
- •Черкесия - боль моя и надежда Исторический очерк
- •Половинкина Тамара Васильевна
- •Глава I. Происхождение адыгов.
- •Глава II. Этническая история адыгов во второй половине I тыс. До и. Э. -1 тыс. И. Э.
- •Глава III. Политические и этнокультурные связи адыгов в период средневековья. 10-16 вв.
- •Глава IV. Политическая история адыгов в 17-18 вв.
- •Глава V. Расселение и численность адыгов в первой половине 19 в.
- •Глава VI. Происхоэдение, расселение и численность шапсугов в первой половине 19 в.
- •Глава VII. Русско-кавказская война и выселение адыгов.
- •Глава VIII. Шапсуги во второй половине 19 - начале 20 вв.
- •Глава IX. Шапсугский национальный район (1924—1945 гг.)
- •Глава X. Убыхи
- •Глава XI. Садзы
- •54'. Некрасов а.М. Международные отношения и народы Западного Кавказа. Последняя четверть 15 - первая половина 16 в. М., 1990
Глава VIII. Шапсуги во второй половине 19 - начале 20 вв.
После окончания войны оставшиеся на родине горцы укрылись в труднодоступных горных ущельях, в местах обитания ха- кучей. Кроме собственно хакучеи (по своей природе являвшихся темн же шапсугами) среди mix были и шапсуги - жители средней и приморской полосы побережья. Все они предпочли полную лишений и опасностей жизнь разлуке с родиной. В военных сведениях оставшиеся горцы носили собирательное имя “хакучи”.
Для борьбы с ними, а также с убыхами, не успевшими выселиться в Турцию, отрядом генерала Геймана была устроена так называемая Убыхская кордонная линия, шедшая от устья реки Дагомыс до её истоков и далее правым берегом реки Шахе до Бабук-аула и Белореченского перевала. Она состояла из девяти военных постов. (115, с.326).
Современник событий С.Духовской свидетельствует, что в военных столкновениях с хакучами отряд Геймана понес значительные потери, превышавшие общее их число за весь 1864г. (115, с.353).
Весной 1865 г. для “очищения” от остатков населения верхних котловин южного склона Кавказа между Туапсе и Гагринским хребтом по распоряжению Главнокомандующего Кавказской армией вел. кн. Михаила Романова бьш сформирован особый отряд войск из двенадцати рот 1,2 и 3-го Кавказских линейных батальонов и одной сотни. Первые два батальона были размешены на южных склонах Большого Кавказского хребта в бассейнах рек Аше, Псезуапе, Шахе, Сочи, Мзымты. Всего в двенадцати пунктах. (134, с. 196; 168, с.775). Они составили так называемую Хаку- чинскую кордонную линию.
С этого времени военные дейст вия против хакучеи осуществляли части 1 и 2-го батальонов, “на обязанности которых лежало очистить горные трущобы от оставшихся ещё там поуспокоившихся горцев”. (169, с.70).
Для того, чтобы “остатки горского населения не могли укрыться на северной покатости” Кавказского хребта, распоряжением Главнокомандующего в верховьях реки Пшиш и в долине реки Пшсха, т.е. в районах Гойтхского и Белореченского перевалов с северной стороны, были сосредоточены ещё два отряда войск 3- го Кавказского линейного батальона. (134, с.196; 168, с.775).
Укрывавшиеся в горах адыга продолжали оказывать отчаянное сопротивление. Как отмечал в своем рапорте от 14 июня 1865г. на имя военного министра Главнокомандующий Кавказской армией, в Наужннской долине (верховья реки Аше), хакучи “решились лучше умереть с оружием в руках, чем оставить занимаемые ими места и поэтому, укрыв свои семейства и имущество в лесах и трушобах, дрались упорно”. (Цит. по: 134, с. 196). Но в результате восьмидневного “похода” им был нанесен '‘значительный удар разорением большей части их жилищ”, а население оттеснено в направлении Туапсинского взморья. На берегу моря людей насильственно сажали в фелюги и отправляли в Турцию. (170,с.17). Горцы потеряли, не считая убитых и раненых, 147 человек пленными, было отбито у них 2908 голов скота, уничтожено более 500 домов, взято много имущества и ору-жия”,(Цит.по: 134,с. 196).
В 1865 г. командование Кавказской армией докладывало, что так называемыми летучими” или “лесными” отрядами “были уничтожены или разогнаны” появившиеся “ещё кои-какис мятежные остатки... племен”. (Цит. по: 134, с.210).
Таким образом были уничтожены аулы в местностях Наужи, Бекишей, Загатляш, Копыбге, Тхапсы. (Записки офицера Антона Ржондовского. Газ. “Кавказ”, №№ 89-90 за 1865 г.).
Часть оставшихся в живых хакучей ушла в Турцию или на Кубань, другие спустя некоторое время отдельными группами стали покидать свои убежища.
