Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Черкесия_Половинкина.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
411.29 Кб
Скачать

Глава XI. Садзы

Садзы (от абхазского асадзуа), абадзе (адыгский), джихи (убыхский). дмсики (грузинский), джиксты или джигеты (рус­ский). а также южные абазины. апсуа. абхазы — коренные жите­ли Черноморского побережья Кавказа. В первой половине XIX в. занимали территорию между реками Хоста и Б зыбь (Гагрский хребет). На северо-западе граничили с у дыхами, на юго-восто­ке — с абхазами. Самоназвание садз {абадзуа). абадзе.

В литературе XIX в. садзами называли: 1) Ike население гор­ной и прибрежной части указанной территории; 2) Жителей ее ирибрежной полосы.

В источниках XVII первой половины XIX в. горное насе­ление было известно преимущественно под именем локальных групп: Псху у верховьев рек Бзыбь и Аиста. Аибга (Аибога) — у верховьев реки Псоу. Л чипсы (Ахчипсы) в верховьях Мзымты {Мдзымты). Чужгуча — на реке Чужипсы (приток Мзымты).

Все эти горные общества объединялись названием адыгско­го (черкесского) происхождения —мдажьуи (варианты —му- давей, м даней, медозюй), медовеевцы (русский). В качесгве обще­го самоназвания этой группы могло выступать имя «садзуа».

Были известны еще два горных садзских общества: Чу ж и на реке Худи псы (Куд спета) и Чу а по реке Мца (Мацсста), в среде которых было распространено самоназвание «абадзе».

На побережье от Хосты до Сочи включительно (как и в го­рах) садзы жили смешанно с убыхами. Среди приморских садз­ских обществ, называвшихся чаще всего по фамилии князя или дворянина, известны такие как Арт (Арткуадж) на реке Худал- сы: Арсд (Ар едва), Арии). Ард близ устья Мзымты на мысе Ад­лер (от турецкого Лрдлылар); Гсч (кеч, Кяч). Гсчба, Гсч-куадж (правый берег реки Псоу. вблизи устья); Цаи. Цанба, Цандрчпш или Ciindpumu (на реке Хашупсс), Баг. Багба. Багрити в долине реки Бегсрепста. недалеко от Гигр. Багрити был последним садз- ским селением на границе с Абхазией.

Язык садзов принадлежит к западно-кавказской (адыго-абхаз­ской) группе северокавказской языковой семьи.

Все народы этой группы (адыги, абхазы, убыхи, в том числе садзы) имеют общее происхождение.

Самой популярной и наиболее перспективной в научном плане считается так называемая малоазийская концепция ран­него этногенеза адмго-абхазов. Согласно ей в формировании на­родов этой группы, на его начальной стадии, наряду с кавказскими автохтонными племенами приняли участие пришельцы из Милой Азии {Анатолии). Сторонники этой концепции связыва­ют последних с хаттскими племенами кашками (касками) и апеииайцами (ибешла). Продвижение этих древнейших (доиндо- европсйских) насельников Малой Азин относят обычно к II или к самому концу III-II тыс. до н.э. При этом признается этниче­ское родство кавказских племен и хаттов.

Некоторые исследователи полагают, что общие элементы в языке н культуре хапипов и адыго-абхазов. наличие которых при­знается наукой, может объясняться не проникновением мало- азийских племен и их интеграцией с кавказцами, а существовав­шим в древности этническим родством обитателей Западного Кавказа и Малой Азии. Вместе с тем не отвергается и возмож­ность миграционных движений отдельных групп хаттского на­селения на север, но предлагается относить их к концу неолита.

Соглашаясь с тем. что адыги, абхазы. убыхи и абазины явля­ются потомками местных кавказских племен эпохи позднего камня, исследователи расходятся в оценке степени их родства с хапчпами.

