- •В.В. Глухов, т.П. Некрасова
- •Глава 1. Экологическая ситуация 11
- •Глава 2. Ресурсы планеты 71
- •Глава 3. Влияние предприятия на окружающую
- •Глава 4. Методы очистки промышленных
- •Глава 5. Индивидуальная оценка ресурсов 190
- •Глава 6. Комплексная экономическая оценка 234
- •Глава 7. Управление природоохранной
- •Глава I. Экологическая ситуация
- •1.1. Экологическая ответственность
- •1.2. Экологическое образование
- •1.3. Оценка экологической ситуации в Европе
- •1.4. Оценка экологической ситуации в России
- •1.5. Оценка экологической ситуации в Санкт-Петербурге
- •1.6. Экологическая ситуация в Ленинградской области
- •1.8. Радиоактивное загрязнение
- •1.9. Экологические задачи города
- •Глава 2
- •2.1. Вода
- •2.2. Атмосфера
- •2.3. Леса
- •2.4. Земля
- •2.5. Природное сырье
- •2.6. Вторичное сырье
- •Класс (2)
- •Категория (2)
- •Группа (67)
- •2.7. Ископаемое топливо
- •2.8. Возобновляемые источники энергии
2.8. Возобновляемые источники энергии
В мире используют около 30% экономически эффективного гидроэнергетического потенциала. Его размер в России оценивается в 2900 млрд кВт ч/год, в том числе потенциал крупных и средних рек — 2400. По установленной мощности гидроагрегатов на ГЭС Россия находится на пятом месте среди стран после США, Китая, Канады и Бразилии. Удельный вес гидростанций в общем объеме производства электроэнергии составляет 19-20%. Гидроэнергетика ежегодно сберегает экономике страны около 60 млн т условного топлива, что равнозначно предотвращению выбросов в атмосферу 1 млн т золы и около 1,4 млн т оксидов серы и азота.
По прогнозу к 2020 г. возобновляемые источники должны были заменить около 2,5 млрд т топлива, а их доля в производстве электроэнергии и теплоты составить 8%. Современные тенденции в энергопотреблении позволяют говорить о больших перспективах в развитии именно этого направления и уменьшении роли традиционных источников энергии ( табл. 2.9).
Использование источников возобновляемой энергии вызвано экологическими проблемами.
На земную поверхность в течение года поступает солнечное излучение, эквивалентное 178 тыс. ГВт лет (что примерно в 15 тыс. раз больше энергии, потребляемой человечеством). Однако 30% этой энергии отражается обратно в космическое пространство, 50% — поглощается, 20% — идет на поддержание геологического цикла, 0,06% — расходуется на фотосинтез. Из всей получаемой человечеством энергии 18% приходится на восстанавливаемые источники (включая электроэнергию).
Солнце — источник энергии очень большой мощности. 22 дня солнечного сияния по суммарной мощности, приходящей на Землю, равны
всем
запасам органического топлива на Земле.
Солнечное излучение в 15 тыс. раз превышает
мировое ежегодное потребление энергии.
Проблема в том, как использовать
солнечную энергию в производственных
и бытовых целях.
Например, на Ковровском механическом заводе (г. Жуковск) выпускают солнечные тепловые коллекторы для подогрева воды производительностью до 100 тыс. м3 в год.
Американские эксперты считают многообещающей солнечную термоэнергию, для производства которой используются солнечные рефлекторы, собирающие и концентрирующие тепло и свет, при посредстве которых нагревается вода.
Фирма ЫЛ из Лос-Анджелеса построила в 1984—1988 гг. в калифорнийской пустыне Мохаве несколько коммерческих солнечных термоэлектроустановок суммарной мощностью 275 МВт. Фирма строит в районе Харпер-Лейк в Южной Калифорнии еще две такие установки модульной конструкции мощностью 80 и 300 МВт. В их первичном контуре используется нефть. При необходимости для производства пара — рабочего тела турбин — в дополнение к солнечной энергии могут подключаться газовые горелки. Установка мощностью 80 МВт будет состоять из 852 солнечных колекторов длиной по 100 м, она должна быть сооружена за 9 мес. (ТЭС строится 6—12 лет), стоимость производимого электричества — 10 центов/кВт ч.
Кроме США солнечные термоэлектроустановки действуют в Испании (станция мощностью 5 МВт в Алмерии) и сооружаются в Иордании (станция мощностью 30 МВт, создаваемая в рамках европейского проекта «Фобос»).