По сведениям И.Клингсиа после окончания русско-кавказской воины в верховьях реки Нижи, на землях имения Вардане “самовольно” поселились шапсуги “из остатков прежнего населения”. “Они сеяли кукурузу, занимались шелководством, делали грубые сукна и держали много скота”, - пишет автор. Но за отказ подчиниться закону о воинской повинности, они были изгнаны и с этого своего места жительства. (121, с.87). А.В.Верещагин отмечает, что отдельные группы адыгов еще в 1870 г. скрывались в горах, в частности в верховьях реки Шахе. (119, с.53).
Выходившим из горных укрытий горцам было предписано приселяться к станицам Шапсугского пешего казачьего берегового батальона.1 (171, с.8). Водворяя “пленных и добровольно вышедших горцев” в казачьи станицы, администрация батальона и командование Кубанским казачьим войском рассчитывали, что “русские переселенцы научатся у горцев способам ведения местного хозяйства”. (172, л.259; 171 ,”с.8). Однако, в большей степени это делалось для осуществления за горцами надзора, для “окончательного и быстрейшего усмирения * их.
В 1867 г. в станицах Шапсугского батальона жило 238 адыгов. Из них: в ст. Адербисвской - 9 человек. Береговой -18, Пшадской - 16. Вуланскон - 29, Джубской - 50, Дефаиовской - 13, Новоми-хайловской - 40, Ольгинской - 28, Нсбугской - 28, Вельяминов- ской - 7 человек. (172, л.259).
1 Стали 1/ы учреждены с, 1864па территории побережья между Геленджиком и Туапсе. Находились л* подчинении Кубанского казачьего поиска.
Впоследствии, когда территория Шапеугекого батальона вошла в состав Черноморского округа и с введением в станицах гражданского управления (1870 г.) адыгам было разрешено образовать самостоятельные аулы. Для нового поселения им были указаны места преимущественно вдали от моря. (171, с. 6).
Шапсуги и хакучи. вышедшие из горных укрытий в начале 1870-х гг., были поселены вблизи мест расположения войск 1 и 2-го линейн. батальонов. По сведениям Н.Г.Волковой их было 107 семей. 59 из них были поселены в верховьях реки Кудепсты, на левом берегу её притока - реки Псахо. На противоположном берегу Псахо стояла 1 -я рота 2-го батальона. Солдатское поселение еще в 1869г. получило официальное наименование Лесного. Также стали называть адыгский аул, но сами жители дали ему имя Псахо.
По-видимому одновременно с заселением Псахо 40 других семей были приселены к месту расположения 1-го лип. батальона в уро- чшце Тхапсы, имевшего название Божья Вода.(168,с.775;68, с.241).
По сведениям А.В.Верещагина в 1872 г. адыги аула Псахо (Лесное) численностью 241 человек и 345 адыгов, проживавших при солдатском селении Божья Вода были причислены к поселянам Сочинского участка Черноморского округа. В третьем адыгском ауле - Агун (Карповка) в 1872 г. проживали 187 человек. Оми были включены в число жителей Туапсинского участка. Таким образом, в 1872 г. в Черноморском’окпуге числилось три адыгских селения с общим числом жителей 773 человека: 385 мужчин и 388 женщин. (119, с.44, 68-69).
Что касается остальных 8-ми из упоминавшихся 107 семей, то они, видимо несколько позже названных, были поселены при 1 взводе 1-й роты и её ротном дворе, стоявших на территории нынешнего аула Калсж. Место дислокации указанной части 1 -го линейного’батальона с 1869 г. носило название Александровского селения. (68, с.241; 168, с.775).
В обязанности военных отрядов входило осуществление надзора за жителями аулов, контроль за их передвижением. Так, к примеру, любой житель аула Псахо, ‘"желающий отлучиться из места жительства хотя бы на охоту, обязан был взять оилет от ротного командира, в котором подробно объясняется: куда и на какой срок он отлучается, какое при нем оружие и пр. Черкес, не имеющий такого билета, может быть задержан всяким . (119, с.45).
В 1874 г. воинские части покинули места своей дислокации и переместились в Вельяминовский (Туапсе) и Даховский (Сочи) посады. (169, 70).
А.В.Верещагин сообщает, что в 1875 г. псаховские адыги начали просить о переселении на другие места, в частности, на реку Шахе, вблизи урочища Кичмай, <гпочему-то невзлюбив, - пишет автор, - свою уже обработанную оседлость”. Получив разрешение, они в феврале 1876 г. покинули Псахо. (173, с. 17).
Часть из псаховских адыгов поселились в долине реки Шахе (в Шахекей) и основали современный аул Большой Кичмай. (174, с. 138). Среди них были адыги фамилий Кобж (в том числе старшина аула Псахо Кобж Тлепшау), Хушт. Гвашевы. В 1878 г. в ауле Кичмай1 (официальное название) родился первый ребенок Кобж Мус, сын Техача.
Среди первопоселенцев аула были, по-видимому, уроженцы долины реки Шахе, вернувшиеся в прежние места обитания. Но были и выходцы из местности Хаджуко,2 например, братья Еле- миз и Соолох Гвашевы. (68, с.241).
