
- •Глава 22. Советское государство и право в период укрепления командно-административной системы управления (конец 1920-х –– 1930-е гг.)
- •22.1. Общественный строй ссср в 1930-е гг.
- •22.2. Ликвидация правовых основ многоукладной экономики
- •22.3. Внешнеполитическая деятельность Советского государства
- •22.4. Развитие государственного аппарата в 1930-е гг.
- •22.5. Реформа армии
- •22.6. Реформа правоохранительных органов
- •22.7. Советское право в 1930-е гг.
- •Глава 23. Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
- •23.1. Перестройка в системе высших органов власти и государственного управления
- •23.2. Перевод экономики на обеспечение потребностей войны
- •23.3. Укрепление вооруженных сил
- •23.4. Изменения в правовом регулировании
- •Глава 24. Советское государство и право в первые послевоенные годы (1945––1955 гг.)
- •24.1. Изменения в государственном аппарате
- •24.2. Восстановление народного хозяйства
- •24.3. Реформа управления сельским хозяйством
- •24.4. Социально-экономические мероприятия
- •24.5. Право
- •Глава 25. Советское государство и право в середине 1950-х –– середине 1980-х гг.
- •25.1. Попытка реформирования командно-административной системы государственного управления
- •25.2. Социально-экономические реформы
- •25.3. Национально-государственное строительство
- •25.4. Право
- •Глава 26. Государство и право в середине 1980-х –– начале 1990-х гг.
- •26.1. Изменения в политической системе ссср
- •26.2. Изменения в национально-государственном устройстве
- •26.3. Изменения правовой системы
- •26.4. Распад ссср
24.3. Реформа управления сельским хозяйством
Сельскохозяйственное производство в 1950 г. должно было превысить довоенный уровень на 27%. В связи с этим важное значение имело постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». В нем строго осуждалось неправильное расходование трудодней, расхищение общественных земель колхозов, нарушение колхозной демократии. Такого рода злоупотребления расценивались как крайне опасные. Под страхом уголовной ответственности запрещалось организациям и руководителям требовать с колхозов продукты, деньги на проведение совещаний, празднеств, банкетов и т.п. Контроль за соблюдением Устава сельскохозяйственной артели поручался Совету по делам колхозов. На февральской сессии Верховного Совета СССР 1947 г. министр земледелия доложил депутатам, что только за первые пять месяцев после издания постановления колхозам возвратили свыше 4 млн гектар незаконно изъятой земли, десятки тысяч голов скота, много разного имущества и денежных средств. В колхозах было сокращено свыше 600 тыс. человек, занятых вне сферы производственной деятельности.
Система управления сельским хозяйством в послевоенные годы, как и до войны, строилась по территориально-производственному признаку. Наиболее важные вопросы обсуждались в Сельскохозяйственном отделе ЦК ВКП(б) и Бюро Совета Министров СССР по сельскому хозяйству. После окончания войны для более оперативного управления восстановлением сельского хозяйства была предпринята попытка создать специализированные министерства по отраслевому принципу. В ноябре 1945 г. из Наркомзема СССР был выделен самостоятельный Народный комиссариат технических культур, а в марте 1946 г. было создано Министерство животноводства. Руководство сельским хозяйством и сельскохозяйственными предприятиями было разделено между тремя министерствами, а колхозы должны были подчиняться еще и Совету по делам колхозов.
Опыт «дробного управления» сельским хозяйством показал, что перестройка управления была осуществлена без учета особенностей сельскохозяйственного производства. Большинство колхозов и совхозов имело многоотраслевое хозяйство, в результате животноводческую отрасль невозможно было отделить от растениеводства, а зерновое производство от выращивания технических культур. Теперь каждый, даже самый мелкий колхоз, а в большинстве колхозов было лишь несколько десятков дворов, подчинялся не одному ведомству, а четырем и должен был выращивать разные культуры, что далеко не всегда соответствовало местным условиям. В результате в феврале 1947 г. министерства земледелия, технических культур и животноводства вновь объединились в одно союзно-республиканское Министерство сельского хозяйства. Соответственно на местах, в районах и областях произошло объединение сельскохозяйственных органов.
Усиление административного нажима на деревню. В 1946 г. на страну обрушилась засуха. Она охватила основные сельскохозяйственные районы страны: Молдавию, Нижнее Поволжье, Крым, Центрально-Черноземный район, Украину. В результате погибли значительные площади зерновых культур, урожай собирали с большим опозданием или вообще оставляли на полях. Засуха привела к массовому голоду, масштабы которого сопоставимы с голодом начала 1930-х гг., вызванного коллективизацией. Следствием голода был рост смертности, были зафиксированы случаи людоедства.
