Городской пейзаж в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ф. М. Достоевский показывает не парадную, фешенебельную часть города (как, например, Пушкин), а ту, которая связана с его «физиологией»: действие почти целиком концентрируется в районе Сенной площади – базарном, рыночном месте и прилегающих к нему улицах и переулках. Здесь происходят различные «маленькие» и «большие» трагедии, совершаются разного рода преступления. На улице попадает под колеса богатого экипажа Мармеладов. Это символично: мир богатых способен раздавить мир бедных. На бульваре Раскольников встречает пьяную обесчещенную девушку, почти ребёнка, и пытается помочь ей. На мостовой падает, захлёбываясь кровью, Катерина Ивановна, так и не нашедшая на этом свете справедливости. На Сенной площади всенародно кается Раскольников. На улице перед пожарной каланчой стреляется и погибает Свидригайлов.
Какими видятся сами улицы города? Этот вопрос заставит задуматься о своеобразии пейзажа у Достоевского. Значимо само начало романа: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер...». Далее читаем: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, известка, леса, кирпич, пыль...»; «Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время», довершили отвратительный и грустный колорит картины, которая вызвала у Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения».
Какую же роль играет проходящий через весь роман мотив невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока? Вот мнение исследователя В. Кожинова: «Это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления...». Действительно, описание города помогает раскрытию психологического состояния героя, его внутреннего мира. Можно задаться вопросом: есть ли другие, контрастные этому пейзажу картины в основной части романа (исключая эпилог, – об этом ниже)? Да, эта картина «великолепной панорамы», это чистый и прозрачный ручей, увиденный героем во сне; можно вспомнить и о том, как, идя на преступление, Раскольников мечтает «об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях». Всё это – свидетельство того, как душа Родиона жаждет чистой, праведной жизни.
В городской пейзаж Достоевского неизменно входят распивочные и трактиры. Под крики пьяных посетителей, среди чада и гама герои его ведут острые идеологические диспуты (достаточно вспомнить разговор студента с офицером в распивочной о якобы «простой арифметике»), часто делают свои признания, исповедуются в трактирах (Мармеладов перед Раскольниковым, Раскольников перед Заметовым).
Поскольку вся поэтика романа подчинена задаче показать нравственное наказание героя и его мучительное воскрешение, художественное пространство выполняет не только сюжетно-композиционную роль, но и психологическую. Оно является выражением душевного состояния персонажей и соответствует больным мыслям Раскольникова. Лишь в эпилоге, функция которого огромна, появляется пространство свободы: «Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая брёвна и стал глядеть на широкую пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего берега доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем непохожие на здешних...».Главной сценой эпилога, свидетельствующей о повороте Раскольникова к возрождению, является эпизод на брёвнах: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Символичен образ брёвен. Брёвна – это загубленные деревья, срубленные топором. Писатель как бы подводит Раскольникова к изначальной точке – преступлению – и даёт толчок к новому витку в душе своего героя. Так, при помощи пейзажа проявляется двойственность натуры главного персонажа: с одной стороны – «подполье», с другой – высота и чистота души.
