Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОЕННО-УГОЛОВНОЕ ПРАВО.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.8 Mб
Скачать

Глава 14. Преступления против порядка использования военно-технических средств

§ 1. Понятие, система и общая характеристика преступлений

против порядка использования военно-технических средств

Опасность для боеспособности войск и сил флота представляют посягательства не только на сохранность оружия, боеприпасов и иных предметов военной техники, но и в не меньшей степени на безопасность пользования этими предметами для окружающих, экологической среды. Военное оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы, взрывчатые и иные вещества и предметы военного предназначения обладают высокими поражающими свойствами. Реализация этих свойств оружия и других средств допустима лишь для отражения вооруженной агрессии против нашей страны, т.е. при исключительных обстоятельствах. Эта функция оружия и других средств ведения войн без ущерба для окружающих может быть реализована при условии строгого соблюдения правил их применения. Оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы, взрывчатые и иные вещества и предметы, специально предназначенные для уничтожения живой силы противника и решения других задач в ходе боевых действий, относятся к источникам повышенной опасности. Поэтому нарушение правил обращения с ними не в процессе их использования по прямому предназначению также представляет повышенную опасность для окружающих, поскольку может повлечь гибель людей, причинение вреда их здоровью, уничтожение военной техники и другие тяжкие последствия. Это обстоятельство требует установления строгого контроля за четким соблюдением правил обращения с названными предметами и наказания лиц, допускающих эти нарушения при обращении с ними в процессе перевозки, ношения, хранения, обслуживания.

Нарушение правил обращения с оружием и другими предметами и средствами ведения войны может привести к тому, что поражающие свойства оружия, боеприпасов, радиоактивных материалов, взрывчатых и иных веществ помимо воли лиц, допустивших нарушение правил, могут быть "высвобождены" и повлечь гибель и увечье людей, уничтожение военной техники, разрушение военных и гражданских объектов, заражение местности, отравление фауны и флоры и т.д. Предотвратить беспечность военнослужащих в процессе обращении с этими источниками повышенной опасности, пресечь малейшее отступление от требований правил хранения и пользования ими призваны не только хорошая организация исполнения обязанностей каждым военнослужащим, но и установление уголовной ответственности военнослужащих за нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Впервые такая норма в УК РСФСР была введена 30 января 1984 г. (ст. 251.1). Диспозиция указанной нормы с небольшими изменениями воспроизведена в ст. 349 УК РФ 1996 г.

Одним из едва ли не самых важных слагаемых боеспособности вооруженных сил любого государства является мобильность войск на земле, в воздухе, на море. В бою побеждает тот, кто опережает противника в развертывании сил и средств и в более быстром маневрировании на поле боя. Все страны мира обеспечивают свои вооруженные силы лучшими образцами военной техники, отвечающей потребности ведения боевых действий в любых условиях современной войны. В Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации и других войсковых формированиях имеется разнообразная военная техника, квалифицируемая УК РФ как боевые, специальные и транспортные машины. Не меньшее значение для обеспечения боеспособности военно-воздушных и военно-морских сил нашей страны имеет техническая оснащенность их современными летательными аппаратами, военными кораблями и средствами их обеспечения. На протяжении длительного периода времени ведется негласное соперничество между передовыми мировыми державами за обеспечение военного превосходства в воздушном пространстве и в космосе, надводного и подводного флота, в области ядерных вооружений, средств ведения противоракетной обороны. Решающая роль в обеспечении военно-стратегического превосходства отводится совершенствованию всех видов военной техники и способов ее эффективного использования для достижения победы в современной войне. Разумеется, параллельно совершенствуются и правила использования военной техники, в том числе ее эксплуатации и вождения, правила полетов летательных аппаратов и вождения военно-морских судов, а также способы обеспечения безопасности использования средств ведения войны в мирное время для окружающих. Эти проблемы являются актуальными для Вооруженных Сил Российской Федерации. Для того чтобы военная техника приобрела грозную силу на поле боя, необходимы, по меньшей мере, два условия. Первым из них является разработка правил, тактики использования в военном деле соответствующих видов техники, вторым - строгое и точное соблюдение этих правил лицами, на которых возлагается воинскими уставами, специальными правилами и инструкциями вождение, эксплуатация и боевое использование военной техники. Нарушение этих условий может не только снизить эффективность использования военной техники, но и причинить существенный ущерб боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации, повлечь гибель и увечье граждан, нанести материальный и иной ущерб государству и отдельным гражданам. Поэтому нарушения правил использования военной техники признаются преступлением против военной службы. УК РФ 1996 г. устанавливает уголовную ответственность за нарушения правил эксплуатации и вождения машин (ст. 350), нарушения правил полетов и подготовки к ним (ст. 351) и нарушения правил кораблевождения (ст. 352 УК РФ).