Так, часть ученых-кавказоведов полагает, что по отношению к адыгам хапипов следует рассматривать лишь в качестве язы­ковых предков (т. с., язык пришельцев признается языком-мобе- дителсм). В то же время праабхазы связываются с ним этниче­ским родством.

Этим объясняется несовпадение мнений относительно пра­родины идыго-абхазов. Согласно одной точке зрения кояыбелыо этих народов является западная часть Кавказа и прилегающие северо-восточные районы Малой Азин.

Сторонники другой гипотезы ограничивают ее кавказскую составляющую восточным побережьем Черного моря или даже его частью - Колхидской экологической нишей.

Действительно, о связи .гшитое с народами Западного Кав­каза говорят данные антропологии, лингвистики, этнографии (этнонимика, топонимика, мифология, религия).

Общепризнанным является факт антропологического един­ства древнего населения Малой Азии и Западного Кавказа. Уче­ными установлено, что среди кавказцев распространен поптий- с кий (или близкий к нему) антропологический тип, имеющий ана­логии в Малой Азии. Считается, что основной ареал этого типа находился либо вне Кавказа, либо территория последнего входила в область формирования понтийского антропологического типа.

Исследователи доказали, что кашки и ибсииа говорили на хапинском (или близком к нему) языке, который, как они пола­гают, но своей типологии или’даже генетически близок к язы­кам адыго-абхазской группы, особенно к убыхскому языку. Пред­полагается, что названныеплемена, как и сами хатты. принад­лежали к западно-кавказской группе древней северокавказской семьи языков.

Родство кашков-аисшла с адыгами, абхазами, убыхами и аба­зинами прослеживается, в частности, в сходстве их древнейших религиозных верований, мифологических сюжетов. Доказана связь некоторых главных божеств адыго-абхазского и хаттско- го пантеонов. К примеру, как в Малой Азии, так и в среде ады- го-абхазов был широко распространен культ боги грозы и мол­нии (у хаттов — практически верховный бог). Признается даже, что эта традиция, видимо, идет из Малой Азии.

Итак, можно допустить, что в течение II начале I тыс. до н. э. прямые языковые предки адыгов переместились (по побе­режью через восто’шо-причерноморский коридор и перевалы) на северные склоны Западного Кавказа. Предки адыгов и убы­хов заняли при этом нишу между Гагрским хребтом и Туапсе. Предки абхазов и абазип-садзов как первичная часть общности продолжала обитать в Колхиде, где их и застали античные ав­торы в лице сайтов, абасгов (ибазгов) и аистов.

Широкая культурная «экспансия» из Колхиды по Черномор­скому побережью — (до современного Геленджика) и далее, на северные склоны Западного и Центрального Кавказа, достига­ет апогея в IX- VII вв. до н. э. («Колхндско-Кобанская метал­лургическая провинция») В дальнейшем происходит преимуще­ственно миграция самих этнонимов.

Так, древнее наименование «зчхи» в раннем и развитом сред­невековье означало и адыгское население побережья.

О зихах известно, что в I тыс. до н.э. они населяли, по-види- мому, всю территорию на северо-запад от Гагрского хребта до реки Ахеунты (сопоставляется с реками Псоуt Мзымтой или Сочи). К II в. они переместились за реку Ахеупту и к V веку эт­ноним «зихи» уже покрыл собой все племена Северо-восточно­го Причерноморья.

«Зихия» Константина Багрянородного (X век) занимала тер­риторию от реки Кубань (старое, черноморское русло) до Ки- копсиса (Никопсйи). Границы между Зихйей и Абасгией. крайней на северо-западе областью Абхазского царства проходила где- то по территории современной Абхазии, возможно у нынешне­го поселка Цаидрити (Гштшади).

Название «абаза» к VIII в. переместилось с территории ис­торической Лбасгии (современный Гудаутский район Республи­ки Абхазия) примерно до реки Хашупсе или Псоу, а затем по всему Черноморскому побережью вплоть до Анапы.

