Тавтология
Экономное, точное выражение мысли — важнейшее требование культуры речи, которое мы так часто, к сожалению, не выполняем. Об этом свидетельствуют ответы студентов: С первых страниц книги видны характерные черты характера', Эта молодежная организация действует: она организуется во всех вузах нашей страны!
Такое употребление однокоренных слов порождает тавтологию. Данный лингвистический термин состоит из двух греческих слов «тавто» — то же самое и «логос» — слово. Я мучаюсь сам, когда вижу мучения других', Возможно, Лермонтов хотел понять и объяснить себя в своем главном герое романа.
Следует отметить, что некоторые сочетания подобного типа все же сохраняются в нашем языке, однако это, как правило, связано с изменением значений входящих в словосочетание слов. Примером утраты тавтологичности может быть словосочетание период времени. Не так давно языковеды считали данное выражение избыточным, аргументируя свою мысль тем, что греческое период по-русски значит время. Однако с течением времени греческое слово стало обозначать промежуток времени, что сделало возможным закрепление его в названном словосочетании. Сегодня нормативными принято считать следующие выражения, ранее считавшиеся тавтологическими: реальная действительность, практика работы, монументальный памятник (не путать со словом мемориальный!), букинистическая книга, экспонаты выставки.
Лексические нормы позволяют употреблять в речи и такие словосочетания, как загадать загадку, постелить постель, словарь иностранных слов. Данный факт объясняется отсутствием синонимов у слов загадать, постелить, словарь.
А плеонастические и тавтологические сочетания слов типа грусть-тоска, путь-дороженька, житье-бытье, море-окиян, сослужить службу, всякая всячина, горе горькое являются стилистической приметой русского фольклора.
Юмористы прибегают к использованию тавтологических сочетаний с целью каламбура: сталкивая слова, они подчеркивают их смысловую общность. Достаточно вспомнить знаменитую фразу Н.В. Гоголя Позвольте вам этого не позволить или известное высказывание М.Е. Салтыкова-Щедрина Писатель пописывает, Читатель почитывает.
Тавтологический повтор, бесспорно, может в некоторых ситуациях придавать высказыванию особую значимость, как у В.А. Жуковского, написавшего А.С. Пушкину на портрете: Победителю-ученику от побежденного учителя.
В погоне за значительностью, красивостью, а порой и претендуя на изысканность слога — желая выразить себя ярко, неординарно, своеобразно, — авторы высказывания, не имея достаточного письменно-речевого опыта, чаще всего достигают обратного эффекта, и тогда из-под пера выходят такие многозначительные и мало осмысленные фразы: Страна разорвала опутавшие ее цепи и пошла дальше — к солнцу, сиявшему на грани ее счастливого будущего или Во время этой встречи писателя поразило творческое отношение президента к идеям, историческим зачаткам времени и др.
Подобная «риторика» возникает при отсутствии умения выражать свои мысли. Отсюда — коллоквиализмы (слова или выражения, свойственные разговорному языку), нанизывание назывных предложений, неловкое использование повторов, неполных и разорванных предложений. Вот выдержка из одного рассказа первокурсницы:
Как-то раз зашла я в нашу Публичку (Публичная библиотека), чтобы найти нужный журнал. Библиотека! Ну, это же вообще, чудо! Ряды столов. Разнообразные таланты писателей, ученых, разные герои!
