Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОЕННО-УГОЛОВНОЕ ПРАВО.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.8 Mб
Скачать

§ 4. Нарушение правил полетов или подготовки к ним

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ, является порядок производства полетов военных летательных аппаратов, подготовки к полетам (аэродрома, экипажа, летательного аппарата, службы безопасности обеспечения полетов) и боеспособность летательных военных аппаратов. Порядок полетов военных летательных аппаратов определен Воздушным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой Российской Федерации 19 февраля 1997 г.; Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1084; Положением о межведомственной Комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 1994 г. N 1148; Положением об организации и выполнении международных полетов (перелетов), утвержденным главнокомандующим Военно-Воздушными Силами Российской Федерации в 1996 г.; руководствами полетами и эксплуатацией конкретных типов самолетов и вертолетов и инструкциями экипажам конкретных типов самолетов и вертолетов и др.

Кроме того, правила полетов, подготовки к ним и иные правила эксплуатации военных летательных аппаратов регулируются введенными в действие приказами главнокомандующего Военно-Воздушными Силами Российской Федерации по предотвращению летных происшествий, по международному обеспечению полетов, по парашютно-спасательной и десантной подготовке авиации Военно-Воздушных Сил Российской Федерации, по эксплуатации аэродромов, по радиоэлектронному обеспечению полетов авиации и др.

Объективная сторона рассматриваемого преступления включает в себя нарушение правил полетов, подготовки к полетам и иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов (эти правила установлены, как уже отмечалось, общероссийскими и международными нормативными актами Правительства Российской Федерации и органов военного управления авиацией); последствия нарушения правил полета, подготовки к полету или иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов и причинную связь между совершенным нарушением правил и наступившим вредным последствием.

Под нарушением правил понимаются совершение действия или бездействие, противоречащие правилам полета, подготовки к полету или иным правилам эксплуатации военных летательных аппаратов.

Полет начинается с движения по взлетной полосе под воздействием силовой установки летательного аппарата и заканчивается выключением силовой установки после посадки аппарата на аэродроме или вне его.

Под подготовкой летательного аппарата к полету понимается совокупность мер, выполняемых техническим и летным составом экипажа и всеми службами аэропорта в целях обеспечения безаварийного полета летательного аппарата на весь период выполнения задания (полета): проверка технической исправности летательного аппарата, выполнение должностными лицами руководящего состава требований положения о функциональных обязанностях должностных лиц руководящего состава объединений, соединений и частей авиации по организации и проведению полетов, о выполнении обязанностей должностными лицами службы безопасности полетов авиации; подготовка средств управления полетами; получение аэронавигационной информации; оценка метеорологической обстановки и доведение ее до командира летательного аппарата в установленном порядке; выполнение требований Руководства по медицинскому обеспечению полетов и другие меры.

Под иными правилами эксплуатации следует понимать заправку самолета топливом, обеспечение боеприпасами, средствами тушения пожара в случаях возникновения его на борту самолета, укомплектование летательного аппарата штатными принадлежностями и другие меры, выполнение которых предписано соответствующими нормативными актами о подготовке летательного аппарата к полету.

Невыполнение военнослужащим, на которого возложена соответствующая обязанность по обеспечению безаварийного полета летательного аппарата, указанных выше правил образует бездействие как объективный признак состава рассматриваемого преступления.

Совершение активного действия, противоречащего правилам полета, подготовки к полету летательного аппарата или иным правилам его эксплуатации, составляет общественно опасное действие как объективный признак состава рассматриваемого преступления.

Под летательными аппаратами имеются в виду технические устройства, состоящие на вооружении (снабжении) Вооруженных Сил Российской Федерации, специально сконструированные для полета в атмосфере и космосе под воздействием входящей в устройство силовой установки: это все типы пилотируемых и беспилотных средств (самолеты, вертолеты, дирижабли, космические корабли и т.п.), летательные аппараты, поддающиеся управлению во время полета.

Выполнение военнослужащими обязанностей по обеспечению полета, подготовки к полету или иных правил эксплуатации, обеспечивающих безопасность полета летательного аппарата, в большей части фиксируется в соответствующих документах. О полной готовности аппарата к выполнению полета докладывается руководителю полета.

