Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОЕННО-УГОЛОВНОЕ ПРАВО.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.8 Mб
Скачать

§ 2. Характеристика общей части военно-уголовного

законодательства зарубежных стран

Военно-уголовное законодательство зарубежных государств содержит ряд положений, относящихся к общей части уголовного права. Анализ источников военно-уголовного законодательства различных государств показывает, что в одних странах эти положения в законодательных актах специально не выделяются, в других - имеют вид законченной общей части.

В странах, где нормы об уголовной ответственности военнослужащих включены в уголовные кодексы, положения, посвященные общей части, либо вообще отсутствуют (Уголовный кодекс Армении, Уголовный кодекс Узбекистана), либо ограничиваются, как правило, одной статьей (ст. 371 Уголовного кодекса Болгарии, ст. 366 Уголовного кодекса Казахстана, ст. 327 Уголовного кодекса Азербайджана и т.д.). Как правило, такая статья содержит определение воинского преступления либо определяет круг лиц, подлежащих ответственности за воинские преступления. Исключение составляет Уголовный кодекс Польши, где "Воинская часть" содержит несколько статей, составляющих гл. XXXVIII "Общие положения, касающиеся военнослужащих". Последующие шесть глав "Воинской части" Уголовного кодекса Польши посвящены описанию конкретных составов преступлений.

В тех государствах, где действуют самостоятельные источники военно-уголовного законодательства (военно-уголовные законы, кодексы военной юстиции и т.д.), нормы общей части структурно обособлены от норм особенной части. Так, в ФРГ первая часть ВУЗ именуется "Общие положения", а вторая - "Воинские преступления". Книга III КВЮ Франции, в которой содержатся нормы материального уголовного права, состоит из трех разделов: 1) наказания, применяемые судами вооруженных сил (ст. ст. L. 311-1 - L. 311-14); 2) воинские правонарушения (ст. ст. L. 321-1 - L. 324-11); 3) посягательства на основные интересы нации во время войны (ст. ст. L. 331-1 - L. 333-7).

В общей части ВУЗ ФРГ говорится о пределах его действия, понятиях воинского преступления и приказа, соотношениях военно-уголовного и общеуголовного законодательства, порядке назначения военнослужащим наказания и т.д. КВЮ Франции определяет сферу действия уголовно-правовых норм, условия применения наказаний, устанавливает специальные виды наказаний, применяемых к военнослужащим.

В США и Великобритании нормы общей части, регулирующие ответственность военнослужащих, содержатся как в законах, так и в подзаконных актах. В ЕКВЮ США определяются понятия соучастия, укрывательства, покушения, сговора, излагаются условия переквалификации преступлений. В Законе 2006 г. Великобритании регламентируются наказуемость покушения, виды и порядок назначения наказаний. В подзаконных актах Великобритании и США более детально регулируются вопросы наказуемости преступлений, предусмотренных военно-уголовным законом, определяются их признаки.

В большинстве стран, где нормы военно-уголовного законодательства включены непосредственно в уголовные кодексы, формулируется понятие воинского преступления (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Украина) или преступления против военной службы (Азербайджан, Таджикистан). Данные понятия не имеют принципиальных отличий от определения, закрепленного в ст. 331 Уголовного кодекса Российской Федерации. Статья 420 Уголовного кодекса Китая определяет понятие преступления против воинского долга как деяния военнослужащих, связанного с нарушением воинского долга, нанесением ущерба военным интересам государства, подлежащего уголовному наказанию в соответствии с законом.

Общим для военно-уголовного законодательства западных стран является отсутствие в нем понятия воинского преступления. Только в ВУЗ ФРГ имеется такая норма, однако и в ней приведенное определение является формальным. Согласно § 2 ВУЗ ФРГ воинским преступлением признается деяние, предусмотренное Особенной частью этого Закона.

Субъектами преступлений против военной службы в большинстве восточно-европейских стран признаются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Согласно ст. 450 Уголовного кодекса Китая к субъектам преступлений против воинского долга относятся:

а) находящиеся на действительной военной службе в Народно-освободительной армии Китая офицеры, гражданские кадры армии, рядовой состав, курсанты военных учебных заведений;

б) находящиеся на военной службе в вооруженной полиции Китая офицеры, гражданские кадры вооруженной полиции, рядовой состав, курсанты соответствующих учебных заведений;

в) лица, выполняющие военные задачи резервистов.

Военно-уголовное законодательство развитых капиталистических стран распространяется на более широкий круг субъектов. Таковыми признаются не только военнослужащие, но и гражданские лица, обслуживающие вооруженные силы, а нередко и лица, не имеющие прямого отношения к армии, но посягающие на интересы армии или обороны.

ЕКВЮ США, например, действует в отношении следующих лиц:

- всех американских военнослужащих;

- личного состава резерва во время прохождения сборов;

- работников организаций, которые приданы вооруженным силам;

- военнослужащих, уволенных в запас или отставку, если они получают денежное содержание или госпитальное лечение от вооруженных сил;

- военнопленных, а также лиц, находящихся под стражей вооруженных сил или отбывающих наказание по приговору военного суда;

- работающих по вольному найму в воинских частях, действующих за пределами территории США;

- находящихся на территориях американских военных баз, расположенных в иностранных государствах;

- в военное время в отношении всех лиц, обслуживающих или сопровождающих вооруженные силы в полевых условиях (ст. 2).

В 1983 г. ст. 2 ЕКВЮ США была дополнена положением о том, что под юрисдикцию военных судов подпадают также действия лиц, которые добровольно вверили себя (покорились, подчинились) военным властям либо исполняли обязанности по военной службе. По некоторым статьям ЕКВЮ США могут быть привлечены к уголовной ответственности за отдельные преступления (за помощь неприятелю, шпионаж и др.) любые лица, в том числе не имеющие никакого отношения к армии.

В западноевропейских странах круг субъектов военно-уголовного законодательства также достаточно обширный. Так, субъектами ВУК Швейцарии, кроме военнослужащих, являются гражданские лица, в том числе:

- служащие и работники органов военного управления за совершение деяний против интересов государственной обороны;

- лица, подлежащие призыву на военную службу, за уклонение от нее;

- лица, работающие в вооруженных силах, и лица, которые считаются таковыми в силу исполнения заданий особого назначения;

- лица, признанные виновными в государственной измене, в разглашении сведений, затрагивающих интересы государственной обороны, в саботаже, в создании угрозы обороноспособности страны, в нарушении военной тайны, в неподчинении мерам, назначенным военными или гражданскими органами власти в целях подготовки и проведения мобилизации;

- лица, которые признаны виновными в совершении преступлений против прав человека в случае вооруженного конфликта.

Гражданские лица, кроме того, признаются субъектами военно-уголовного права Швейцарии при совершении деяний, направленных против вооруженных сил либо их отдельных представителей, включая:

- создание угрозы военной безопасности;

- незаконное завладение военной властью;

- военную измену;

- измену в виде распространения ложных сведений;

- оскорбление военнослужащего, если оно касается его военного статуса или его служебной деятельности;

- хищение или повреждение имущества военного назначения и т.д.

Действие военно-уголовного законодательства распространяется также на интернированных лиц воюющих государств, которые входят в состав вооруженных сил этих государств, их органов милиции, добровольческих корпусов, включая различные движения сопротивления.

В Швейцарии гражданские лица в военное время подлежат также ответственности по военно-уголовному законодательству за государственную измену, военный шпионаж в пользу иностранного государства, грабеж и вооруженный разбой, за поджог, взрыв, учинение наводнения, обвала, если эти деяния наносят вред имуществу военного назначения. В военное время нормы военно-уголовного права распространяют свое действие на военнопленных, парламентариев вражеского государства и лиц, их сопровождающих, в случае, если они злоупотребили своим статусом.

Представляет интерес возрастная дифференциация ответственности в швейцарском военно-уголовном законодательстве. Следуя предписаниям Уголовного кодекса, ВУК Швейцарии установил, что военно-уголовное законодательство не подлежит применению в отношении детей, не достигших возраста семи лет (ч. 1 ст. 13). В отношении детей в возрасте от 7 до 15 лет, совершивших деяния, наказуемые по военно-уголовному праву, подлежат применению ст. ст. 83 - 88 Уголовного кодекса Швейцарии о приоритете воспитательных мер воздействия (ч. 1 ст. 13). В отношении подростка в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего деяние, наказуемое по ВУК, подлежат применению ст. ст. 90 - 99 Уголовного кодекса Швейцарии об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, а также положения, установленные Федеральным Советом в соответствии со ст. 397b Уголовного кодекса Швейцарии о порядке исполнения мер наказания (ст. 14). В отношении лиц в возрасте от 19 до 25 лет положения ВУК применяются в полном объеме, за исключением ограничений, установленных в ч. 2 ст. 100, ст. ст. 100b и 100t Уголовного кодекса Швейцарии, связанных с исполнением наказания в отношении указанной возрастной категории осужденных (ст. 15).

В зарубежном военно-уголовном законодательстве уделяется внимание институту соучастия, расширяющему сферу действия военно-уголовных законов. Наиболее известной постсоциалистическому праву является норма, в соответствии с которой лица, не являющиеся субъектами военно-уголовного законодательства, несут ответственность за соучастие в совершении преступлений против военной службы (Уголовный кодекс Азербайджана, Уголовный кодекс Болгарии, Уголовный кодекс Украины), в частности, как организаторы, подстрекатели и пособники (Уголовный кодекс Беларуси). Некоторые уголовные кодексы в разделе о преступлениях против военной службы не имеют нормы о соучастии (Армения, Китай, Узбекистан, Эстония).

В развитых капиталистических государствах соучастие в воинском преступлении трактуется довольно широко. ЕКВЮ США признает соучастником любое лицо, которое "оказывает помощь, подстрекает, советует, руководит совершением преступления, обеспечивает его совершение, побуждает совершить действие, влекущее за собой преступление". Аналогично, хотя и с некоторыми уточнениями, соучастие трактуется в Великобритании, Франции и ФРГ. Во французском законодательстве, например, предусмотрено подстрекательство к совершению воинского преступления подарками, обещаниями, угрозами, преступными кознями или ухищрениями и т.д. В ФРГ для признания соучастия в таком преступлении достаточно совершения совместно "большей части уголовно наказуемого деяния". Некоторые виды соучастия предусмотрены непосредственно в статьях Особенной части. В законодательстве ФРГ, в частности, предусмотрен такой состав, как "сговор на неповиновение".

В названных выше странах строгие меры наказания установлены за прикосновенность к отдельным воинским преступлениям. Военно-уголовное законодательство уделяет внимание попустительству, укрывательству, недоносительству. Так, в США смертной казнью или другими тяжкими наказаниями карается лицо, которое "не делает всего, что в его силах, чтобы пресечь мятеж или призыв к бунту, совершаемые в его присутствии" (ст. 94 ЕКВЮ США). За укрывательство несет ответственность лицо, которое, зная, что было совершено деяние, наказуемое согласно ЕКВЮ США, "укроет преступника, создаст ему удобства или поможет с тем, чтобы воспрепятствовать или помещать его задержанию, осуждению или наказанию" (ст. 78).

Несмотря на то что военно-уголовные законы ведущих иностранных государств имеют значительный объем, в них не раскрывается понятие вины как субъективного основания уголовной ответственности. В ЕКВЮ США нет ни одной статьи, которая бы содержала характеристику субъективных признаков преступления. Нет таких статей и в военно-уголовных законах Великобритании, Франции и ФРГ. И это не случайно. Оставляя этот вопрос на рассмотрение суда, законы названных стран дают возможность военным судам проводить гибкую карательную политику с учетом мнения командования.

Законодательство стран, объявивших уголовный кодекс единственным источником уголовного права и включивших непосредственно в уголовные кодексы нормы военно-уголовного права, дает возможность правоохранительным органам при решении вопросов уголовной ответственности военнослужащих пользоваться нормами общей части уголовного кодекса о виновности без каких-либо изъятий.

Предусмотренные военно-уголовным законодательством зарубежных стран меры уголовного наказания, применяемые к военнослужащим, подразделяются на наказания общие и специальные. Общими признаются те из них, которые могут быть назначены любому лицу, включая военнослужащих. Под специальными наказаниями понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим.

В странах Содружества Независимых Государств к специальным воинским наказаниям относятся: содержание в дисциплинарной воинской части и ограничение по военной службе (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан и др.). К специальным дополнительным видам наказания в большинстве стран Содружества Независимых Государств относится лишение воинского звания.

Уголовный кодекс Китая не выделяет специальных видов наказания, применяемых к военнослужащим. За совершение преступлений против воинского долга предусмотрены общие виды наказаний, зафиксированные в Общей части Уголовного кодекса Китая в виде ареста, срочного и пожизненного лишения свободы, смертной казни.

Институт наказания в военно-уголовном законодательстве ведущих западных стран характеризуется широким допуском возможности судейского усмотрения. В большинстве статей особенной части Закона 2006 г. Великобритании указывается максимальная мера наказания, которая может быть назначена судом, а в некоторых статьях указывается лишь вид наказания. ЕКВЮ США в статьях, предусматривающих конкретные составы, содержит в основном абсолютно неопределенные санкции - назначение наказания "по усмотрению военного суда". За наиболее тяжкие преступления (мятеж, бунт, насильственные действия против охраны, убийство и др.) применяется смертная казнь или иное строгое наказание по "усмотрению военного суда", а за военный шпионаж установлено только одно наказание - смертная казнь. Дела о преступлениях, наказуемых "по усмотрению военного суда", практически разрешаются на основании подзаконного акта - Руководства для военных судов США, которое дифференцирует меры ответственности и наказания за каждое воинское преступление.

В США к военнослужащим могут применяться следующие наказания: смертная казнь, лишение свободы пожизненно или на определенный срок (до двадцати лет), штраф, удержание или задержка выплаты жалованья, ограничение в правах, снижение в классности, каторжные работы без лишения свободы, увольнение из армии и др.

В Великобритании, кроме того, лишение воинского звания, увольнение со службы, увольнение со службы с позором, временное снижение или лишение воинского звания.

ВУЗ ФРГ предусматривает судебный арест (до шести месяцев); лишение свободы в тюрьме (до пяти лет); заключение в каторжную тюрьму (до десяти лет). С 1974 г. к военнослужащим бундесвера применяется денежный штраф <335>.

--------------------------------

<335> Более подробно см.: Галинский В.А., Шулепова Л.Ф. Применение штрафа к военнослужащим бундесвера и тенденции развития института штрафа в немецком уголовном праве // Военно-уголовное право. 2007. N 4. С. 111 - 114 (вкладка в журнал "Право в Вооруженных Силах". 2007. N 8).

Судебные органы Франции должны назначать военнослужащим те же виды наказаний и руководствоваться теми же принципами и нормами уголовного права, что и суды общей юрисдикции <336>. Однако к субъектам военно-уголовного законодательства могут быть применены и такие специальные воинские уголовно-правовые меры, как увольнение из вооруженных сил и лишение воинского звания. Первая из названных мер применяется к офицерам, а также к кадровым сержантам. Увольнение из армии одновременно влечет за собой лишение звания и утрату права носить знаки отличия и военную форму, а также имеет последствия, предусмотренные пенсионным законодательством. Во время войны данная мера может быть назначена в качестве дополнительного наказания. Увольнение при наличии смягчающих обстоятельств может быть заменено лишением звания. Лишение звания не влияет на пенсионные права и на выплаты за выслугу лет; эта мера может применяться и к сержантам-контрактникам.

--------------------------------

<336> Исключением является запрет на применение к осужденным военнослужащим и лицам, приравненным к ним, режима "полусвободы", предусмотренного ст. 132-25 Уголовного кодекса Франции.

Обвинительный приговор, вынесенный любым судом в отношении офицера, кадрового сержанта или сержанта-контрактника за преступление, даже если в нем не назначено ограничение гражданских прав или увольнение, влечет за собой лишение воинского звания. В соответствии с Уголовным кодексом Франции обвинительный приговор, назначающий в качестве наказания тюремное заключение на три месяца и более, с отсрочкой исполнения или без (условно или нет), влечет лишение звания, если он вынесен за следующие правонарушения:

1) кражу, вымогательство, мошенничество, злоупотребление доверием, сокрытие похищенного имущества (кн. III);

2) воспрепятствование нормальному функционированию военной техники (ст. 413-3); коррупцию (ст. ст. 432-11, 433-1, 433-2);

3) банкротство и деяния, приравненные к нему (ст. L. 311-7).

Увольнение и лишение звания, предусмотренные в обязательном порядке, военнопленным и иностранным военнослужащим заменяются тюремным заключением на срок до пяти лет.

Если за совершенное уголовно наказуемое деяние предусмотрен денежный штраф, военнослужащему, не имеющему офицерского звания, суд может в мирное время вместо штрафа назначить тюремное заключение сроком до шести месяцев. Однако у осужденного сохраняется возможность заплатить штраф вместо тюрьмы. В военное время замена штрафа тюремным заключением не допускается.

В КВЮ Франции определено, что назначение наказаний за нарушения дисциплинарных норм, в том числе сопряженных с арестом на срок не свыше шестидесяти дней, находится в ведении военного командования. Действующий перечень дисциплинарных взысканий установлен Законом "О статусе военнослужащих" от 24 марта 2005 г. N 2005-270.

Военно-уголовное законодательство ряда государств, прежде всего США и Великобритании, допускает возможность применения наказания и за деяния, непосредственно не предусмотренные в законе, что характерно для института аналогии. ЕКВЮ США (ст. 134) предоставляет суду право рассматривать дела о "любом учинении беспорядка или нарушении дисциплины в вооруженных силах"; "любом поведении, способном дискредитировать вооруженные силы", даже если оно "специально и не предусмотрено в настоящем Кодексе". В Наставлении для военных судов США применительно к ст. 134 ЕКВЮ США дан лишь примерный перечень возможных правонарушений и указаны наказания, которые могут применяться к лицам, их совершившим. Следовательно, военному суду может быть предан практически любой военнослужащий, совершивший деяние, хотя и не предусмотренное в законе, но, по мнению командования, "дискредитирующее вооруженные силы".