- •I. Медицина в западной европе в периоды раннего и развитого средневековья
- •1. Благотворительность и больничное дело
- •2. Светские и католические университеты. Высшая медицинская школа в Салерно.
- •3. Схоластика как метод европейского средневекового образования
- •4. Эпидемии повальных болезней. «Черная смерть» 1346-1348 гг. В Западной Европе. Лазареты. Карантины.
- •II. Медицина в западной европе в эпоху возрождения
- •1. Леонардо да Винчи и Андреас Везалий в истории анатомии
- •2. Становление физиологии как науки. Ятрофизика.
- •3. Ятрохимия. Парацельс в истории медицины. Развитие аптек и аптечного дела.
- •4. Джироламо Фракосторо и учение о заразных болезнях.
- •5. Развитие хирургии в Средневековой Европе.
- •6. Амбруаз Паре, его вклад в развитие военной хирургии, ортопедии и акушерства
II. Медицина в западной европе в эпоху возрождения
1. Леонардо да Винчи и Андреас Везалий в истории анатомии
Эпохой Возрождения этот период позднего средневековья назван вследствие возрождения античной культуры.
Одним из основоположников анатомии был итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи (1452-1519). Он одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать строение человеческого тела. Леонардо описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы. Его работы на полвека опередили исследования основоположника современной научной анатомии Андреаса Везалия (1514-1564).
Везалий жил в эпоху, когда важнейшим авторитетом в области анатомии был Гален. Однако, анатомируя человеческие трупы, он убедился, что взгляды Галена на строение тела человека во многом ошибочны, т.к. основаны на изучении анатомии обезьян и других животных. Везалий исправил более 200 ошибок Галена. В 1543г. вышел в свет его основной труд в 7 книгах “О строении человеческого тела”, в котором он впервые систематизировал все предшествующие достижения в области анатомии и свои собственные достоверные данные, т.е. сделал из анатомии науку. Но Везалий был обвинен инквизицией (лат. inquisitio - расследование) в посягательстве на авторитет канонизированного церковью Галена и осужден на смерть, но впоследствии этот приговор был заменен паломничеством в Иерусалим.
2. Становление физиологии как науки. Ятрофизика.
Становление физиологии как науки связано с именем выдающегося врача и физиолога Уильяма Гарвея. Он математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам.
Большое влияние на развитие физиологии оказала деятельность выдающегося ученого Рене Декарта, который явился одним из творцов ятрофизики (греч. iatrOs - врач и physis - природа) - направления в естествознании и медицине, которое рассматривало жизнедеятельность всего живого с позиций физики. Декарт считал, что жизненные процессы подчиняются механическим процессам и имеют природу отражения, названную позднее “рефлекторной”. Все нервы он разделил на те, по которым сигналы поступают в мозг, и те, по которым из мозга сигналы движутся к органам. Т.о. он разработал простейшую схему рефлекторной дуги.
3. Ятрохимия. Парацельс в истории медицины. Развитие аптек и аптечного дела.
Ятрохимия (греч. iatros - врач и chimeia - химия) - направление в медицине, связанное с развитием химии. Ятрохимики считали, что жизненные процессы являются химическими, поэтому лечение болезней должно быть связано с химией.
Одним из основоположников ятрохимии является выдающийся врач и химик Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм). Именно с него начинается кардинальная перестройка химии, т.е. в то время алхимии: от поисков путей получения золота - к приготовлению лекарств. Система врачевания Парацельса основывалась на 3-х элементах: сере, ртути и сурьме. Болезнь понималась как нарушение их правильных соотношений.
Широкое применение минералов при лечении болезней было новаторским для медицины эпохи Возрождения, ведь в древности и в период средневековья применяли в основном средства растительного и животного происхождения. Неудивительно, что Парацельса, широко применявшего минералы, часто обвиняли в отравлении больных ядами. На что он возражал: “Все есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством”.
