Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Григорьев В А.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
115.11 Кб
Скачать

Милиция и крылатые львы

Видите, в какой богатый, но и драматический культурно-исторический контекст вписаны эти самые крылатые львы, которые нынче украшают вход в Порховское районное отделение милиции. А когда-то они стояли перед входом в волышёвский дворец. Кто автор, неизвестно. Однако чувствуется почерк большого мастера, «не жалкого копииста, но художника». По одной из версий, они попали в Волышёво из имения в Михалёве, того же Порховского уезда, хозяином которого был Николай Иванович Бухаров, личность тоже преуникальнейшая. Вместе с Денисом Давыдовым считался хранителем гусарских традиций. В одном полку с ним служил Лермонтов, посвятивший ему несколько стихотворений. Одно из них начинается:

«Мы ждём тебя, спеши, Бухаров, Брось царскосельских соловьёв, В кругу товарищей гусаров Обычный кубок твой готов».

И кончается строкой: «Пиров и битвы гражданин».

Был с Бухаровым знаком и Пушкин. Ещё с лицейских времён. А когда его сослали в Михайловское, Александр Сергеевич стал наведываться в Михалёво. Здесь до сих пор сохранился Пушкин-Камень, высеченная из скалы скамейка, на которой, по местной легенде (о, Порховский уезд буквально напичкан легендами, апокрифами, преданиями!), любил отдыхать поэт. И Лукоморье, где дуб зеленый и златая цепь с учёным котом, по местному преданию, здесь же, на берегу озера Локно, которое тут иногда называли Локноморьем. Могучий дуб на берегу действительно рос. Потом его срубили. Рядом с Пушкин-Камнем остался внушительный пень. Легенда? Хорошо ведь известно, что поэма «Руслан и Людмила» написана в 1820 году. Ан нет! Пролог к ней («У лукоморья дуб зелёный…») создан позже, уже во времена михайловской ссылки и наездов Пушкина в Михалёво.

Хотя в конце жизни Бухаров продал Михалёво и переселился в Нестрино под Порховом, версия о перемещении «львов сторожевых» из его вотчины в имение Строгановых весьма сомнительна. Тому нет никаких документальных подтверждений. Но ежели всё же представить, что под ней есть какие-то пока неизвестные нам основания, можно представить и другое: эти грифоны, видящие нынче паркующиеся у здания милицейские машины, видели когда-то Александра Сергеевича (и он их, естественно, видел).

Когда, уже в наши дни, дворцовые реликвии, детали интерьеров и экстерьеров Волышёва стали разворовывать с нарастающим ускорением, грифонов спрятали под большими железными ящиками вроде банальных гаражей-ракушек. Но однажды ящики исчезли. Вместе со львами.

Как я возмущался, неожиданно увидев знакомых грифонов у входа в порховскую милицию! Украли-таки. И кто! И даже мазохистски позлорадствовал, обнаружив, что у одного из львов оторван хвост: украсть-то украли, а от местных умельцев, снабжающих контору по заготовке вторсырья ворованными цветными металлами, не уберегли.

Но позже выяснилось: зря я возвожу напраслину на нашу родную пока ещё милицию. Лидия Тимофеевна Васильева, в недавнем прошлом директор Порховского краеведческого музея, а ныне председатель местного отделения Общества охраны памятников истории и культуры, рассказала мне, как было дело. Хвост у льва оторвали (отпилили?) ещё в Волышёве. Проделали дыру в металлическом ящике и…

Вот тогда музейные работники и договорились с милицией, чтобы до лучших времён та взяла волышёвских грифонов под непосредственную охрану. Сделано это было оригинальным способом: сторожевых львов перевезли в Порхов и поставили перед входом в милицейский райотдел.

С тех пор они стали ещё одной из многочисленных достопримечательностей древнего Порхова, основанного в 1239 году князем Александром, будущим Невским, во время его свадебного путешествия по реке Шелони.

Недрёмны львы сторожевые Из волышёвского дворца. А дальше — дали без конца: От милицейского крыльца Окрест на тыщи вёрст Россия.

Седыми росами исходит За полисадами, за Дно, Как издревле заведено, С зарёй рассветной заодно Её простор. На небосводе

Костры — созвездия живые. В редеющей под утро мгле Уголья тeплятся в золе, Дымятся росы на земле, Где чутко львы сторожевые

От старых бед и новой дури Уездный город берегут И снов целительный уют На крыльях сказочных несут Навстречу утренней лазури.

И мы — у этих снов в полоне – Всё верим: сказка та права, Где первородство рождества, Где первосвет созвездья Льва Над зазеркалием Шелони.

Ким Смирнов Фото Б. Скобельцына