
- •Русская природа в поэзии ф. Я. Тютчева
- •Человек и природав современной литературе (По страницам произведения в. Астафьева «Царь-рыба»)
- •Испытание бытом (По страницам современной литературы)
- •Человек и природа в лирике Лермонтова
- •Портрет и пейзаж как единая характеристика главного героя в романе Лермонтова "Герой нашего времени"
- •Три поколения Болконских в романе л. Н. Толстого «Война и мир»
- •Подвиг народа в Великой Отечественной войне.
- •Изображение ратного подвига в творчестве писателя Бориса Васильева. Повесть «а зори здесь тихие...»
Человек и природа в лирике Лермонтова
С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний и т.д. В этом случае мир природы как бы проецируется на мир человека. Между ними обнаруживается много общего. Жизнь человека так же недолговечна, как, скажем, и жизнь цветка. А стихия человеческой страсти уподобляется природным стихиям.
Однако, с другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо — низ и верх. С землей связано все конечное, преходящее, временное (это многочисленные, рассыпанные по лермонтовским стихотворениям листки, колеблемые бурей, хилые деревца, цветы и т.д.). Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным связующим звеном между землей (человеческое) и небом (божественное) выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. С ними связаны самые чистые, светлые воспоминания и переживания. Именно здесь возможно достижение гармонии.
Мир природы лишен единства, очень редко Лермонтову удается нарисовать целостный пейзаж. Как правило, картины природы распадаются на ряд отдельных моментов, составных частей. Так, образ пустыни в стихотворении "1831-го июня 11 дня" лишен единства. Перед нами перечень отдельных, самостоятельных образов: ветер, коршун, табун, облако:
Люблю я ветер меж нагих холмов,
И коршуна в небесной вышине,
И на равнине тени облаков.
Особый аспект темы природы в лирике Лермонтова — тема взаимодействия природы и человека. Раскрытие, подача этой темы определяется своеобразием образа лирического героя, который в этом мире — вечный странник, одинаково чуждый и земле, и небесам. И если мир земной оказывается, тем не менее, близким и понятным лирическому герою, то мир небесный — бесконечно далеким и недостижимым, даже чуждым:
На звезды устремлял я часто взор
И на луну, небес ночных узор,
Но чувствовал, что не для них родился.
Подобная чуждость мира небесного миру человека четко просматривается в стихотворении "Тучи". Первая строфа стихотворения выражает попытку найти нечто общее, некие точки соприкосновения между судьбой человека и образом тучек. И они находятся: и лирический герой и "тучки небесные" — изгнанники, но прямой связи между ними нет ("будто как я же, изгнанники"). Во второй строфе, целиком построенной из вопросительных предложений, поэт пытается выяснить причину изгнания, и выясняется, что ее нет. К миру небесному неприменимы человеческие понятия: "тучкам небесным" чужды страсти и чужды страдания. У них нет родины, и, следовательно, не может быть изгнания.
Так как лирический герой Лермонтова противостоит всему миру ("Я был рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей"), он противостоит и миру природы. Он наблюдает самостоятельное течение природной жизни и осознает невозможность достижения гармонии и единства с природой. Отсюда — два мотива, или точнее, настроения, чувства. Во-первых, чувство зависти, которое испытывает герой по отношению к некоторым природным явлениям ("Почему я не родился этой синею волной?", "Только завидую звездам прекрасным, только их место занять бы желал"). А, во-вторых, страстное желание слиться с природой. В некоторых стихотворениях Лермонтов дает описание тех условий, при которых это желание осуществимо. Как правило, условия эти невыполнимы:
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу (...)
О, если б взойти удалось мне туда
Как я бы молился и плакал тогда,
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!
("Крест на скале")
Достижение единства с природой понимается как преодоление внутренних противоречий, внутренней раздвоенности, как достижение единства с миром в целом и обретение покоя. Но это стремление неосуществимо как из-за изначальной противоречивости человека, так и из-за противоречивости самой природы.
В этой связи стихотворение "Выхожу один я на дорогу необычно для лирики Лермонтова. Здесь обрисована ситуация, при которой противостояние верха и низа, неба и земли снимается: разорванные прежде связи восстанавливаются как по вертикали, так и по горизонтали (из конца в конец):
Пустыня внемлет Богу
И звезда с звездою говорит.
Все части космического пространства взаимодействуют, причем взаимодействие это имеет не "механический", формальный" характер, а естественный. В таком мире лирическому герою удается обрести долгожданную гармонию с миром. Он как бы сознательно отказывается от времени, от прошлого и будущего:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть, - тем самым приобщается к вечности. Мотив сна, одинаково отличного и от жизни и от смерти, который появляется в этой строфе, очень характерен для лирики Лермонтова. Поэт как бы продолжает заданную Шекспиром вопрос-тему: "Какие сны в том смертном сне приснятся?". Развивая и продолжая эту тему, Лермонтов как бы создает своеобразную "мифологию" посмертной живой дремы. "Сон", именно смертный сон, становится предпосылкой таинственного сновидения. Такой сон трактуется Лермонтовым как блаженное успокоение, освобождение от страстей, обретение покоя. Посмертный сон-дрема связывает человека с космосом, пробуждает прапамять.
Образ дуба, появляющийся в последней строфе и символизирующий собой мировое древо, также связывает, соединяет собой два мира — мир человека и мир природы, подчеркивает их нерасторжимость.
Таким образом, отношения природы и человека в лирике Лермонтова неоднозначны. Пребывающий в вечном разладе с самим собой и с окружающим миром, лирический герой Лермонтова, тем не менее, осознает свою причастность к миру природы. Однако невозможно достичь гармонии и единства в дисгармоничном мире, в мире разорванных связей. Гармония человеческой души и гармония природы взаимосвязаны и обусловливают друг друга.