Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Михельсон. Детская анестезиология и реаниматоло...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
58.94 Mб
Скачать

25.6. Мышечные релаксанты

Мышечные релаксанты — это препараты, которые рас­слабляют поперечнополосатую мускулатуру, они используют­ся прежде всего для эндотрахеальной интубации. Очень важ­ным свойством мышечных релаксантов является предотвра­щение рефлекторной активности всей произвольной мускула­туры. Во время анестезии без миорелаксантов мышцы сохра-

няют достаточный тонус, который может затруднять действия хирурга. Кроме того, мышечные релаксанты позволяют анес­тезиологу проводить наркоз, применяя меньшие дозы анесте­тиков, что, естественно, снижает риск анестезии.

Очень важно, что эти препараты, вызывая полную нейро-мышечную блокаду, резко уменьшают патологическую им-пульсацию, идущую от мышц в центральную нервную систе­му. Следовательно, миорелаксация помогает наряду с другими компонентами общей анестезии добиться эффективной защи­ты больного от операционного стресса.

Мышечные релаксанты применяют также для предотвра­щения спазмов мускулатуры при таких заболеваниях, как столбняк, бешенство, эпилептический статус и некупирую­щиеся судороги любой этиологии.

Все мышечные релаксанты разделяются на две большие группы в зависимости от механизма их действия: деполяри­зующие и недеполяризующие (конкурентные). Для того чтобы представить себе механизм их действия, необходимо кратко рассмотреть физиологию нейромышечной передачи.

Каждая веточка двигательного нерва заканчивается нервно-мышечным синапсом. Он состоит из 2 мембран: мембраны нервного окончания (пресинаптическая) и мембраны мышечно­го волокна (постсинаптическая или моторная концевая плас­тинка). Между мембранами имеется синаптическая щель разме­ром около 500 ангстрем, заполненная жидкостью с консистен­цией геля. Передача импульса с нерва на мышечное волокно осуществляется за счет выделения ацетилхолина, который син­тезируется и хранится в пресинаптическом окончании.

В состоянии покоя моторная концевая пластинка находит­ся в поляризованном состоянии: отрицательный электричес­кий заряд на внутренней, положительный — на наружной по­верхности мембраны.

При раздражении двигательного нерва выделяется ацетил-холин, который проходит через пресинаптическую мембрану и вливается в синаптическую щель. Там он взаимодействует с холинергическими рецепторами моторной концевой плас­тинки.

При соединении ацетилхолина с рецепторами наблюдается резкое изменение проницаемости постсинаптической мембра­ны, прежде всего для ионов натрия и калия. Результатом этого являются деполяризация моторной концевой пластины и воз­никновение на ней локального потенциала, за которым следу­ет сокращение мышечного волокна.

Ацетилхолин в течение миллисекунд после связывания с холинергическими рецепторами прекращает свое действие под влиянием холинэстеразы, которая разлагает его на холин и ук­сусную кислоту. В результате этого постсинаптическая мем­брана реполяризуется, а мышечное волокно расслабляется.

Механизм действия недеполяризующих мышечных релак­сантов заключается в том, что они имеют сродство к ацетилхо-линовым рецепторам и конкурируют с ацетилхолином за воз­можность связывания с ними, препятствуя доступу медиатора к рецепторам. В результате воздействия конкурентных нейромы-шечных блокаторов постсинаптическая мембрана оказывается в состоянии стойкой поляризации и теряет способность к деполя­ризации. Соответственно мышечное волокно не сокращается.

Нейромышечную блокаду, вызванную недеполяризующи­ми миорелаксантами, можно прекратить с помощью введения антихолинэстеразных препаратов (прозерин, неостигмин, га-лантамин). Они способны блокировать холинэстеразу и тем самым предотвращать разрушение ацетилхолина. При этом конкуренция за рецепторы постсинаптической мембраны сдвигается в сторону естественного медиатора, нервно-мы­шечная проводимость восстанавливается.

Миопарализующий эффект деполяризующих миорелаксан-тов связан с тем, что они действуют на постсинаптическую мембрану подобно ацетилхолину, деполяризуя ее и вызывая стимуляцию мышечного волокна. Однако вследствие того, что они не удаляются немедленно с рецептора и блокируют доступ к нему ацетилхолина, деполяризация оказывается относитель­но длительной и недостаточной для сохранения мышцы в со­кращенном состоянии. Поэтому последняя расслабляется.

