Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sbornik_Str_6-402.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.02 Mб
Скачать

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2008. С.112.

3. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М.,1993. С. 22-23.

4. Бодров С.Ю. Судебный прецедент в системе источников российского права: вопросы теории и практики: Дисс. …канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 182.

© Козлова А.В., 2013

Кокшарова А.Н.

студент

Научный руководитель: д.ю.н., профессор Реутов В. П.

Пермский государственный национальный исследовательский университет

г. Пермь

Психологические аспекты непосредственной реализации права

В настоящее время в период демократизации общественных отношений актуальным становится вопрос о реализации норм права, потому что преобладающим методом правового регулирования становится дозволение. Постоянно увеличивающееся количество законов и нормативно-правовых актов без практического воплощения их предписаний в поступках людей остается лишь грудой бесполезной бумаги.

Закономерно встает вопрос – какие факторы определяют поведение личности? Почему человек принимает участие в реализации права или наоборот старается обойти стороной этот процесс? Для целей данного исследования будет интересно только правомерное поведение, которое соответствует правовым требованиям.

Для эффективной реализации правовых установлений следует иметь в виду, что они должны обладать рядом свойств. Однако среди свойств норм не упоминается ничего, характеризующего их психологическую силу. Очевидно, что правовые средства выполнят свое регулирующее предназначение, если наряду с другими будут обладать и возможностями психологического воздействия. Можно сказать, что необходима психологичность правовой нормы.

Профессор А. М. Столяренко считает, что проявление психологического свойства правовой нормы неизбежно зависит от ориентированности ее содержания на улучшение жизни людей, его соответствия их социальным ожиданиям. Кроме этого, правовая норма должна быть облечена в соответствующую форму, а именно: быть писаной, понятной, определенной1.

Очень интересно выразился по этому поводу русский юрист Г.Ф. Шершеневич: «Когда возбуждается вопрос, что заставляет людей соблюдать установленные нормы права и что побуждает к нарушению их, когда возникает вопрос, чем поддерживается власть одних людей над другими необходимая для понятия о государстве, то исследователь должен искать ответ психологический, а не юридический2.

В теории права существует понятие «правовая психология» как элемент правосознания, под которым понимается совокупность чувств, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, правоохранительным учреждениям и основам их деятельности.

Чаще всего правовая психология выражена в следующих категориях: стыд, привычка, стереотип, мотив, установка.

Для юриста наиболее интересны два последние категории, так как они в наибольшей степени определяют поведение человека.

Главное различие, в этих двух понятиях, состоит в том, что мотивы человека практически всегда осознанны, и их можно понять, а установки относятся к сфере бессознательного поведения человека, и понять их порой не в состоянии сам человек, не говоря уже об окружающих.

Мотив – это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.

Установка – это заложенная в психике готовность к определенной реакции на определенные объекты и ситуации. Реакция может быть только психологической – интеллектуальной или эмоциональной – или выражаться в действиях.

Обращаясь к непосредственным формам реализации права, следует остановиться на мотивации субъекта права, использующего ту или иную форму.

Использование – наиболее демократическая форма реализации права, поскольку она чаще всего связана с добровольностью, собственным усмотрением, личным желанием субъектов права.

Соблюдение юридических запретов – это выполнение предписаний юридических норм, которые запрещают совершение определенных действий. В некоторых случаях ненарушение закона связано со страхом возможного наказания, в других – с привычкой, в третьих – с сознательным соблюдением закона.

Различны мотивы субъекта права по исполнению своих обязанностей. Одним из них может быть осознание своего общественного долга перед обществом и государством, а другим – страх перед будущими неблагоприятными последствиями, третьим - желание получить определенные выгоды – быть морально или материально поощренным.

Подведем итоги. В результате реализации права, в том числе и непосредственной, человек сознательно выбирает одну из форм, демонстрируя тем самым правомерное поведение.

Высшим уровнем мотивации правомерного поведения считается убежденность личности в социальной ценности совершаемого поступка, полезного для общества, для окружающих, родных и близких. Немаловажно значение личной заинтересованности человека в реализации им правовой нормы, которая может предоставить субъекту определенное благо.

Завершая данное исследование, необходимо обратить внимание на то, что знание мотивов поведения, причин, побуждающих людей к реализации права, можно использовать для совершенствования законодательства и создания эффективных норм права. Законодателю очень важно учитывать психологические аспекты реализации права при создании новых правовых предписаний для того, чтобы они были воплощены в жизнь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]