Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Распечатка к темам 7-8.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
118.78 Кб
Скачать

Склонение существительных с основой на согласный

основа на *n

основа на *t

основа

на *s

основа

на *r

м. р.

ср. р.

ед. ч.

И.

Р.

Д.

В.

Т.

М.

камы

камене

камени

камень

каменьмь

камене

имя

имене

имени

имя

именьмь

имене

теля

теляте

теляти

теля

телятьмь

теляте

небо

небесе

небеси

небо

небесьмь

небеси

мати

матере

матери

матерь

матерью

матерее

мн. ч.

И.

Р.

Д.

В.

Т.

М.

камене

каменъ

каменьмъ

камени

каменьми

каменьхъ

имена

именъ

именьмъ

имена

имены

именьхъ

телята

телятъ

телятьмъ

телята

теляты

телятьхъ

небеса

небесъ

небесьмъ

небеса

небесы

небесьхъ

матере/и

матеръ

матерьмъ

матери

матерьми

матерьхъ

Дв.ч.

И.–В.

Р.–М.

Д.–Т.

камени

камену

каменьма

именѣ

имену

именьма

телятѣ

теляту

телятьма

Небесѣ

небесу

небесьма

матери

матеру

матерьма

5. Утрата двойственного числа (XV век) заключалась в замене его формами множественного числа. По наблюдениям А.А. Шахматова, эта замена началась с косвенных падежей, что объясняется неполнотой парадигмы двойственного числа: формы Р.–М., Д.–Т. совпадали, а во множественном – различие их флексий сохранялось.

Иначе происходит утрата двойственного числа в формах И.–В. падежей. Сравните приведенные в таблице формы двойственного числа и формы И. мн. и Р. ед.:

мужской род

средний род

женский род

И. дв.

дъва стола

дъва поли

дъвѣ руцѣ

И. мн.

столи

поля

Рукы

Р. ед.

стола

поля

Рукы

И.дв. = Р.ед.

По аналогии с именами мужского рода такое переосмысление получают и слова женского и среднего рода в сочетании с числительными две/два, обе/оба: две руки, два поля.

Формы Р.ед. вытеснили и формы И.–В. мн. при числительных 3, 4: вместо форм 3 городи, 4 рубли – 3 города, 4 рубля.

Таким образом, происходит не только утрата форм двойственного числа, но утрата самой категории двойственности.

Остатки двойственного числа в современном русском языке:

– названия парных частей тела – колени, очи, уши, плечи (исконная форма множественного числа – колена, плеча, ушеса, очеса), а также парных предметов – берега, рукава, жернова (исконная форма множественного числа – берези, жерновы, рукавы);

– сочетания типа 2 часá, сохранившие исконное для дв.о числа ударение на флексии; ударение на основе характерно исконно для форм Р. ед. Ср.: с первого чáса, до последнего чáса; но 2 часá;

– числительное двести – исконно дъвѣ сътѣ; наречие воочию – исконно М. дв. во очию;

– флексия -мя в У. числительных двумя, тремя, четырьмя представляет собой контаминацию флексий Д.–Т. дв. -МА + Т. мн. -МИ (м’ + а).

6. Утрата звательной формы. Вытеснение формы З. п. формой И. в единственном числе к XIV веку было полностью завершено в русском языке, в отличие от других славянских языков, сохранивших эту форму, например в украинском мамо, сестро, а также современные формы господи, боже, воспринимаемые как междометия. Тяготение к формальному выражению вокатива в разговорной речи проявляется в использовании особых редуцированных форм при обращении: мам, Валь, Марь Иванн.

7. Перераспределение типов склонения существительных по принципу грамматического рода с учетом флексии начальной формы СХЕМА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ ТИПОВ СКЛОНЕНИЯ

совр. 1-е склонение ← др.р. *ā, *jā

совр. 2-е склонение ← др.р. *ŏ, *jŏ *ǔ, *ĭ м.р., *s, *t, *n м.р.

совр. 3-е склонение ← др.р. *ĭ ж.р. *ū, *r

разносклоняемые существительные ← др.р. путь (),*n ср.р.