Нарушение указанных правил полета, подготовки к полету и иных правил эксплуатации может выражаться, например, в допуске к полету в сложных метеорологических условиях неподготовленного экипажа, в неверной информации о метеорологической обстановке в районе предстоящего полета, в нарушении командиром корабля высоты полета (коридора), в ошибке штурмана в определении места нахождения самолета, в заправке летательного аппарата некачественным топливом и т.д.

Последствие как признак объективной стороны рассматриваемого преступления - смерть человека или иные тяжкие последствия. Иные тяжкие последствия носят оценочный характер. Если в результате нарушения правил полета, подготовки к полету либо иных правил эксплуатации военного летательного аппарата наступили последствия в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью даже нескольким лицам, они не могут признаваться тяжкими последствиями, предусмотренными ст. 351 УК РФ, и должны квалифицироваться как преступление против здоровья личности по ч. 2 ст. 118 УК РФ.

Иные тяжкие последствия могут выразиться, например, в гибели летательного аппарата, в причинении крупного материального вреда наземным объектам и сооружениям, принадлежащим как военному ведомству, так и иным юридическим и физическим лицам, в срыве выполнения боевого задания, нанесшем ущерб военной безопасности страны либо повлекшем возникновение международного дипломатического или военного конфликта. При оценке того, можно ли наступивший вред отнести к категории "иные тяжкие последствия", следует учитывать степень отрицательного влияния вреда на боеспособность и боеготовность части, продолжительность времени, требуемого на устранение последствий, причиненных нарушением соответствующих правил, а также понесенные затраты на восстановление боеспособности части или летательного аппарата.

Причинная связь между допущенным нарушением правил полета или подготовки к нему или иных правил эксплуатации военного летательного аппарата и фактическим наступлением последствий, указанных в ст. 351 УК РФ, является обязательным признаком исследуемого преступления. Как правило, это самый сложный вопрос при установлении истины. Наличие причинной связи в указанных случаях является единственным объективным основанием ответственности за наступившее вредное последствие.

Учитывая сложность и важность установления в ходе расследования причин аварий, катастроф, расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации, Правительство Российской Федерации предусмотрело создание объективной независимой комиссии для расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов и Постановлением от 2 декабря 1999 г. N 1329 утвердило Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами Российской Федерации. Организация такой комиссии возлагается на службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Получение акта комиссии по расследованию авиационных происшествий и заключения о причинах происшествия не освобождает правоприменительные органы от установления наличия причинной связи между допущенным нарушением правил полета, подготовки к нему и иных правил эксплуатации летательного аппарата с наступившими последствиями в порядке, установленном УПК РФ. Заключение экспертов может полностью совпадать с выводами комиссии, не совпадать частично или полностью. В последнем случае суд обязан установить причины допущения ошибок комиссией по расследованию авиапроисшествия.

Субъектом нарушения правил полетов может быть военнослужащий, непосредственно осуществляющий управление начавшим движение аппаратом или его полетом в воздушном пространстве в порядке исполнения обязанностей по военной службе. К таким военнослужащим относятся: командир корабля, член летного экипажа, руководитель полета, дежурный по аэродрому.

В случае поднятия в воздух военного летательного аппарата военнослужащим, в обязанности по военной службе которого это действие не входило, военнослужащий подлежит уголовной ответственности за угон или захват летательного аппарата по соответствующей части ст. 211 УК РФ как посягательство на общественную безопасность.

Субъектом нарушения правил подготовки к полету может быть военнослужащий, нарушивший правила подготовки летательного аппарата к полету. К категории таких военнослужащих относятся члены технического экипажа самолета.