Естественно, что использование антихолинэстеразных препаратов в качестве антидотов деполяризующих миорелак-сантов будет неэффективным, так как накапливающийся при этом ацетилхолин будет только усиливать деполяризацию кон­цевой мембраны и, следовательно, усиливать, а не уменьшать степень нейромышечной блокады.

Интересно, что во всех случаях даже однократного введе­ния деполяризующих миорелаксантов, не говоря уже о введе­нии повторных доз, на постсинаптической мембране обнару­живаются в той или иной степени выраженные изменения, за­ключающиеся в том, что деполяризующая блокада сопровож­дается блокадой недеполяризующего типа. Это так называемая вторая фаза действия (более ранний термин — «двойной блок») данного типа мышечных релаксантов. Механизм вто­рой фазы действия до сих пор неизвестен. Очевидно, вторая фаза действия может в последующем устраняться антихолин-эстеразными препаратами и усиливаться недеполяризующими мышечными релаксантами.

Деполяризующие миорелаксанты.

Сукцинилхолина хлорид (дитилин, листенон, бреведил, миорелаксин) препарат, обеспечивающий ультракороткую мышечную релаксацию. Как правило, применяется только для интубации трахеи или очень коротких хирургических манипуляций, требующих полного мышечного расслабления.

После внутривенного введения препарата эффект наблю­дается через 30—40 с, релаксация длится 4—6 мин.

Вначале возникают мышечные подергивания (фибрилля­ции), которые прекращаются приблизительно через 40 с и объясняются быстрой деполяризацией постсинаптических мембран. Предотвратить фибрилляции можно, введя предва­рительно субапноэтическую дозу недеполяризующего мышеч­ного релаксанта.

Следствием подобных мышечных подергиваний на фоне сукцинилхолина являются постоперационные мышечные боли, транзиторная гиперкалиемия (опасная для больных с почечной недостаточностью и ожогами).

Обладая м-холиномиметической активностью, сукцинил-холин способен провоцировать брадикардию (особенно замет­ную при повторном введении препарата), которая может вы­звать значительное снижение сердечного выброса у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Введение сукцинилхолина и его аналогов сопровождается повышением внутриглазного давления, что ограничивает его применение у пациентов с глаукомой и при офтальмологичес­ких операциях. Отмечается также и повышение интракрани-ального давления.

Введение сукцинилхолина может спровоцировать развитие злокачественной гипертермии. Разлагается препарат под воз­действием плазменной псевдохолинэстеразы.

Недеполяризующие миорелаксанты.

Тубокурарина хлорид (D-тубокурарина хлорид) используется для интубации трахеи и поддержания миорелаксации во время оперативных вмеша­тельств. Помимо прямого действия, способен вызывать дила-тацию, так как обладает определенным ганглиолитическим действием и оказывает гистаминвысвобождающий эффект.

Метаболизируется в печени, выводится с желчью и мочой, при повторном введении способен кумулироваться в организме.

Вводится внутривенно, начинает действовать через 2 мин, пик эффекта — 2—6 мин, продолжительность миорелакса­ции — 30—90 мин.

Пипекурониума бромид (ардуан) недеполяризующий миорелаксант длительного действия, производное пиперазина. При соблюдении дозировок клинически значимого влияния на гемодинамику не оказывает; обладает слабовыраженными гистаминвысвобождающими свойствами; выводится почками (у пациентов с почечной недостаточностью дозу необходимо снижать).

Вводится внутривенно: начинает действовать менее чем через 3 мин, пик эффекта — 3—5 мин; длительность релакса­ции — 45—120 мин.

Панкурониум (павулон) полностью синтетический неде­поляризующий миорелаксант длительного действия. При его использовании наблюдается увеличение частоты сердечных сокращений, связанное с ваголитическим действием препара­та. Введение панкурониума сопровождается повышением сер­дечного выброса и артериального давления, что обусловлено способностью миорелаксанта активизировать симпатико-ад-реналовую систему и препятствовать распаду катехоламинов. Препарат в небольшой степени стимулирует выброс гистами-на. При длительной инфузии панкурониума (более 16 ч) воз­можна его кумуляция в организме, обусловливающая боль­шую, чем обычно, длительность нервно-мышечного блока.

Метаболизируется в основном ферментами печени, выво­дится с желчью и мочой.

