Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Нерсесянц В.С. Философия права, главы из учебн...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
519.17 Кб
Скачать

Глава 5. Онтология права

Проблемы правовой онтологии (учения о бытии права), пра­вовой гносеологии (учения о познании права) и правовой аксио­логии (учения о ценности права) по-разному трактуются пред­ставителями разных типов правопонимания. При этом в рамках каждого типа правопонимания рассмотрение вопросов онтоло­гического характера (что есть право?) тесно, а порой и неразрыв­но связано с проблематикой правовой гносеологии (как позна­ется право?) и правовой аксиологии (в чем ценность права?).

1. Легистская онтология

Легистское отрицание объективной правовой сущности, не­зависимой от субъективной воли и произвола законодателя, и сведение права к закону (позитивному праву) в онтологическом плане означает, что бытие права для легистов (позитивистов и неопозитивистов) — это существование эмпирически-реально­го (и в этом смысле — позитивного) явления, т. е. определен­ного феномена официально-властного характера. Реальность (и позитивность) данного феномена представлена в виде текста соответствующего официального документа, который трактует­ся (понимается и интерпретируется) в качестве нормативно-правового акта и источника права.

Этим обусловлен и повышенный интерес легистов (позити­вистов и неопозитивистов, особенно представителей аналити­ческой юриспруденции) к юридико-догматическому анализу текста акта, к его трактовке с позиций легистской лингвистики и герменевтики (теории толкования текстов). При этом все, что выходит за рамки текста акта, является для легистов чем-то ме­тафизическим, нереальным, непозитивным. Согласно легизму, подобные непозитивные понятия, идеи, принципы (такие как сущность права, идея права, естественное право, неотчуждае­мые права человека и т. д.) — это ложные слова, языковые ил­люзии и софизмы. Понятийно-смысловые проблемы онтологи­ческого, да и гносеологического характера (о сущности и явле­нии в праве, о бытии права как специфического регулятора и т. д.) тем самым подменяются легистскими представлениями о правильном словоупотреблении.

Подобный подход развивал уже ярый позитивист И. Бентам, оказавший заметное влияние на становление взглядов предста­вителей аналитической юриспруденции (Дж. Остин и др.). Ес­тественное право — это, согласно его оценке, словесная фик­ция, метафора, а неотчуждаемые права человека — опасная хи­мера воображения. Начатое Бентамом «очищение» языка юриспруденции от подобных «обманных» слов было продолже­но последующими позитивистами, особенно последователь­но — в кельзеновском «чистом» учении о праве.

Дальше всех в этом направлении пошел, пожалуй, русский дореволюционный юрист В. Д. Катков. Реформируя юриспру­денцию с помощью «общего языковедения», он даже предлагал вовсе отказаться от слова «право» и пользоваться вместо него словом «закон», поскольку, как утверждал он, в реальности «нет особого явления «право»1.

Легистская онтология права, таким образом, носит феноме­налистский характер, причем право как феномен (явление) ли­шено правовой сущности. Здесь бытие права не зависит от ка­ких-либо объективных оснований, а целиком и полностью оп­ределяется и задается авторитетом власти, ее собственным субъективным усмотрением и решением.