Сближение имен мужского рода на *ŏ (СТОЛЪ, ЛѢСЪ) с именами -основ (ДОМЪ, МЕДЪ), чему способствовали общность рода и совпадение флексий И.–В. ед. ч. К XVI веку непродуктивное склонение на *ǔ утратилось, а слова вошли в склонение на *ŏ и получили его флексии.

Реликты склонения на *ǔ в современном русском языке:

1.Р. ед. из леса (на *ŏ) – из лесу (на *ǔ)

2.П. ед. на доме – на дому

3.Р. мн. нет чулок – нет носков

С середины XI века слова типа ГОЛѪБЬ, ЗЯТЬ, ГВОЗДЬ, входившие в тип склонения на *ĭ м.р., сближаются с существительными мужского рода *jŏ-основ типа КОНЬ, МѢЧЬ, НОЖЬ (прасл. *nozjos). Это сближение становится возможным после осуществления процесса вторичного смягчения полумягких, в результате которого древнерусские *ĭ-основы и *jŏ-основы совпали. В дальнейшем менее продуктивный тип склонения начинает заимствовать флексии более продуктивного типа склонения, и к концу XV века склонение на *ĭ м. р. (кроме слова ПУТЬ) вливается в склонение на *jŏ.

Реликт склонения на *ĭ м. р. – флексия Р. мн. -ей:

Р. мн. *jŏ др.р. КОНЬ → совр. коней

Р. мн. др.р. ГВОЗДИИ → совр. гвоздей.

Позднее формы Р. мн. на -ей появились и у сущ. среднего рода: вместо др.р. ПОЛѤ → совр. полей. В итоге у существительных современного 2-го склонения в Р. мн. наблюдаются следующие варианты флексий:

нулевая флексия без волос, из глаз, пять лет ← др.р. склонение на *ŏ

-ов / -ев – берегов, лесов, домов ← др.р. склонение на *ǔ

-ей коней, голубей ← др.р. склонение на *ĭ м. р.

Аналогично возникла вариативность флексий в Р. мн. существительных среднего рода: болот, платьев, морей.

Склонение на *ĭ включало и существительные женского рода типа КОСТЬ, ДВЕРЬ, НОЧЬ, судьба которых отлична от существительных мужского рода: они сохранили специфику своей парадигмы, и на их базе сформировалось современное 3-е склонение.

Разрушение склонений на согласный и на *ū. Существительные этих двух типов рано утратили свою самостоятельность и начали распределяться между продуктивными типами в соответствии со своей родовой принадлежностью.

Основа на *n. Основы форм И. и косвенных падежей этого склонения в ДРЯ различались, но в результате выравнивания основ внутри склонения исконная форма И. ед. мужского рода (КАМЫ) заменяется формой В. ед. (КАМЕНЬ). В итоге и по фонетическому облику, и по морфологической структуре существительные *n-основ совпали с существительными мужского рода *ĭ-основ (типа ОГНЬ, ПЬРСТЕНЬ) и стали изменяться по их образцу, а позднее вместе с ними влились в продуктивное склонение на *jŏ.

Имена среднего рода на *n (типа ИМЯ) составили группу разносклоняемых существительных: в ед. числе они склоняются по типу *ĭ-основ (за исключением И.–В.), а во мн. ч. –-основ. Они сохраняют различие основ в И.–В. п. ед. ч. и во всех остальных падежах, например: имя – имени, имена, имен.

Склонение существительных с основой на *s. Уже в древнейших памятниках они имеют флексии -основ и употребляются без суффикса-наращения -ес- в формах единственного числа, но последовательно сохраняют его во множественном числе. В современном русском языке суффикс -ес- сохраняется в словообразовании (тело – телесный), в образовании форм множественного числа (небо – небеса, чудо – чудеса) и как стилистическое средство образования одного из вариантов, имеющего ироническую окраску (тело – тела, телеса; слово – слова, словеса).

Существительные склонения на *t достаточно рано в единственном числе во всех падежах получают новый суффикс -ёнок- (жеребенок, котенок, ребенок) и начинают изменяться по типу -основ мужского рода. Во множественном числе они сохраняют исконный суффикс -ят- (жеребята, котята, ребята) и изменяются по типу -основ среднего рода.