При внутривенном введении начинает действовать через 1—3 мин, пик эффекта — через 3—5 мин, продолжительность миорелаксации — 40—65 мин.

Доксакурониума хлорид (нуромакс) недеполяризующий мышечный релаксант, в 2,5—3 раза превосходящий панкуро-ниум по своей активности. В принятых дозировках не оказы­вает клинически значимого влияния на кровообращение; на выброс гистамина влияет слабо.

Вводится внутривенно: начинает действовать через 4 мин, максимальная релаксация происходит через 3—9 мин, дли­тельность релаксации — 30—160 мин; выводится почками.

Векурониума бромид (норкурон) моночетвертичный ана­лог панкурониума, превосходящий его в 3 раза по активности и значительно — по скорости восстановления нейромышеч-ной проводимости, однако время действия препарата меньше. При длительной инфузии (более 6 ч) продолжительность эф­фекта может быть увеличена из-за накопления активных мета­болитов. Увеличив дозу векурониума, можно ускорить наступ­ление нервно-мышечного блока и тем самым изменить про­должительность действия. Препарат не оказывает клинически значимого влияния на гемодинамику, однако его ваготоничес-кое действие может быть усилено опиатами и привести к бра-дикардии.

Векурониум не влияет на выброс гистамина; метаболизи-руется печеночными ферментами; выводится почками в неиз­мененном и метаболизированном виде. При внутривенном введении действие наступает менее чем через 3 мин и продол­жается 25—30 мин.

Рокурониума бромид (земурон) быстродействующий сте­роидный миорелаксант, в 8 раз менее активен, чем векурони-ум. Время наступления нервно-мышечного блока можно уско­рить, а длительность действия повысить, увеличив дозу. В от­личие от векурониума препарат обладает слабой ваголитичес-кой активностью и может вызвать тахикардию. Рокурониум не влияет на выброс гистамина. Метаболизируется и выводится так же, как и векурониум.

Вводится внутривенно: начинает действовать через 45— 90 с, пик эффекта — через 1—3 мин, длительность нервно-мы­шечного блока от 15 до 150 мин (в зависимости от дозы).

Атракуриума бесилат (тракриум) — недеполяризующий миорелаксант. Длительность нервно-мышечного блока, вызы­ваемого этим препаратом, в 3 раза меньше, чем при примене­нии панкурониума в эквипотенциальных дозах. Его быстрый метаболизм осуществляется с помощью температурно- и рН-зависимого пути Хоффмана и гидролиза неспецифическими эфирными ферментами. Введение повторных доз или длитель­ная инфузия препарата приводит к гораздо менее выраженной кумуляции, чем у других миорелаксантов. Основным метабо­литом является стимулятор центральной нервной системы ла-уданозин, экскретируемый почками. Накопление его в крови при продолжительной инфузии атракуриума (до 5,1 мкг/мл) может привести к развитию судорог. При использовании реко­мендуемых доз не наблюдается повышенного высвобождения гистамина и каких-либо гемодинамических изменений. При превышении дозы более 0,5 мг/кг может усилиться выброс гистамина, что повлечет за собой снижение артериального давления и учащение сердечного ритма.

Атракуриум является препаратом выбора для пациентов с почечной и/или печеночной недостаточностью.

После внутривенного введения интубация возможна через 90—120 с, максимальная релаксация достигается через 3— 5 мин и длится 25-30 мин.

Мивакуриума хлорид (мивакрон) представляет собой ко­роткодействующий недеполяризующий миорелаксант; метабо-лизируется плазменной холинэстеразой. Продолжительность его действия в 3 раза меньше, чем у атракуриума, в 2 раза меньше, чем у векурониума, и в 2—2,5 раза больше, чем у сук-цинилхолина. Время наступления максимальной мышечной релаксации у него такое же, как у атракуриума и векурониума, но больше, чем у сукцинилхолина. В отличие от других миоре­лаксантов повышение дозы мивакуриума не приводит к увели­чению продолжительности его действия; введение повторных доз не сопровождается тахифилаксией и вызывает минималь­ный кумулятивный эффект.

Применение больших доз (более 0,2 мг/кг) может привести к развитию артериальной гипотензии, тахикардии и повышен­ному выбросу гистамина.

Оптимальный способ применения препарата — внутривен­ная постоянная инфузия.