Субъектом нарушения иных правил эксплуатации может быть военнослужащий, в обязанности которого входит заправка самолета топливом, обеспечение командира экипажа сводкой о метеорологической обстановке, осуществление радиотехнического обеспечения полета самолета и который нарушил порядок допуска члена экипажа к полету, правила подготовки экипажа к полету и выполнения иных функций по обеспечению безаварийного полета летательного военного аппарата. Является ли военнослужащий субъектом нарушения иных правил эксплуатации военного летательного аппарата, зависит от наличия двух условий: а) обязан ли военнослужащий выполнять по военной службе то действие или воздержаться от действия, правила которого он нарушил; б) входит ли то действие или бездействие, правила выполнения которого военнослужащий нарушил, в систему мер, призванных обеспечить безопасность полета военного летательного аппарата. Отсутствие хотя бы одного условия свидетельствует о том, что военнослужащий не может быть субъектом нарушения иных правил эксплуатации. В его действиях может иметь место состав иного преступления или воинского дисциплинарного проступка.

Воинские должностные лица, выполняющие обязанности по подготовке к полету военных летательных аппаратов, могут по занимаемой должности выполнять иные функции, связанные с эксплуатацией военных летательных аппаратов, не направленные на обеспечение безопасности полетов летательных аппаратов (например, направление летательного аппарата на капитальный ремонт, отстранение от исполнения обязанностей техника самолета и замену его другим специалистом такого же уровня подготовки и т.п.). Все эти действия могут быть совершены с нарушением установленных правил и повлечь последствия, указанные в ст. 351 УК РФ. Лицо, чьими действиями причинен названный вред, не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ, поскольку данная статья является специальной нормой по отношению к нормам о преступлениях против интересов государственной службы, относящимся к категории общих норм права. Поэтому при отсутствии реальной совокупности преступлений воинское должностное лицо за злоупотребления должностными полномочиями, превышение должностных полномочий и халатность в сфере управления военными летательными аппаратами, не связанные с подготовкой к полету и с обеспечением безопасности полетов, несет ответственность только по общей статье УК РФ (ст. ст. 285, 286 или 293). Если нарушения не выходят за пределы обеспечения безопасности полетов, т.е. когда злоупотребление полномочиями, превышение полномочий или халатность были допущены в сфере обеспечения безопасности полетов и не выходили за эти пределы, то ответственность наступает только по специальной норме (ст. 351 УК РФ). Совокупность преступлений в действиях виновного имеется только тогда, когда содеянное складывается из двух самостоятельных преступлений, одно из которых направлено против государственной службы (ст. ст. 285, 286, 293 УК РФ), а другое - против безопасности полетов, подготовки к полетам, иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов (ст. 351 УК РФ).

Субъективная сторона нарушения правил полетов, подготовки к полетам и иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов может выражаться только в неосторожной форме вины в виде легкомыслия или небрежности. Хотя УК РФ не дифференцирует по характеру общественной опасности деяния, совершенные по легкомыслию и небрежности (санкция единая), но совершение этого деяния по небрежности имеет менее высокую степень общественной опасности, чем совершение того же деяния по легкомыслию.

При легкомыслии лицо осознает, что нарушает правила полета, подготовки к полету или иные правила эксплуатации, считая нарушения несущественными и легко поправимыми, а потому полагает, что созданную им возможность наступления последствий оно предупредит предпринимаемыми мерами, которые на самом деле являются легкомысленными и объективно не способными предотвратить наступление вреда, предусмотренного ст. 351 УК РФ.

При небрежности лицо из-за непроявления необходимой внимательности и предусмотрительности не предвидело наступления общественно опасных последствий, которые оно должно было предвидеть и могло предотвратить.

Управление современным летательным аппаратом является весьма сложным процессом, требующим наличия хороших психофизических данных, позволяющих в любых условиях предотвратить возможность наступления указанных в ст. 351 УК РФ последствий. Однако управление полетом летательного военного аппарата нередко затрудняется неожиданной быстротой изменения обстановки, влияющей на безопасность полета. В этих условиях не исключено, что пилот хотя и предвидит возможность наступления указанных в ст. 351 УК РФ последствий, но не может предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизических качеств требованиям экстремальных условий и нервно-психическим перегрузкам. В соответствии с ч. 2 ст. 28 УК РФ такое деяние признается совершенным невиновно. Если при этом пилоту удалось спастись (в подобных случаях часто пилоты погибают), основания для привлечения его к уголовной ответственности за непринятие мер к предотвращению наступившего вреда отсутствуют.