урожая),согум, сыбага – подношения мясом,сауна – выпас молодняка за отработки,коналга – прием на постои войсковых частей, чиновников, сборщиков налогов; тагар – обеспечение войск провиантом, фуражом – скот. Главной повинностью казахов-кочевников была воинская обязанность.
В казахском обществе было и рабство (домашнее): кул – раб, кун – рабыня. Туленгуты – привилегированные рабы составляли личную охрану ханов, султанов, были гонцами, сборщиками налогов и т.д.
По имущественному положению казахи делились по следующим принципам:
1. Баи (богатые) – составляли многочисленную прослойку общества, но не были особым сословием (баями были и бии, и султаны, и рядовые кочевники). Имущественное положение не обеспечивало особые политические права;
2. Кедеи (бедняки): жалшы – наемники, пастухи овец и лошадей, жатаки – обедневшие казахи и т.д.
Постоянной армии не было. В периоды военной опасности собирали народное ополчение с каждого рода и улуса (во главе с султаном). Общенародное ополчение возглавлял хан. Каждое подразделение имело свое знамя, клич (уран).
Постоянных судебных органов не было. Судебные функции выполняли ханы, султаны, бии. За исполнение судебных решений отвечала выигравшая сторона (например, барымта – насильственный угон скота, был актом исполнения судебного решения). Полиции и тюрем не было.
Виды наказании: смертная казнь, избиение плетью (камнями), штрафы (аип), выкуп (кун).Некоторые элементы «Жеты Жаргы» нашли отражение в Конституции РК 1995 г. (в частности право выбора судьи).
Среди привилегированных социальных категорий “черной кости” чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых общинах. Сила и влияние бийской группы были обусловлены также в немалой степени личными качествами ее членов: знанием обычного права, традиций, ораторским искусством, умением отстаивать интересы общин. Бии, обладавшие способностью разрешать межродовые и межвузовые споры, добиваясь достижения консенсуса противоборствующих сторон, как правило, приобретали немалый авторитет среди кочевников и значительное влияние в социально-политической жизни казахского общества. Все это позволяло таким могущественным биям, как Казыбек, Толе, Айтеке, Есет и некоторым другим, оказывать большое воздействие на верховную власть; с их политическими настроениями, мнениями и решениями считались даже самые влиятельные казахские ханы (Тауке, Абулхаир, Абылай).
При выдвижении каких-либо лиц в роли судебных арбитров в практике разрешения общественных противоречий определящую роль играл принцип меритократии, согласно которому биями могли стать только самые талантливые, авторитетные и опытные народные судьи, имевшие солидные познания в обычном праве казахов. При этом никакого права прямого наследования звания бия в казахских правовых традициях не допускалось.
Большое социальное значение и политическое влияние в казахском обществе в период ХVIII - первой половине ХІХ вв. имело социальная группа батыров-военных предводителей. Тюрко-монгольское слово “батыр”,”багатур”, “бахадур” первоначально означало храбреца, вызывающего врага перед битвой на единоборство. Со времени Чингиз-хана термин “бахадур” многократно присваивался тюрко-монгольской знати. Довольно часто он использовался в качестве почетного титула, получаемого ханом или султаном за личную храбрость, либо умелое руководство военными действиями в борьбе с внешними врагами. В данном случае звание “бахадур” прибавлялось к полному собственному имени какого-либо знатного кочевого правителя. В частности, в ХVIII в. этот титул имели казахские ханы Тауке, Каип,, Абулхаир, Абылай и некоторые другие. Однако батыр не только титул храбреца, но и наименование лиц, преимущественно занятых осуществлением военных функций. Звание батыр никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами.
Определенное место в социальной стратификаци казахского общества принадлежало категории тарханов, то есть лиц, наделенных за разные заслуги верховной властью привилегиями, например, при уплате налогов и т.д. Во время централизации общества, оформления государственных структур, военных столкновений, тарханы пользовались правом приобретать те или иные престижные должностные места в системе управления кочевыми коллективами. Но в тяготах повседневных будней “тарханские привилегии”, как правило, забывались, а роль этой социальной группы сводились к минимуму.
Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины (“аксакалы”), осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин. Аксакал-тюркское слово. По сведениям источников, играли определенную роль в политической жизни. Звание аксакала у казахов могли получить лица, обладавшие большим интеллектуальным потенциалом, разносторонними знаниями и богатым опытом. Аксакалы, являясь основой всей системы социальной стратификации кочевого общества, пополняли из своих рядов другие социальные категории и сословия. Кочевников – скотоводов можно назвать словом – шаруа. В источниках встречается термин «карача» (караджи) который употребляется в зависимости от контекста в двух значениях: для обозначения простолюдинов в противоположность аристократии и всего населения государства в противоположность ханскому роду чингизидов. Кроме аристократии и простых людей, богатых и бедных, но лично свободных, в обществе казахов-кочевников была категория лично несвободных мужчин (кул) и лично несвободных женщин (күң)-рабов. Основными источниками пополнения рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность Юридически рабы представляли собой самую бесправную группу общества. Само состояние неволи лишало раба преимуществ правоспособного человека, ставило его наравне с вещью, скотом. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина, даже если тот обходился с ним крайне жестоко.
Вывод: таким образом, структура политической организации казахов строилась в виде генеалогической иерархии родов и племен. В основе механизма наследования ханского титула лежал принцип меритократии, согласно которому ханами избирались чингизиды, особо проявившие себя в военной, судебной и дипломатической сферах. В структуре социальных отношений казахов существовали особые институты и сословия.
Методические рекомендации: При изучении данной темы следует обратить внимание на особенности института ханской власти, рекомендуется раскрыть демократические основы казахской национальной государственности, показать специфику системы государственного управления и социальной структуры казахского общества.
Литература:
1. Асфендияров С.Д. История Казахстана. – Алма-Ата, 1993.
2. Абдакимов А. История Казахстана. – Алматы, 2002.
3. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. Хрестоматия. – Астана, 1999.
4. Арын Е., Арын Р., Абен Е. и др. Казахи. В 9 томах. Алматы: IDK-TIPO, 1998.
Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. - Алма-Ата, 1989.
5. Акимбеков С. История степей: феномен государства Чингисхана в истории Евразии. Алматы, 2011.
6. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. т. I, 2. - М., 1963.
7. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Т. II. – Алматы: Атамура, 2010.
8. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Т. III. – Алматы: Атамура, 2000.
9. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк. Под ред.
М.Козыбаева. - Алматы: Дәуір, 1993.
10. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (курс лекций) - Алматы: Институт развития Казахстана, 2003.
11. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. – А.- М., 1998.
12. Первые лица государства: политические портреты. Алматы: Атамұра, 1998.
13. Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV - начале XVI века. (Вопросы политической и социально-экономической истории). - Алма-Ата: «Наука», 1977.
14. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1, 2. - М.-Л., 1952.
15. Тынышбаев М. История казахского народа: Учебное пособие. - Алма-Ата, 1993.