Именно миграцией этнонима объяснить факт широкого ис­пользования источниками XVII половины XIX в. термина «нота» применительно к адыгскому (черкесскому) населению по­бережья. Авторы специальных работ последнего времени также не склонны считать реальным расселение самого народа абаза (абазии) в период средневекового и нового времени северо-запад­нее реки Сочи.

примерно на той же территории, которую прежде занимали ранние зихи, источниками вскоре фиксируются сшшги, убыхи. абасги и, наконец, садзы.

В первом ряду далеких предков садзов называют античных абасгов. Принято считать, что термин иабазги» является грсни- зированной формой местного этнонима «абаза» (самоназвание аоазии).

О существовании генетической связи садзов с санигами гово­рит, по мнению специалистов, сходство названия этого племе­ни и известной садзской фамилии Цаиба. а также производного от нее топонима Цапдршчи или Саидрити.

Мпогис исследователи признают родство в прошлом садзов \\ убыхов. Подтверждением такой связи принято считать и дан­ные турецкого путешественника Середины XVII века Эвлии Че- леби. Он называет среди горных «абазских» обществ область «Садит». Изучение содержащихся в труде Эвлии слов и выра­жений языка ее жителей, сопоставление этих данных с более по­здними источниками позволили утверждать, что население на­званного общества говорило по-уоыхеки, т.е. было убыхами. Тем самым имя Садит связывается как с убыхами. так й садзами. По­казательно, что по сведениям Эвлии Челеби убыхи-садша гово­рили и на адыгском (у автора — на черкесском) языке.

Сообщение турецкого автора о «стране» Садша считается в кавказоведении первым упоминанием в источниках этнонима «садзы».

Убыхское название садзов, «джихи», грузинское «джики» (в развитом средневековье), русское «джикеты» или «джигеты» увязывается с термином греческого происхождения «зихи», ко­торый, вероятно, восходиг к самоназванию «адыги». Известно также, что этноним «джики» раннеередневековыми источника­ми распространялся обычно только на адыгов.

Русскоязычный термин «джикеты» есть заимствованное и неточно понятое грузинское слово «Джикети» («страна джиков», т. е. зихов). Именем «джики», «джикеты» садзы себя не называли.

.

Родство исследуемых терминов и народов, скрывающихся за ними, а также между зихами. с одной стороны, и остальными племенами — с другой, признается большинством кавказоведов.

В отношении этнической принадлежности садзов XVIII — XIX вв. мнения исследователей расходятся. Некоторые из них однозначно, другие с теми или иными оговорками считают их абхазами, а язык — диалектом абхазского языка.

Определенная группа ученых-кавказоведов склонна видеть в садзах (прежде всего в приморских) южных абазин (абаза).

Сторонники абхазского происхождения северных абазии и садзов считают, что в их этногенезе (и всех абхазов вообще) уча­ствовали абасга. апсилы и саниги. Абхазская народность, с их точки зрения, в общих чертах сложилась к VIII в. Формирова­ние же абазин произошло на их новой родине — северных скло­нах Большого Кавказского хребта, куда они переселились бу­дучи абхазами.

Другая часть исследователей полагает, что абазины как самостоятельная народность сложилась на южных склонах гор. включая Черноморское побережье. В ранней этногенезе абазии. считают они, приняли участие не только абасга. но и другие пле­мена античного и раннесредневекового времени, в том числе убыхи и даже часть зихов. Однако, при этом основным этниче­ским компонентом (ядром) абазинской народности явились абас- ги. Некоторые ученые называют их даже прямыми предками аба­зии (праабазами).

Сторонники второй точки зрения настаивают на том, что Складывание абазинской средневековой народности заверши­лось к X в. В дальнейшем большая часть аоазии в разное вре­мя. преимущественно в XIV-XVII вв.. отдельными группами, по­степенно переселилась на Северный Кавказ.