Тогда же (в 1876 г.) другая часть псаховских адыгов ушла в долину реки Аше. (174, с.138). До сих пор их потомки имеют у жителей ашсйских аулов прозвание “абхазцев”, так как их предки пришли с “абхазской” (абазинской) территории. (110, с. 123). Об этой группе псаховских адыгов известно, что па пути к Аше они некоторое время жили на реке Хаджуко.(110,с.123). Именно с этими поселенцами связано возникновение названия соврем, аула Хаджико.
В 1877 г., в период русско-туреикой войны, турки высадили на Черноморское побережье несколько десантов, в том числе и в Адлере. В составе этих войск было много кавказских изгнанников - адыгов и абхазов, “которые. - как говорится в одном из источников, -льстили себя надеждою навсегда остаться на своей любимой родине”. (Цит. по: 134, с.330). Они тайно связывались со своими родственниками, призывая их к восстанию против царских властей. Турки в свою очередь обещали махаджирам помощь в освобождении побережья от русских. В эти события оказались вовлеченными и жители аула Тхагапсы (так в источнике, современный аул Тхагапш). Вследствие неудачи десанта, спасаясь от репрессий, они были вынуждены бежать в горы. Через некоторое время русские власти разрешили им уйти на Кубань. (170. с. 17).
В1880-х годах покинутый аул Тхагапш постепенно заселяется жителями аула Хаджико, по-видимому пожелавшие перебраться поближе к родным местам, т.е. историческому Хаджуко.
Примерно в то же время на реке Аше (в исторической местности Лиготх) в аулах Хаджико, Калеж и Шеджеик (Шъоджэикъу) селятся шапсуги, получившие разрешение вернуться на родину.
' Получил название от р. Кичмай, в 5 км тип' впадающей в реку Шахе. Во шпорой поло чине 1860-х й. здесь быт размещены части 2-й роты 2-го линейного батальона. В 1869 г. место их дислокации получило наименование селения Кичмай. (168, с. 775).
• Территория, примыкающая к р. Псезуапе выше впадения в нее р. Хакучипс; второе название р Псезуапе на этом отрезке ее течения.
которую они покинули во второй половине 1860-х - первой половине 1870-х годов, переселившись на Кубань. Там они жили в аулах Ассретххабль (станица Даховская), Мезмай (при слиянии рек Мезмай и Курджипс), Шабанохабль(в 1974 г. затоплен Краснодарским водохранилищем), других местах. Многие из них до ухода на Кубань проживали в верховьях реки Аше и сс притоков Бекишей. Наужи, Пссушхо. Среди них: Нибо, Коблевы, Хахо, Басто, Гербо. Джарим, Напсо, тешевы. Ханаговы (Хуновы), Чун- тыжевы. Поселенцы, осевшие в ауле Хаджико. принесли с собой известные и доныне внутри аульские топонимы Мезмай и Асерстх, сопоставляемые с местом их расселения в этом ауле.
В 1881г. в Черноморском округе проживали 1046 адыгов- шаттсугов. (175,с.10).
В f 891 г. в округе было семь шапсугских аулов с общим количеством дворов - 251. числом жителей -1726 чел. Из них в Сочинском участке - 731 чел., в Туапсинском - 995. По аулам это население распределялось следующим образом: в ауле Псыбэ-178 чел. (25 лв.), в Большом Псеушхо - 267 чел. (42 дв.), в Малом Псеушхо - 119 чел. (17 дворов), в Карповкс (Агуй) - 431 чел. (60 дворов), в Красноалександровском (т.е. в общем на реке Аше) - 317 чел. (44дв.), Божьей Воде (Тхагапш) - 105 чел. (16 дворов), в Кичмас - 309 чел. (47 дв.). Первые четыре аула находились в Вельямиповском (Туапсинском) участке, зри других - в Сочинском. (176).
По сведениям 1893 г. в ауле Кичмай насчитывалось 40 дворов, в Красноалсксандровском - 70. (174, с. 138).
По первой Всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.) в Черноморской губернии проживало 1938 адыгов, из них в Сочинском округе - 745 человек, в Туапсинском -1179 чсл.. в Новороссийском - 14 человек. (177, с.38").
В 1905 г. в Черноморской губернии было 8 адыгских аулов (к семи прежним добавился аул Йаджиго, так называемый отселок Бол. Пссушхо). Из них в Туапсинском округе -5: Карповка (60дв.). Псыбэ (16 дворов), М. Пссушхо (20), Б. Псеушхо (50), Наджиго (12). (178, с. 12,13,14). Три адыгских аула находились в Сочинском округе. Это: Кичмай, Красноалександровский и Божья Вода.
Шапсугские селения конца 19 - начала 20 в., по свидетельствам очевидцев, отличались от других селений побережья наибольшей плотностью населения (скученностью). В каждом дворе обычно проживали 6-7 человек. (176, с.79). Аулы Божья Вода. Красноалександровский и Псеушхо не имели так называемого колесного сообщения с побережьем. (176, с.85).
Между шапсугскнми аулами существовали различного рода связи, поддерживались отношения с кубанскими аулами, а также с адыгами, проживавшими в Турции.