Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sbornik_Str_6-402.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.02 Mб
Скачать

Литература

  1. URL: http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/ds_en.htm (дата обращения 24.03.2013).

  2. URL: http://www.hse.ru/studyspravka/eds (дата обращения 24.03.2013).

  3. Сухова Е.Е. Структурная трансформация высшего образования в Германии в контексте Болонского процесса // Вопросы образования. 2009. №3. С.107.

© Бушмелева Д. Б., 2013

Короткова М.С.

студент

Научный руководитель: к.ю.н., доцент Низамиева О.Н.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

г. Казань

Некоторые проблемы присоединения рф к конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей

В последние годы анализ судебных дел демонстрирует увеличение количества случаев намеренного сокрытия места нахождения ребенка, а также изъятия его помимо воли второго родителя из сложившейся среды жизнедеятельности. Для разрешения подобных споров, осложненных иностранным элементом, требуется наличие на межгосударственном уровне универсального механизма. Один из таких механизмов закреплен в Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей, к которой РФ присоединилась в 2011 г. Конвенция устанавливает, что перемещение или удержание ребенка рассматриваются как незаконные, если они осуществляются с нарушением прав опеки, которыми были наделены какое либо лицо, учреждение или иная организация, совместно или индивидуально(ст.3).

Отмечая сам факт присоединения РФ к Конвенции, следует обратить внимание на существующее в юридической литературе мнение, которое определяет само решение о присоединении как скоропостижное¹. Действительно, отметив ряд трудностей, с которыми могут столкнуться российские граждане при реализации отдельных положений Конвенции, преимущества присоединения к указанному документу кажутся достаточно сомнительными. Во-первых, следует отметить, что присоединение РФ к Конвенции будет иметь силу между Россией и только теми странами – участницами конвенции, которые заявят о своем признании присоединения РФ К Конвенции. Во-вторых, согласно той же статье 13 Конвенции при рассмотрении вопроса о целесообразности возвращения ребенка должны учитываться сведения о его «социальном положении» в государстве постоянного проживания. Совершенно очевидно, что материально-бытовые условия проживания в России ниже многих развитых стран. Также согласно статье 20 Конвенции «в возвращении ребенка может быть отказано, если это противоречит основополагающим принципам запрашиваемого государства, касающимся защиты прав человека и основных свобод». Как известно, на сегодняшний день Европейский суд по правам человека не раз указывал на факты нарушения прав человека в нашей стране. Однако, несмотря на перечисленные обстоятельства, данный шаг для России имеет положительное значение в связи с тем, что со многими государствами, в которых удерживаются российские дети, у Российской Федерации отсутствуют двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по гражданским делам, и перспектива их заключения маловероятна².

Вместе с тем, следует обратить внимание на тот факт, который указывает на необходимость внесения определенных изменений в национальное законодательство. Так российскому законодательству не известно используемое в Конвенции «право родительской опеки» (включает права, относящиеся к заботе о личности ребенка, в частности право определять место проживания ребенка),нарушение которого является пусковым механизмом, который «запускает» Конвенцию в действие. Напротив, принцип равенства прав и обязанностей, являющийся характерной чертой большинства правовых систем европейских стран, закреплен и в российском законодательстве(п.2 ст.38 КРФ,п.3 ст.1, п.1 ст. 61 СК РФ). Также некоторые исследователи отмечают необходимость внесения изменений и в гражданское процессуальное законодательство (например, изменения, предусматривающие сокращение сроков рассмотрения данной категории дел, использование процедуры медиации). Такая необходимость, в первую очередь, вытекает из установленного Конвенцией шестимесячного срока для принятия Центральным органом соответствующего решения. Поэтому в настоящее время огромное значение имеет работа над проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части реализации норм Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей «от 25 октября 1980 г.). Однако согласно приказу Министерства образования и науки РФ «Об утверждении плана организации законопроектных работ в Министерстве образования и науки РФ на 2012» №23 от 18.01.2012 г. ни разработки концепции, ни целевого финансирования проекта не предусмотрено, хотя внесение законопроекта в Правительство РФ планировалось на декабрь 2012 года³. Но, как известно, на сегодняшний день обозначенный вопрос остается открытым.

Таким образом, ратификация РФ Конвенции является необходимым шагом в развитии международного сотрудничества. Однако без понимания ключевых положений Конвенции невозможна эффективная реализация ее положений. Становится очевидным, что для создания механизма реализации норм Конвенции в РФ требуется не только привести в соответствие национальное законодательство, но и внимательно изучить практику применения в других государствах ее отдельных положений, а также выявить проблемы, возникающие в процессе деятельности зарубежных Центральных органов, судов, правоохранительных органов, их взаимодействия, поскольку само по себе присоединение к Конвенции 1980 г. не обеспечивает возможности реализации принятых Россией международных обязательств в сфере похищения детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]