Среди причин миграций иазывют как политические (внеш­него и внутреннего порядка), гак и социально-экономические. Это, прежде всего, недостаток земельных угодий па родине, а также активный рост численности населения в отдельные пери­оды истории. Некоторые разногласия возникают при определе­нии места исхода абазии.

Преобладающая точка зрения выводит предков северокав­казских абазии из долин Мзымты. Бзыби и Кодора напрямую через перевалы Псеашха. Марух. Клухор. Переселение происхо­дило постепенно: сначала, в верховья^упомянутых рек. а затем, на северные склоны по соседству с каоардиинами.

Согласно одному из абазинских преданий переселенцы дви­гались через горные перевалы между верховий рек Белой и Те- берды. В других преданиях конкретно называется Клухорский и марухскии перевалы. Часть абазии выводится из центральной зоны горной Абхазии и Цсбельды.

Большинство исследователей первым письменным сообщени­ем о пребывании абазии в верховьях Кубани и ее притоков счи­тают свидетельство персидского летописца начала XV века Ни- зама-ад-Дина Шалш. В нем говорится о том. что Тимур-лен г (Та­мерлан), пройдя в конце XIV в. по верхней Кубани," оказался в местности «Лбаса».

Исходя изданных Эвлии Челеби (1641 г.) исследователи по­лагают, что в середине XVII в. на Северном Кавказе уже обита­ли представители обеих ветвей абазин тапантовцы (равнин­ные жители) и шкарауа или ашхарцы. т. е. горцы.

Термин абазины имеет русское происхождение. Он образо­вался на основе самоназвания народа абаза и впервые зафикси­рован русскими документами XVIII в. Употреблялся для обозна­чения северокавказской группы абаза. Первое же упоминание русскими источниками самоназвания абазии в форме «абсслин- ские» (князья) относится к середине XVI в. и также обозначает абазин Северного Кавказа.

В середине XIX в. население Садзен-Джикспп/и состояло (по мнению Ф. Торнау) из 2.3 тыс. семей (11.5 тыс. человек). По дру­гим сведениям в это время садзов было больше.

В период русско-кавказской войны садзы (прежде всего гор­ные) были известны как активные участники борьбы за незави­симость.

В 1861 году они участвует в создании конфедеративного го­сударства* субъектами которого стали Шапсугии. Убыхии, гор­ная Абадзехии и Садзен-Джикетия. Централизованная власть принадлежала меджлису черкесскому парламенту (Хасэ) R лице выборных представителей от названных округов. Ачшгсув- цы, аибговцы и прибрежные садзы вместе с убыхалш и шапсуга­ми возвели в долине реки Псахо (Маната), что вблизи Сочи, здание парламента, другие постройки.

В последний год войны убыхи, шапсуги, хакучи и ачипсувцы (садзы) предпринимают ряд попыток остановить продвижение отряда генерала Геймаиа вглубь приморской Черкесии. 18 мар­та горцы дали бой русским войскам на реке Годлик. вблизи раз­валин старой крепости и большого аула (ныне поселок Нижняя Волкрнка). Поражение их открыло войскам путь в землю убы­хов и садзов.

Военные действия на побережье весной 1864 года заверши­лись боем между царскими войсками и отрядами горных сад­зоваибговцами, ачипсувцами и пехувцами. Столкновения про­должались 10 и 11 мая. Вскоре садзы "начали покидать свои аулы и выходить к морю для отплытия в Турцию. За короткое время садзы были вытеснены войсками со своих мест жительства.

Согласно официальной русской, далеко неполной статисти- кс в 1863—1964 годах в Турцию ушло около 20 тыс. садзов (без нсхуйцен), т. с. все садзское население современного Сочи. Два саОкки.х селения упоминаются в 1866 г. между Бзыомо н Хшцуп- С(*. Их исход относят к 1870-м годам.