Фотоэлектроэнергия производится полупроводниковыми приборами, преобразующими солнечное излучение в электрический ток. Это, как полагают американские эксперты, квинтэссенция энергетики, поскольку фотоэлектрические установки не оказывают воздействия на природную среду, бесшумны, не имеют движущихся частей, требуют минимального обслуживания, не нуждаются в воде. Их можно монтировать в отдаленных или засушливых районах, мощность таких установок составляет от нескольких ватт (портативные модули для средств связи и измерительных приборов) до многих МВт (площадь несколько млн м2). Они могут сооружаться рядом с потребителями энергии: солнечная батарея с КПД 12% площадью 40 м2, смонтированная на южном скате крыши дома в среднем по инсоляции районе США, способна обеспечить все бытовые потребности в электроэнергии. Стоимость таких батарей быстро уменьшается (в 1970 г. 1 кВт ч электроэнергии, вырабатываемой с их помощью, стоил $60, в 1980 г.— $1, сейчас — 20—30 центов). Благодаря этому спрос на солнечные батареи возрастает на 25% в год, ежегодный объем их продажи превышает (по мощности) 40 МВт. КПД солнечных батарей, достигавший в середине 1970-х гг. в лабораторных условиях 18%, составляет в настоящее время 28,5% для элементов из кристаллического кремния и 35% — из двухслойных пластин из арсенида галлия и антимода галлия. Разработаны многообещающие элементы из тонкопленочных (толщиной 1— 2 мкм) полупроводниковых материалов: хотя их КПД низок (не выше 16% даже в лабораторных условиях), стоимость очень мала (не более 10% от стоимости современных солнечных батарей).
Фотоэнергетика весьма перспективна для сельских районов развивающихся стран, так фотоэлектрическая установка, если учитывать весь ее жизненный цикл, более выгодна, чем дизель-генератор мощностью до 20 кВт. В Индии, где действуют 4—5 млн дизельных водяных насосов средней мощностью 3,5 кВт каждый, объем продажи фотоэлектроустановок для их замены может достичь 1 тыс. МВт — в 25 раз больше их нынешнего мирового сбыта.
Энергия солнца используется для теплоснабжения (горячего водоснабжения, отопления), сушки различных продуктов и материалов, в сельском хозяйстве, в технологических процессах в промышленности.
Солнечное теплоснабжение получило развитие во многих зарубежных странах. Большинство установок солнечного теплоснабжения оборудовано солнечным коллектором. Только в США эксплуатируются солнечные коллекторы площадью 10 млн м2, что обеспечивает
годовую
экономию топлива до 1,5 млн т. В нашей
стране аналогичная площадь не превышает
100 тыс. м2.
Ветроэнергия при скоростях более 5 м/с используется для выработки электроэнергии.
В России осваивается производство ветроэнергетических систем, состоящих из 10-15 установок мощностью до 1-2 МВт. Общие запасы ветроэнергии на территории России огромны, но пока из-за низкого КПД (0,25-0,7) и большой металлоемкости (до 500 кг/кВт) ветро-установки неконкурентоспособны с традиционными источниками.
Национальные программы освоения энергии ветра развернуты в Канаде, ФРГ, США, Франции, Швеции и других странах.
Преобразование энергии ветра в электричество составило в 1980-е гг. в мировом масштабе 1660 МВт, причем 85% этой энергии было произведено в штате Калифорния, США. В частности, в районе калифорнийского города Алтамаунт-Пасс на принадлежащем фирме Пэсифик гэз энд электрик комплексе действует 7500 ветроустановок, причем стоимость вырабатываемой ими электроэнергии составляет 7 центов/ кВт ч (на современных ТЭС она равняется 5 центов/кВт ч). При этом в установках Алтамаунт-Пасс применяются достаточно давние конструктивные и технологические решения, за исключением использования композиционных материалов при производстве лопастей ветроагрегатов и микропроцессоров для контроля за работой генераторов. Высокая эффективность установок была достигнута благодаря быстрому внедрению решений, неожиданно возникавших в процессе строительства и эксплуатации и продиктованных практической целесообразностью, что совершенно невозможно применить к крупным ТЭС и АЭС. Что же касается более передовых достижений в ветроэнергетике, то в институте ЕРК1 и ва фирме Уиндпауэр (Ливермор, штат Калифорния) создали прототип ветровой энерготурбины переменной частоты вращения мощностью 300 кВт. Конструкция лопастей и внедрение электронной системы управления обеспечивают вращение ротора с оптимальной частотой в широком диапазоне скоростей ветра. Кроме того, установка отличается пониженным накоплением усталостных напряжений в материалах и невысокой стоимостью эксплуатации. Дальнейшее совершенствование аэродинамических и электронных компонентов ветроэнергоустановок, как полагают в Министерстве энергетики США, позволит в ближайшие 20 лет уменьшить стоимость вырабатываемой ими электроэнергии до 3,5 центов/кВт ч с умеренными ветровыми ресурсами. С экономической точки зрения наиболее выгодно подключать ветроустановки к энергосистемам в периоды пиковых нагрузок (в Алтмаунт-Пасс и Солано, штат Калифорния на их долю приходится 50% энергии пиковых нагрузок). Ветровая энергия является относительно экологически чистой: проблема шума при работе и помехи в телевизионных каналах, создаваемые электростатическими зарядами на стальных лопастях, могут быть легко решены. Сложнее предотвратить гибель птиц на лопастях и устранить восприятие некоторыми людьми ветроустановок как чужеродных элементов пейзажа.
