Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АССП при шизофрении Э.Г. Эйдемиллер С.Э. Медвед...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.23 Mб
Скачать

3. Исследование психотерапевтического процесса

Используются:

  • метод включенного наблюдения во время психотерапии (на­блюдение за эмоционально-поведенческими реакциями членов семьи в процессе психотерапии с выявлением мишеней психоте­рапевтического воздействия);

  • анализ применяемых техник и соотношения аккомодационных и реконструктивных вмешательств (по материалу аудио- и видео­записей);

  • анализ стенограмм сессий, составленных в процессе «живой» су- первизии;

  • оригинальное полуструктурированное интервью, разработанное нами для изучения субъективных впечатлений членов семей и идентифицированных пациентов о значимых моментах в пси­хотерапии и межличностного взаимодействия с психотерапев­том (см. приложение 3).

«Трансгенерация (трансляция)симбиоза»

Психическое заболевание, системная функция симптомов. Патологизирующее семейное наследование

Цель занятия: рассмотрение психического заболевания с си­стемных позиций, изучение патологизирующего семейного наследо­вания в семьях больных шизофренией.

Средства достижения цели: знакомство с результатами исследо­вания семейных историй больных шизофренией и с наиболее харак­терными системными процессами в семьях больных шизофренией.

В семье больного шизофренией, при различном количественном составе совместно проживающих ее членов, в отношениях диады идентифицированный пациент — референтный родственник обна­руживается психологический симбиоз, в котором границы эмоцио­нальной жизни индивидов размыты и чрезмерно проницаемы; они образуют неразделимое «Мы», затрудняющее реализацию индиви­дуальных психологических задач возрастного периода каждого члена семьи. Эти «вертикальные» отношения несовместимы с построением собственной «горизонтальной» жизни участвующих в нем индивидов. Тревога нарастает с актуализацией тенденции развития системы, чаще всего обусловленной психологической потребностью взрослеющего ребенка в сепарации (психологическом отделении взрослого сына или дочери от родителей), при закрытости внешних семейных границ.

Образование подобной зависимости во многом детерминировано воздействием преимущественно вертикальных трансгенерационных стрессоров, действующих по механизму патологизирующего семейного наследования [Эйдемиллер, 1999].

У родителей пациента, вследствие незавершенности процесса их собственной психологической сепарации от их собственных семей происхождения, формируются «вертикальные» коалиции с детьми.

СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

В рамках проведенного нами исследования 61 семьи с боль­ным параноидной шизофренией отмечен ряд особенностей функ­ционирования семейных систем и временных совпадений событий

семейной истории с манифестацией и обострениями психического] заболевания идентифицированного пациента.

Наличие зарегистрированных случаев психического заболевания в истории трех поколений расширенной семьи выявлено в вось­ми семьях (13%). В 14 семьях (22,9%) у членов расширенной семьи пациента регистрировались невротические и связанные со стрессом ] расстройства (F4, МКБ-10).

Выявлялись нарушения диадных супружеских отношений в| 39 случаях (63,6%) в родительской семье пациента до его совершеннолетия, из них ранняя смерть супруга в семьях в девяти случа-: ях (23%), разрыв отношений в 23 случаях (59%), алкоголизм родителей — в девяти случаях (23%).

Аналогичные нарушения в семьях прародителей отмечены в| 47 семьях (77,2%), из которых: ранняя смерть супруга составила ] 28 (46%) случаев, разрыв отношений — 11 (18%), а алкоголизм у) одного из прародителей отмечен в 41 семье, что составило 67% от ] общего количества семей изучаемой выборки.

В 52 случаях (85,2%) пациенты находились в симбиотических | отношениях с одним из родителей (или замещающей фигурой) до манифестации заболевания.

В 49 семьях (80,3%) основным объединяющим семью смыслом была жизнь ради детей. Несоответствие пола ожидаемому во время беременности отмечалось в 16 (26%) случаях. В 38 семьях (62,2%) родители будущих пациентов утверждали приоритет кровнород­ственных отношений по сравнению с супружескими.

Отмечалось также чередование функциональной активности и здоровья - болезни в диаде референтный родственник - иденти­фицированный пациент в 30 (49%) из всех исследованных семей и у 19 (31,1%) идентифицированных пациентов с их сиблингами, что, по нашему мнению, подтверждало системную роль симптома и сим­биотический характер отношений.

Период манифестации заболевания совпал по времени с из­менениями состава родительской семьи (смерти, рождения, браки) в 14 (22,9%), с аналогичными процессами в расширенных семьях — в 36 (59%), а с изменением статуса (выход на пенсию, болезнь, раз­вод) референтного родственника — в 19 (31,1%) случаях, что отра­жает системные влияния на динамику заболевания.

Таким образом, в поколении прародителей преобладали внеш­ние по отношению к семейной системе факторы, прерывающие отно­шения супругов (голод, эпидемии, война, политические репрессии), тогда как в поколении родителей пациента оказались наиболее ча­стыми разрывы диадных супружеских отношений, связанные с не­завершенностью сеПарационного процесса и отсутствием примера супружеских взаимоотношений прародителей.