Потомки ссверокавказских и садзеких махаджиров (изгнан- ников-псреселенцев) рассеяны по разным странам мира. Они живут в Турции. Сирии, Иордании, Ливане. Египте, других го­сударствах. Их самоназванием являются имена а баш, ипсуа. ча­сто — черкесы.

Оставшиеся на своей исторической родине северные абази­ны проживают в настоящее время, в основном, в Карачаево-Чер­кесии (по сведениям на 1989 г. около 30 тыс. человек).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрены различные вопросы истории адыгов (чер­кесов). начиная с древнейших времен и вплоть по начала 20 в.

Фактический материал, использованный автором, дает воз­можность практически на все вопросы, поднятые в работе, полу­чить вполне определенные ответы.

Данная работа, конечно же. не является полным и всесторон­ним исследованием истории адыгов. Внимание автора было обра­щено, по преимуществу, на исследование тех проолем адыгове- дения. которые, с точки зрения автора, не нашли удовлетво­рительного освещения в официальной исторической науке. Это прежде всего касается вопросов взаимоотношений Черкесии с Россией. Турцией и Крымским ханством и, безусловно, комплек­са вопросов, связанных с русско-кавказской войной 19 в.

Возможно, что именно материал раздела "Русско-кавказская война н выселение адыгов" не всеми будет воспринят адекватно. Допускаем, что в этом случае в качестве аргумента против может фигурировать пожелание “не ворошить историю , тем более когда речь идет о неблаговидной роли царской России на Кавказе в 19 в., о фактах геноцида по отоншению к адыгам. Однако автор придерживается другой точки зрения. Мы считаем, что в данном случае следует исходить из принципа "лучше горькая правда, чем сладкая ложь".

Фальсификация истории, сглаживание ради достижения сию­минутных целей ее острых углов, рано или поздно оборачивается бедой. В нравственном же смысле сокрытие правды унижает обе стороны, но тех, кто се боится, с нашей точки зрения, - особенно, так как в действительности является проявлением слабости, а не силы.

В заключении считаем нужным дать следующую справку. В настоящее время адыги (черкесы) проживают более чем в 45 стра­нах мира, в том числе в Турции (самая большая по численности диаспора), арабских странах (Сирии, Иордании, др.), Израиле, в Западиой^Европе, США, других государствах. В России адыги живут в Кабардино-Балкарии’, Карачаево-Черкесии, Республике Адыгея, в Краснодарском крае, в основном в Лазаревском г.Сочи и Туапсинском районах, Успенском районе, г.Краснодаре, других местах. Общая численность адыгов в России составляет около 600 тысяч человек. В 1991 г. была учреждена Международная Черкесская Ассоциация, под эгидой которой состоялись четыре Конгресса; в Нальчике (1991 г.), в Майкопе (1993 г.), в Черкесске (1996 г.), в Краснодаре (1998 г.).

Численность коренного населения Черноморского побережья адыгов-шапсугов не превышает 10 тысяч человек. С 1924 по 1940г. шапсуги Причерноморья были объединены в один Шапсугский национальный район. Центр его находился последовательно в Туапсе, ауле Калеж, с 1934 г. в селении Лазаревское. В 1940 г. из шапсугского района были выделены населенные шапсугами Куй­бышевский (ныне Шапсуг-Агуйский) и Псыбинский сельские со­веты и присоединены к Туапсинскому району. Указом Президи­ума Верховного Совета РС’ФСР от 24 мая 1945 г. Шапсугский район оыл переименован в Лазаревский.

В 1990 г. на съезде шапсугского народа была принята Деклара­ция о воссоздании Шапсугского национального района. С 1989г. существует общественно-культурная организация причерномор­ских шапсугов “Адыгэ-Хасэ!* ныне Хасэ (общественный парла­мент) шапсугского народа. Издается газета “Шапсугии” (с 1991 г.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников И ЛИТЕРАТУРЫ.