Исключением является слово ДѢТЯ → дитя, которое сохранило в единственном числе исконную основу с -ят- (дитяти, к дитяти, дитя, дитятей, о дитяти); во множественном числе этот суффикс рано утрачивается и слово склоняется по типу -основ женского рода.

Существительные на *r (ДЪЧИ, МАТИ) слились с -основами женского рода и уже в ранних памятниках склоняются по их образцу. Но различие основ И.–В. ед. ч. и всех остальных форм сохраняется и в современном русском языке (мать, но матери).

Существительные женского рода -основ очень рано испытали воздействие продуктивных типов склонения женского рода: часть слов (БУКЫ, ТЫКЫ, ЗОЛЫ) сближается с существительными -основ типа КЪНИГА, СЕСТРА и после выравнивания основ получают их флексии – БУКЪВА, ТЫКЪВА, ЗОЛОВЪКА. Остальные существительные сближается с существительными -основ женского рода типа КОСТЬ и после выравнивания основ получают их флексии – КРЪВЬ, ЦЕРКЪВЬ.

8. Процесс выравнивания окончаний в пределах одного падежа, различающийся в единственном и множественном числе. В единственном числе он коснулся существительных мягкого и твердого варианта склонений на *ā/jā, *ŏ/*jŏ, имевших различные флексии. В большинстве древнерусских говоров более последовательно выравнивание идет по твердому варианту.

Но в средне- и южнорусских говорах и в московском койне к XV веку существительные мягкого типа закрепили флексии твердого типа:

Р. ЗИМЫ, ЗЕМЛѢ зимы / земли

Д.–М. ЗИМѢ, ЗЕМЛИ, СТОЛѢ, КОНИ → землѣ, конѣ земле, коне.

Исключение составляют лишь существительные женского рода на -ия (Мария, материя), мужского рода на -ий (Василий, жребий), среднего рода на -ие (желание, бытие): совр. Д.–П. ед. Марии, материи; П. ед. о Василии, жребии, желании, бытии.

9. Во множественном числе эта же общая грамматическая тенденция к преодолению синонимии флексий приводит к унификации (лат. unis (uni) ’один ’ + facere ‘делать’ = приведение чего-л. к единой системе, форме, к единообразию) словоизменительных парадигм: во множественном числе рано наметилась нейтрализация родовых различий, что создает условия для оформления единой – унифицированной – системы флексий для существительных всех трех родов.

Особенно отчетливо унификация проявляется в Д., Т. и М. п.

В результате сближения исконных древнерусских типов склонения про признаку грамматического рода и слияния непродуктивных типов с продуктивными сформировались три основные группы флексий:

на *ā на *ŏ на *ĭ

Д. сестрамъ, землямъ столомъ, конемъ, селомъ, полемъ костьмъ

У. сестрами, землями столы, кони, селы, поли костьми

М. сестрахъ, земляхъ столѣхъ, конихъ, селѣхъ, полихъ костьхъ.

Существительные женского рода с основой на оказали наибольшее влияние на остальные типы склонения, вытеснив их исконные флексии. Это влияние отражается в памятниках письменности со второй половины XIII века..

Единого мнения о причинах именно такой унификации в науке не существует. Так, по мнению И.В. Ягича, распространение флексий Д., Т. и М. мн. ч. существительных -основ на другие типы склонения началось с существительных -основ среднего рода, имевших в формах И.–В. мн. ч. флексию .

Реликтами древних типов склонения в рассматриваемых падежных формах в современном русском языке являются следующие: 1) форма существительного в сочетании поделом тебе/ему (флексия исконного склонения на *ŏ); 2) детьми, лошадьми, людьми, дверьми, костьми (флексия исконного склонения на *ĭ); для форм детьми, людьми она единственно возможная, для остальных в качестве варианта выступает флексия -ями лошадями, дверями, костями; но при этом форма костьми стилистически маркирована – лечь костьми.

Иную историю имеет форма И. п.

В древнерусском языке различие типов склонения проявляется и во множественном числе, при этом особый интерес представляет соотношение флексий в существительных одной родовой принадлежности: