Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория объектных отношений (конспект лекции).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
31.55 Кб
Скачать

Презентация лекции по теории объектных отношений

Евгений Коровин

Исследователи довольствуются тем, что цепляются за балюстраду, парапет какой-либо части фрейдовских теоретических разработок.

Ж.Лакан, Семинар 1

  1. Введение

Разграничение теории объектных отношений как одного из разделов психоаналитической теории, и как одной из психоаналитических школ. Проблема центрального понятия в различных школах психоанализа, например, теория влечений Фрейда, развитийный подход и т.д. Терминологический разбор понятия «теория объектных отношений»: теория – знание, учение; объект – см. «Влечения и их судьбы»; отношения – динамическая составляющая, включающая понятия влечения, защитных механизмов и т.д.

  1. Истоки теории объектных отношений в психоанализе Фрейда

«Влечения и их судьбы» (1915 г.)

    1. Понятие влечения, виды влечений, судьбы влечений

Влечение вызвано постоянно действующими раздражениями, исходящими изнутри организма, подчиняется принципу удовольствия – неудовольствия, когда наслаждение является результатом снижения раздражения, и имеет следующую структуру: напряжение, цель, объект и источник влечения. Фрейд предлагает различать влечения Я (самосохранения) и сексуальные влечения. При первом своем появлении сексуальные влечения присоединяются к влечениям самосохранения, от которых отделяются только постепенно, и при нахождении объекта следуют по тому пути, который предуказывается им влечениями Я. Судьба влечений может быть следующей: превращение в противоположное, обращение против собственной личности, вытеснение, сублимирование.

    1. Понятие объекта. Изменчивость объекта. Фиксация

Объектом влечения является тот объект, на котором или посредством которого влечение может достичь своей цели. Это самый изменчивый элемент влечения, с ним первоначально не связанный, а присоединенный к нему только благодаря его свойству сделать возможным удовлетворение. Объектом не должен быть непременно посторонний предмет, а может быть также и часть собственного тела. В течение жизненной эволюции влечения объект может меняться сколько угодно раз; эта способность влечения перемещаться с одного объекта на другой может сыграть саму большую роль. Может случиться, что один и тоже объект служит одновременно для удовлетворения нескольких влечений. Особенно тесная привязанность влечения к объекту отмечается термином фиксация. Часто такая фиксация создается в очень раннем периоде развития влечения, и этим кладется конец его подвижности, так как такая фиксация очень сильно сопротивляется отделению влечения от объекта.

    1. Перемена объекта влечения. Аутоэротизм

Сущность процесса обращения против собственной личности составляет перемена объекта при неизменности цели (садизм – мазохизм).

При мазохизме удовлетворение происходит путем первоначального садизма благодаря тому, что пассивное Я в фантазии становится на свое прежнее место, предоставленное теперь другому объекту. Ощущение боли может передаваться половому возбуждению и вызывать состояния наслаждения. Таким образом из мазохистской цели может развиваться цель садистская – причинение боли другому, которой можно наслаждаться, одновременно мазохистски отождествляя себя со страдающим объектом.

При вуайеризме – эксгибиционизме появляется еще одна, более ранняя ступень: аутоэротичное влечение к разглядыванию собственного тела.

Различие нарциссизма и аутоэротизма: предварительная ступень влечения к разглядыванию, когда объектом является собственное тело, представляет собой нарциссическое образование. Из этой ступени развивается активное влечение к разглядыванию благодаря тому, что оно разрывает с нарциссизмом, между тем как пассивное влечение к разглядыванию крепко держится нарциссического объекта. Точно так же превращение садизма в мазохизм означает возврат к нарциссическому объекту, между тем как и в том, и в другом случае нарциссический объект заменяется другим Я посредством идентификации.

    1. Различение внешнего и внутреннего

В самом начале душевной жизни, когда Я находится во власти влечений и отчасти способно удовлетворять их на самом себе (нарциссизм), Я не нуждается во внешнем мире, поскольку оно аутоэротично, но оно получает из внешнего мира объекты вследствие переживаний влечений к самосохранению и не может избежать того, чтобы не воспринимать в течение некоторого времени внутренних раздражений влечений. Находясь во власти принципа наслаждения, Я проделывает дальнейшее развитие. Оно воспринимает предлагаемые объекты, поскольку они являются источниками наслаждения, интроецирует их в себя, а с другой стороны, отталкивает от себя все, что становится поводом к переживанию неудовольствия (механизм проекции).

Таким образом, оно из первоначально реального Я, различавшего внешнее и внутреннее на основании объективного признака, превращается в чистейшее «наслаждающееся Я», для которого признак наслаждения выше всего. Внешний мир распадается для него на часть, доставляющую наслаждение, которую оно воспринимает, и на остаток, чуждый ему. Из собственного Я оно отделило часть, которую отбрасывает во внешний мир и ощущает его как враждебный (проективная идентификация!!!). После такой перегруппировки снова восстанавливаются обе полярности: Я-субъект – с наслаждением; внешний мир – с неудовольствием (прежним безразличием).

Вместе с проникновением объекта в ступень развития первичного нарциссизма достигает своего развития и вторая противоположность любви – ненависть. Объект преподносится Я из внешнего мира влечениями к самосохранению, а первоначальный смысл ненависти выражает отношение к чужому, доставляющему раздражение внутреннему миру. Индифферентность подчиняется неблагосклонности, ненависти как специальная ее форма. Внешнее, объект, ненавистное были сначала идентичными. Если позже объект превращается в источник наслаждения, то он становится любимым, но в то же время сливается с Я, так что для чистого «наслаждающегося Я» объект опять-таки совпадает с чужим ненавистным. После того как чисто нарциссическая ступень сменяется ступенью объекта, наслаждение – неудовольствие обозначает отношение Я к объекту. Если объект становится источником ощущений наслаждения, то выявляется моторная тенденция, которая приближает объект к Я, сливает его с Я; это притяжение, которое оказывает дающий наслаждение объект; мы любим этот объект. Наоборот, когда объект делается источником неприятных ощущений, неудовольствия, то возникает тенденция увеличить расстояние между ним и Я, повторить первоначальную попытку бегства от посылающего раздражения внешнего мира. Мы ощущаем «отталкивание» объекта и ненавидим его; эта ненависть может впоследствии усилиться до склонности к агрессивным действиям против объекта и до намерения уничтожить его.

«Скорбь и меланхолия» (1917 г.)

2.1. Симптомы и общая природа меланхолии

Меланхолия в психическом отношении отличается глубокой страдальческой удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, потерей способности любить, задержкой всякой деятельности и ухудшением самочувствия, выражающимся в упреках и оскорблениях по собственному адресу и нарастающем до бреда ожидании наказания. Меланхолия связана с потерей объекта, каким-то образом недоступной сознанию. В отличие от печали, меланхолик, потерявший самоуважение, утратил не объект, его потеря касается собственного Я. Самоупреки меланхолика – это упреки по адресу любимого объекта, перенесенные с него на собственное Я.

2.2. Процесс развития меланхолии

Сначала имел место выбор объекта, привязанность либидо к определенному лицу; под влиянием реального огорчения или разочарования со стороны любимого лица наступило потрясение этой привязанности к объекту. Следствием этого было ненормальное отнятие либидо от этого объекта и перенесение его на новый, другой процесс. Привязанность к объекту оказалась малоустойчивой, она была уничтожена, но свободное либидо не было перенесено на другой объект, а возвращено к Я. Однако здесь оно не нашло какого-нибудь применения, а послужило только идентификации Я с оставленным объектом. Тень объекта пала, таким образом, на Я, которое в этом случае рассматривается упомянутой собственной инстанцией так же, как оставленный объект. Таким образом, потеря объекта превратилась в потерю Я, и конфликт между Я и любимым лицом превратился в столкновение между критикой Я и самим измененным благодаря идентификации Я. Если любовь к объекту, от которой невозможно отказаться, в то время как от самого объекта отказываются, нашла себе выход в нарциссическом отождествлении, то по отношению к этому объекту, служащему заменой, проявляется ненависть, вследствие которой этот новый объект оскорбляется, унижается, ему причиняется страдание, и благодаря этому страданию ненависть получает садистское удовлетворение.

Я может убить себя только тогда, когда оно относится к себе самому, как к объекту, если оно может направить против себя враждебность, относящуюся к объекту и заменяющую первоначальную реакцию Я к объектам внешнего мира. Таким образом, при регрессии от нарциссического выбора объекта этот объект, хотя и был устранен, все же оказался могущественнее, чем само Я. В двух противоположных положениях – крайней влюбленности и самоубийства – объект совсем одолевает Я, хотя и совершенно различными путями.

2.3. Мания

В мании Я преодолело потерю объекта, и теперь оно располагает всей суммой противодействующей силы, которую мучительное страдание меланхолии отняло от Я и сковало.