Геотермальные тепловые электростанции (ГеоТЭС) используют в качестве источника энергии естественные парогидротермы, залегающие на глубине до 5 км. Геотермальная энергетика развивается достаточно интенсивно в США, на Филиппинах, в Мексике, Италии, Японии, России. Самая мощная Гео ТЭС (50 мВт) построена в США — ГеоТЭСХебер. В Исландии 80% населения обогревают свои дома геотермальным теплом.
Запасы геотермальной энергии составляют 200 ГВт. Геотермальные ресурсы распределены неравномерно, и основная их часть сосредоточена в районе Тихого океана.
В России геотермальные источники экономически расположены невыгодно. Камчатка, Сахалин и Курильские острова отличаются слабой инфраструктурой, высокой сейсмичностью, малонаселенностью, сложным рельефом местности. Общие запасы этого вида энергии в России оцениваются в 2000 МВт. В настоящее время в России действует Паужетская ГеоТЭС на Камчатке мощностью 11 МВт.
Основное направление развития геотермальной энергетики — отбор теплоты не только термальных вод, но и водовмещающих горных пород путем закачки отработанной воды в пласты, преобразование глубинной теплоты в электрическую энергию. Такое использование глубинной теплоты обеспечит экологическую безопасность технологии ее использования.
Для производства электрической и тепловой энергии в лесоперерабатывающей промышленности широко используется биомасса — энергоносители растительного происхождения, образуемые в процессе фотосинтеза. Содержание серы в биомассе составляет менее 0,1%, зольность — 3—5% (в угле эти показатели равны 2—3 и 10—15% соответственно). Если производство биомассы соизмеримо с ее сжиганием, содержание углекислого газа в атмосфере остается неизменным. Наиболее оптимальный способ использования биомассы — ее газификация с последующим срабатыванием в газовых турбинах. Предварительные расчеты, проведенные в Принстонском университете, показывают, что турбогенераторы, работающие на продуктах газификации биомассы, могут успешно конкурировать с традиционными тепловыми, ядерными и гидравлическими энергоустановками. Наиболее перспективными областями применения таких турбогенераторов уже в ближайшем будущем могут стать отрасли экономики, в которых скапливаются большие объемы биомассы (в частности, сахарные и винокуренные заводы, перерабатывающие сахарный тростник). Так, в Бразилии при использовании биомассы с винокуренных предприятий образуется столь значительный избыток электроэнергии, что ее реализация делает спирт дешевле нефти. Только из сахарного тростника может быть произведено 50% энергии, которая вырабатывается сейчас всеми источниками в 80 развивающихся странах, где выращивают эту культуру.
Синтетическое топливо, по мнению американских ученых, может стать важным источником энергии в XXI в. Специалисты обращают внимание на метанол, отличающийся простотой транспортировки и меньшим, чем бензин, уровнем местного загрязнения окружающей среды (если метанол производится на основе природного газа). Однако в продуктах сгорания метанола, синтезированного из угля, содержится в два раза больше углекислого газа, чем его выделяется при сжигании бензина. Выход может быть найден на пути синтеза метанола при газификации древесной биомассы.
Альтернативой метанолу считается этанол, производимый при ферментации получаемого из биомассы сахара (исходные продукты; сахарный тростник, как в Бразилии, и кукуруза, как в США). Пока технология производства этанола достаточно дорогостояща, но использование энзимов может снизить стоимость ферментации и сделать его конкурентоспособным бензину.
Потенциальное использование биомассы в США может позволить заменить всю нефть, расходуемую сейчас в качестве горючего легковыми автомобилями, а также уголь, сжигаемый для производства электричества. При этом число выбросов углекислого газа сократилось бы наполовину.
Ежегодный объем органических отходов (биомассы) в СНГ составляет 500 млн т. Их переработка потенциально позволяет получить до 150 млн т условного топлива в год: за счет производство биогаза (120 млрд м3) — 100-110 млн т топлива, этанола — 30-40 млн т. Окупаемость современных технологий производства биогаза из отходов по оценкам специалистов составляет от 3 до 5 лет.
За счет использования биогаза к 2000 г. планировалось получить годовую экономию органического топлива 6 млн т, а к 2010 г. — в 3 раза больше. Для этого необходимо создавать высокоэффективные штампы анаэробных микроорганизмов, специальные виды энергетической биомассы, технологии, эффективное оборудование.
Океаны содержат потенциальную энергию в виде тепла, энергии течений, волн и приливов. Технический энергопотенциал приливов оценивается в 780 млн кВт. В Канаде эксплуатируется приливная станция мощностью 20 МВт (Аннаполис). В России имеется небольшая станция в районе Мурманска мощностью 400 кВт, разрабатываются станции для Дальневосточного района мощностью 87 млн кВт.
Потенциальная выработка приливных электростанций в США оценивается в 350 млрд кВт ч, во Франции — в 40 млрд кВт ч в год.
