
- •Пожарной охране г. Новосибирска
- •Часть 1 первые шаги пожарного общества
- •Часть 2 юбилей пожарного общества
- •Часть 3 пожар 1909 года
- •Часть 4 планы городской думы
- •Часть 5
- •Часть 6
- •Часть 7 в годы войны
- •Часть 8 послевоенное время
- •Часть 9 пожарно-техническая станция
- •Часть 10
- •Часть 11 «пожарно-прикладной спорт»
- •Часть 12 «Пожарно-техническая выставка»
- •Я выбрал здесь профессию свою
- •Январь 82-го
- •Пожар в подвале
- •Часть 14
Я выбрал здесь профессию свою
На выставке пожарной
чего здесь только нет:
Багор стоит старинный
И новенький лафет
Костюм, в котором предки
Спешили на пожар,
Стволы, лопаты, каски
Хранят еще их жар.
Роняют кони пену
И удила грызут,
А с каланчи сирену
Шарами подают.
Зал старины проходим
И вот уже наш век.
Как изменилось видим,
Что сделал человек.
Пожарные машины
Бросаются в глаза,
Объемные цистерны,
В них пена и вода.
Какие здесь макеты,
Исполнены с душой
И нету лишь ракеты,
Наполненной водой.
Я выставку пожарную
Мальчишкой посетил,
С тех пор свою профессию
Давно определил.
Меня судьба позвала,
С пожарами свела
И лучше нет работы,
Где схватка и борьба.
Наступит время и тогда
Детей я приведу сюда.
Всегда в почете жаркий труд,
Пусть по стопам отца идут.
«ХРОНИКА ПОЖАРОВ»
Пожар... Только тот, кто прошел через него, сможет постичь весь зловещий, смысл этого понятия. Треск и гул пламени, фантастические краски и перелившего отблесков, причудливые тени и извивы клубов дыма и человеческие муки, лица, искаженные болью и страхом...
«...Поздним вечером 18 марта 1951 года от неустановленной причины возник пожар в здании одного из ремесленных училищ города, на тушение выехало несколько боевых расчетов городских пожарных частей. В помещении учебного корпуса находились люди, помощник инструктора пожарной профилактики сержант Богомолов Сергей Григорьевич ринулся на помощь оказавшимся в'беде.
Сергей Григорьевич честно выполнил свой долг..., но в последнее мгновение в дыму не рассчитал своих сил. Спасти боевого товарища не удалось.
Удачно потушенные пожары перемежались с горечью разочарования — неудач.
Это случилось летом 1958 года. От неисправностей вытяжной вентиляции на участке расконсервации изделий произошла вспышка паров бензина. Огонь через неплотности короба вытяжки проник в сгораемые пустоты перекрытия. Здание штамповочного цеха Бердского радиозавода пожарным отстоять не удалось. Очевидцы и участники тушения пожара того времени с горечью говорили: «Разве это завод! Это ветхие гнилухи зерноскладов бывшего хлебоприемного пункта, который трижды горел за последние пять лет». Неприятный осадок на душе у пожарных города оставил случай июньского ночного пожара на заводе «Большевик». От возгорания технических масел неисправного трансформатора загорелся лесопильный цех, за считанные минуты огонь распространился по сгораемой продукции, перекинулся на близлежащие штабеля пиломатериалов и соседние цеха. В сложной обстановке огненного смерча прибывшие пожарные при всем своем мужестве выиграть схватку с развившимся пожаром не смогли. В своем отчете руководитель пожаротушения, старейший опытный «тушило» П. Г. Деев писал: «За 28 лет службы в пожарных частях Азербайджана но по быстроте своего развития – такой пожар не встречал.
4 июня 1962 года, от попадания щепы в трущийся механизм пилорамы, возник пожар на лесоперевалочном комбинате. Рабочие пытались сами потушить огонь, время было упущено.
За считанные минуты огонь распространился на производственно-административные здания, близстоящие жилые дома, а затем охватил склады сухого пиломатериала. Создалось чрезвычайно трудное положение, огнем было охвачено более 6,5 гектаров. Перед первыми прибывшими пожарными подразделениями возникли большие трудности — сдержать до прибытия дополнительных сил натиск разбушевавшегося огненного смерча. Для оперативного руководства организацией тушения, мобилизации сил и средств был создан штаб. Тактически грамотного определив основные пути распространения пожара и сосредоточив на них технику пожарные повели наступление на разбушевавшийся огненный шквал.
. Через три часа борьбы с огнем пожар был локализован, а через двое суток полностью ликвидирован. К тушению такого большого по площади, сложного по характеру пожара, помимо пожарных подразделений были привлечены пожарный поезд и пароход, отряд охраны речпорта, более 200 человек рабочих и военнослужащих..
Газета «Известия» 17 марта 1965 г. о новосибирских пожарных сообщала: «...Один из корпусов 4-й Городской больницы неожиданно стал наполняться дымом. Был час врачебного обхода, больные и медики находились в палатах, потому дым долго не замечали. А когда обнаружили пожар, пути эвакуации людей были уже отрезаны.
С этого мгновения счет времени пошел на секунды. Через 4 минуты после сообщения о пожаре машины были на месте. С ними прибыли дежурный по городу Ю. Бобров и Н. Щербаков. По совету пожарных медики пустили в ход одеяла. Они укутывали ими больных и себя, чтобы не задохнуться. Майор Воробьев и капитан Бобров быстро обнаружили головной очаг огня, надели кислородные приборы и бросились в пекло. Огонь был отрезан... Через полчаса эвакуация больных была закончена. Последней вывели санитарку Курову, которая несколько раз бросалась в горящее здание и вынесла на руках пятерых ребятишек. Отлично действовали бойцы и офицеры пожарных частей. Всего было спасено из огня 200 человек. Жертв не было!»
Странное совпадение! Число 200 спасенных пожарными из огня еще раз повторилось в этой больнице через 23 года после пожара 1942 года..
5 января 1974 года около 3-х часов ночи произошел пожар в 2-этажном здании торгового центра р. п. Коченево.
Сообщение в 9-ю пожарную часть поступило в 04 часа 30 минут, по тревоге выехал боевой расчет под руководством начальника караула лейтенанта Волгина Н. С. и командира отделения ст. сержанта Бровина Н. Г. По прибытию к месту вызова обстановка на пожаре была сложная. Большая часть чердачного перекрытия прогорела и обрушилась. Стволы были поданы на тушение перекрытия и первого этажа, к утру тушение пожара и эвакуация материальных ценностей, в основном, были закончены. Производилась разборка, проливка обгоревших конструкций и контрольные вскрытия. Неожиданно обрушилась оставшаяся часть перекрытия. Обломками накрыло заместителя начальника отдела службы и подготовки У ПО майора Золотухина Е. С, командира отделения ПЧ-9 Бровина Н. Г., ст. пожарного Бадай А. Е., начальника караула Волгина Н. С.
Из-под завала были спасены майор Золотухин Е. С, с тяжелой травмой мл. сержант Бадай А. Н., а спасти командира отделения Бровина Николая Григорьевича было уже невозможно. От попавшего в дыхательные пути шлака и других инородных предметов он скончался.
Погиб на боевом посту примерный командир отделения, отличный товарищ и хороший семьянин.
Командир отделения ст. сержант Бровин Николай Григорьевич в органах пожарной охраны проработал 24 года, неоднократно поощрялся руководством УПО и части за добросовестное отношение к своим служебным обязанностям. Участник Великой Отечественной войны, награжден медалями. Посмертно награжден медалью «За отвагу на пожаре».
В целях увековечивания памяти ст. сержанта Бровина Николая Григорьевича решением Исполнительного комитета Коченевского районного Совета депутатов трудящихся № 19 от 25 января 1974 года в р. п. Коченево улица Заводская переименована в улицу Николая Бровина.
24:11.83 г. в 22 часа 44 мин. на центральный пункт пожарной связи поступило сообщение о пожаре в доме № 23 по ул. Ватутина. На пожар был направлен дежурный караул районной ПЧ-6 в составе трех отделений: 2 автоцистерны и механической лестницы.
Первым к месту пожара прибыло 2-е отделение во главе с командиром, мл. с-т Гуляевым В. П. На месте вызова создалась сложная оперативная обстановка. Из открытых дверей подвала интенсивно шел густой дым, лестничная клетка была полностью задымлена. Создалась угроза жизни жильцам дома.
Мл. с-т Гуляев В. П. по рации объявил пожару вызов № 2 и дополнительно вызвал автомобиль-дымосос.
Звено, включившись в АСВ-2, со стволом «Б» ушло в подвал и приступило к тушению очага пожара.
В 22 часа 53 мин. к месту пожара прибыло первое отделение ПЧ-6^во главе с начальником караула лейтенантом внутренней службы Лисицыным В. В.
Сбив пламенное горение, мл. с-т Гуляев В. П. и рядовой Ерыгин С. В., оставили ствол у очага пожара и вышли наружу.
Начальник караула Лисицын В. В. приказал командиру отделения Гуляеву и пожарному Ерыгину С. В. пройти в верхние этажи здания для выпуска дыма и оказания помощи жильцам.
В 23 часа 04 мин. звено ГЗДС в составе: нач. караула Лисицына В. В., пожарных Куликова А. А. и Панычева А. А. направилось в подвал.
К этому времени на 4 и 5 этажах в лестничной клетке здания пожарными вскрывалось остеклеиение. Жильцы из окон дома просили о помощи, т. к. квартиры были сильно задымлены.
В 23 часа 25 мин. звено ГЗДС во главе с майором Мельниковым В. И. спустилось в подвал, где был обнаружен ствол «Б». Продвигаясь по подвалу с этим стволом, звено Мельникова В. И. обнаружило второй очаг пожара и приступило к его тушению.
В 23 часа 35 мин. руководителю тушения пожара подполковнику Чередникову В. В. было доложено, что звено ГЗДС л-та Лисицына В. В. найти не удалось и он в эфир не выходит. В течение 90 минут 8 звеньев ГЗДС в подвале вели поиски пропавшего звена л-та Лисицына В. В.
Поисковые работы затруднялись наличием обрушенных дощатых перегородки в подвале, а также тем, что распахнутые двери кладовок своим полотнищем перекрывали проход, образуя своеобразный лабиринт.
В 01 час 08 мин. звено ГЗДС Мельникова В. И. обнаружило
л-та Лисицына В. В. (в маске от АСВ-2) и рядовых Куликова А. А., Панычева А. А. (со снятыми масками) без признаков жизни.
Родные, близкие, товарищи понесли непоправимую утрату.
В период сентября-ноября 1983 г. на территории Ленинского района произошла серия поджогов подвальных помещений жилых домов. По этим фактам было возбуждено 5 уголовных дел.
В результате проводимых оперативно-розыскных мероприятий были установлены два восемнадцатилетних поджигателя.
Как установило следствие, они совершили 11 умышленных поджогов.
16 августа 1985 года около 01 часа 10 минут дежурным персоналом было обнаружено загорание в блоке питания магниторазряд-ного насоса установки встречных электрон-позитронных пучков экспериментально-лабораторного корпуса № 13 института ядерной физики СОАН по проспекту Лаврентьева, 11 в Советском районе г. Новосибирска.
Горючая загрузка корпуса в основном состояла из разветвленной сети электрических кабелей, печатающих устройств, стеллажей с документацией, блоков электроники с платами из текстолита. Кабельные трассы состояли из электропроводов в полихлорвиниловой изоляции.
Дежурный лаборант пытался потушить очаг пожара подручными средствами и сообщение о загорании на пункт связи ПЧ-8 поступило только в 02 часа 16 минут.
В момент начала работы дежурного караула ПЧ-8 по тушению, происходило интенсивное горение, наблюдались тепловые потоки и сильное дымовыделение с характерным шумом. В течение 30—40 мин. произошло быстрое распространение пожара по кабелям в коридорах, на уровне пола здания (-3.00м), в смежное помещение и пультовую ВЭПП-4, на отметку (±0,00м) через проемы в металлическом перекрытии в комнату связи. К 03 час. 10 мин. помещения ВЭПП-4 и ВЦ были полностью задымлены. Интенсивное горение кабелей и оборудования привело к образованию сильных тепловых потоков и переходу пламени через кабельные ниши и проемы в стенах, а также через деформированные металлические полы.
На оборудовании и других отметках здания горение сопровождалось мощным подпором свежего воздуха через вскрывшиеся оконные проемы корпуса № 13.
В 02 часа 17 минут в гарнизоне был объявлен «вызов № 3».
Со всего города в Советский район поспешили пожарные машины.
В 3 часа 05 мин. на пожар прибыла дежурная служба пожаротушения во главе с майором Казанцевым А. И.
В 03 часа 15 мин. при уточнении обстановки, через сотрудника института, было установлено, что в зоне пультовой остался дежурный электрик. Для смены звена ПЧ-7 и уточнения обстановки Казанцев А. И. направил помощника РТП майора Евдокимова А. В. со звеном ПЧ-2 в составе: начальника караула Тищенко В. С, пожарных Виноградова М. Ю. и Кушнерова Ю. Д. По рукавной линии звено беспрепятственно прошло по коридору корпуса 15 «б» и произвело смену звена ПЧ-7. Поставив задачу Тищенко В. С.— в случае появления огня производить тушение и вести поиск пропавшего сотрудника института, Евдокимов со звеном ПЧ-7 вышел из здания. На этот момент температура горения кабелей достигла 1000°С. При нагревании ПВХ выделялось большое количество хлористого водорода (до 33%) и хлорорганических высокотоксичных соединений. Горение резины и ПВХ сопровождалось выделением большого количества дыма черно-белого цвета.