Пытаясь предотвратить рост хищений государственных запасов зерна, краж общественной и личной собственности, спекуляции и голодного нищенства, правительство издало ряд указов, направленных на сохранение хлеба и борьбу с хищениями. Министерством юстиции СССР были даны указания всем органам суда рассматривать дела о хищении, порче и разбазаривании хлеба не позднее десятидневного срока. К виновным в хищении колхозного и кооперативного имущества по закону от 7 августа 1932 г. в качестве меры судебной репрессии стали применять высшую меру наказания –– расстрел, с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не менее 10 лет. По неполным данным, осенью 1946 г. за хищение хлеба в стране было осуждено 53,4 тыс. человек. В июне 1947 г. был принят новый закон об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества. В соответствии с ним кража личного имущества каралась заключением сроком от 5 до 6 лет, а кража государственного или общественного имущества –– на срок от 7 до 10 лет.
После провала реформы управления сельским хозяйством правительство решило усилить контроль за крестьянством, который заметно ослаб за время войны. 2 июня 1948 г. был принят Указ президиума Верховного Совета СССР «О выселении в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни». Инициатором этого решения был первый секретарь ЦК Компартии Украины Н. С. Хрущев. Он сослался на проблемы сельского хозяйства Украины, сильно пострадавшего во время оккупации, и предложил ужесточить политику государства по отношению к той части крестьянства, которая не хотела работать в колхозах. Инициатива Хрущева в Москве показалась перспективной не только для Украины, но и для всего Советского Союза. На основе его доклада и был подготовлен проект указа, в разработке которого принимали участие Л. П. Берия, А. А. Жданов, Г. М. Маленков, М. А. Суслов, а также министры внутренних дел С. Н. Круглов и госбезопасности В. С. Абакумов. Ввиду открыто антикрестьянской направленности Указ не опубликовали в открытой печати, но его содержание было доведено до каждого колхоза и колхозника. В результате по всей стране прокатилась волна колхозных собраний, на которых принимались решения о выселении тех колхозников, которые не вырабатывали обязательный минимум трудодней или имели крепкое индивидуальное хозяйство. Всего за период с 1948 по 1953 гг. из мест проживания в ссылку было направлено 46,8 тыс. колхозников и членов их семей.
Рост налогообложения. Война изменила соотношение между различными категориями хозяйств, производящими сельскохозяйственную продукцию. С начала 1930-х гг. самым крупным ее производителем были колхозы. Однако начиная с 1942 г. отчетливо наметилась тенденция сокращения абсолютных размеров колхозного производства. Поэтому сдаваемая колхозами и совхозами продукция обеспечивала лишь часть потребностей государства в продовольствии. Другой ее существенной частью были взимаемые с индивидуальных хозяйств натуральные налоги. Эти налоги взимались с хозяйств колхозников и единоличников, а также с хозяйств рабочих и служащих, имевших домашний скот. Размеры этих налогов в послевоенные годы постоянно росли. За 1948––1952 гг. натуральные налоги с населения выросли в среднем в три раза, при этом уровень заготовительных цен не изменился с 1928 г. и не превышал одной десятой части стоимости созданной продукции. Рост денежной части налога не перекрывался денежными доходами от колхоза, поэтому крестьянин должен был реализовывать на рынке продукцию своего личного подсобного хозяйства.
Вследствие избытка сельхозпродукции заметно снижались цены на колхозном рынке, однако крестьянин был вынужден ее реализовывать, опасаясь репрессий за неуплату налогов. К тому же колхозникам все труднее становилось продавать свою продукцию на рынке, поскольку были увеличены сборы с дохода от продаж. Помимо этого продавать свою продукцию на рынке крестьяне могли только при наличии специальной справки о том, что их хозяйство выполнило все свои обязательства перед государством, т. е. заплатило все натуральные и денежные налоги. В случае отсутствия справки предлагаемые к реализации продукты конфисковывались, а сами крестьяне подвергались штрафам. При повторном нарушении им грозило тюремное заключение как спекулянтам.
Таким образом, после войны государство усиливает фискальную политику по отношению к деревне и увеличивает денежные и натуральные налоги на крестьянский двор. Не имея возможности выплачивать высокие налоги, крестьяне вынуждены были забивать скот, вырубать фруктовые сады и сокращать приусадебные участки. В результате, если за годы войны количество крупного рогатого скота в индивидуальных хозяйствах на Урале возросло, то после войны оно уменьшилось почти на треть.