Примерно через 2—3 мин. Тищенко стал ощущать резкое повышение температуры, об этом же ему сказали Виноградов и Куш-неров. Они искали положение, где была наименьшая температура и пытались установить направление, откуда стал поступать раскаленный воздух. Бойцы ложились на пол, но и он был горячим. Сильно жгло руки через рукавицы. Они вынуждены были бросить лом и фонари. Стало тяжело дышать, Тищенко пытался нажать кнопку аварийной подачи кислорода и не смог, жаром сковало руки. У Виноградова тоже стал отказывать КИП. Начальник караула дал команду на выход. От воздействия огня произошла де формация металлических листов, уложенных в качестве подвесного потолка в коридоре с последующим их обрушением.
Пройдя 20 метров по коридору, выбежал из здания начальник караула Тищенко В. С. С него сняли обгоревшие рукавицы, маску, подшлемник. Кисти рук, подбородок и шея имели сильные ожоги. На машине скорой помощи пострадавшего доставили в больницу. На поиск оставшихся в здании Кушнерова и Виноградова было направлено 2 звена ГЗДС, ПЧ-4, 7.
Звенья работали с введенным дополнительно вторым водяным стволом, для охлаждения конструкций коридора. Однако, идущие им навстречу сильно раскаленные потоки газа и дыма не дали возможности продвинуться к очагу пожара.
От воздействия высокой температуры люди чувствовали себя плохо. В 04 часа на место пожара были вызваны дополнительные машины скорой помощи.
Работа звеньев ГЗДС по поиску пострадавших велась непрерывно в двух направлениях, с южной и с северной стороны.
В 06 часов 15 мин. звеном ГЗДС ПЧ-8 в комнате связи через корпус 156 был обнаружен завал металлической лестницы, ведущей в тамбур, но из-за высокой температуры разобрать его не смогли.
В 07 ч. 44 мин. звену ГЗДС ПЧ-8 удалось проникнуть в тамбур комнаты связи, где были обнаружены обгоревшие трупы бойцов ПЧ-2.
Как установлено, от воздействия высокой температуры произошла деформация металлических листов подвесного потолка в коридоре, в результате чего произошло их разрушение. В коридор упали загруженные сверху на листы магнитодиски, в футлярах, весом 8 кг каждый, образовавшийся завал и высокая температура отрезали пути эвакуации звену ГЗДС ПЧ-2.
«...Сигнал тревоги поступил, как всегда, внезапно. В 10 часов 51 минуту с центрального пункта пожарной связи сообщили в пожарную часть Первомайского района: возле Дома культуры железнодорожников что-то горит. По прибытию на место выяснилось, что горит состав в центре сортировочной ст. Инская, в небо на большую высоту взлетел огненный хвост пламени. Из разбитой цистерны (как позже выяснилось, с газойлем) под давлением вырвалось пламя, рельсы корежило от высокой температуры. Рядом стояли и накалялись еще две полные газойля цистерны, на следующем пути — нефтеналивной состав, а сбоку горело семь вагонов.
Дежурный караул лейтенанта Артапова приступил к тушению пожара, был подан сигнал номер три, гласящий, что на станции пожар повышенной опасности и требуется помощь.
На момент пожара на станции находилось 25 составов с различными грузами, а, самое страшное, рядом с очагом пожара находились 10 вагонов со взрывчатыми веществами. Не так давно в г. Арзамасе взорвалось два вагона, и какую беду натворил этот взрыв — все хорошо помнили. Судьба Первомайки полностью оказалась в руках пожарных, район был оцеплен милицией, запретили въезд автотранспорта, из близлежащего к станции детского садика эвакуировали детей.
В это время пожарный караул мужественно боролся с огнем, в любой момент мог произойти взрыв. Кто-то из железнодорожников в панике закричал: «Ребята, бегите! Сейчас погибнем! На путях взрывчатка!» Однако, сержанты Селиванов и Алехин, не обращая внимания на паникеров, стойко боролись с огнем.
На 24-й минуте столб пламени потух, подошедший локомотив подцепил охлажденную цистерну и оттянул ее на запасной путь.
Подвиг пожарных из Первомайского района был оценен по заслугам: лейтенант А. М. Артапов, мл. сержант Е. П. Алехин, сержант В. В. Селиванов были награждены медалью «За отвагу на пожаре». Было спасено большое количество груза. Но, самое главное, они спасли целый район города и огромный железнодорожный узел.
По данным следствия пожар случился из-за небрежности машиниста, работающего по белорусскому методу, который предполагал сокращение штата и увеличение темпа работы. Машинист, чтобы быстрее сформировать состав, отпустил вагон с горки накатом. Вагон врезался в цистерну с газойлем и пробил ее...».