Впервые уголовная ответственность за названные преступления в Вооруженных Силах СССР была введена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 г. <236>. Без каких-либо изменений эти нормы права были воспроизведены в ст. ст. 16 - 18 Закона СССР "Об уголовной ответственности за воинские преступления" от 25 декабря 1958 г. <237>, а в 1960 г. - в УК РСФСР (ст. ст. 252 - 254). В данном Кодексе содержание вредных последствий как признак объективной стороны во всех составах характеризовалось оценочными признаками: "несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия" (ст. 252), "повлекшие катастрофу или другие тяжкие последствия" (ст. 253), "гибель либо серьезные повреждения корабля, человеческие жертвы или другие тяжкие последствия" (ст. 254). Это давало основание относить к числу иных тяжких последствий причинение вреда боеготовности в виде невыполнения боевой задачи или срыва выполнения задания, уничтожения весьма дорогостоящей техники и т.п. В законе последствия и санкции не дифференцировались, что также давало суду возможность в большей степени учитывать влияние совершенного преступления на боеспособность.

--------------------------------

<236> ВВС СССР. 1957. N 5. Ст. 100.

<237> ВВС СССР. 1959. N 1. Ст. 10.

УК РФ 1996 г. пошел по пути дифференциации вредных последствий и санкций за их причинение. Причем последствия в ст. 350 данного Кодекса ограничены лишь причинением вреда здоровью или смерти и не включают иные тяжкие последствия. Вряд ли конструкция ст. 350 УК РФ в большей степени, чем прежнее законодательство, отвечает потребностям надежной охраны установленного порядка эксплуатации и вождения боевых, специальных и транспортных машин. Новая конструкция составов преступлений, предусмотренных в ст. 350 УК РФ, не позволяет учитывать характер вреда, причиненного соответствующему порядку использования военной техники и боеспособности частей и подразделений. Между тем совершенно очевидно, что при причинении равного по характеру вреда потерпевшим ущерб боеготовности может быть не одинаковый, во всяком случае не адекватен вреду, причиненному потерпевшим. Исключение иных тяжких последствий из состава нарушений правил эксплуатации и вождения боевых, специальных, транспортных машин трудно объяснить. Статья 264 УК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств, первоначально предусматривала в качестве последствия этого преступления причинение крупного ущерба. Материальный вред, причиненный преступлением, предусмотренным ст. 264 УК РФ, может быть возмещен потерпевшему в порядке гражданского судопроизводства. Но Федеральным законом от 25 июня 1998 г. этот признак из ст. 264 УК РФ исключен. В этом смысле можно согласиться с внесенным изменением. Однако при совершении воинского преступления причиняется наиболее опасный вред боевой готовности, который после исключения из состава преступления "иных тяжких последствий" уголовным законодательством игнорируется.

В гл. 27 УК РФ 1996 г. также предусмотрена ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263 - 271 УК РФ), среди которых есть преступления, сходные с теми, за которые установлена уголовная ответственность ст. ст. 350 - 352 УК РФ. Однако это сходство носит лишь внешний характер. Деяния, предусмотренные ст. ст. 350 - 352 УК РФ, посягают на воинский правопорядок, обеспечивающий правильное вождение и эксплуатацию военной техники в процессе ее использования по боевому предназначению. В мирное время военнослужащие, которым вменено в обязанность водить и эксплуатировать военную наземную технику, выполнять полеты на военных летательных аппаратах и осуществлять подготовку к ним, осуществлять вождение и эксплуатацию военных кораблей, должны исполнять так эти обязанности, чтобы получить навыки, необходимые для выполнения возложенных на них обязанностей в бою. Нарушения правил вождения и эксплуатации военной техники от нарушений, допускаемых при вождении аналогичных гражданских машин, отличаются по характеру общественной опасности, а нормы права, предусматривающие ответственность за посягательство на порядок несения военной службы, выполняют функцию обеспечения не только безопасности эксплуатации военной техники, но и их боеспособности, составляющей сущность воинской службы. Поэтому главным отличием этих преступлений является родовой объект посягательства - установленный порядок несения военной службы, обеспечивающий постоянную боеготовность средств ведения боя и их безопасное использование. Еще одно отличие состоит в субъекте этих преступлений. На военнослужащем лежит не менее ответственная задача, чем обеспечение безопасности движения и эксплуатации, - поддержание в постоянной боевой готовности машины к применению ее по боевому предназначению. А это требует большой осмотрительности, более ответственного отношения к исполнению обязанностей военной службы в процессе эксплуатации или вождения боевой машины. Большая ответственность должна возлагаться на военнослужащего и за причинение в результате нарушений правил вождения и эксплуатации боевой техники вреда охраняемым законом интересам. Между тем это обстоятельство не нашло отражения в ст. 350 УК РФ, в которой иные последствия нарушения правил не образуют квалифицирующего признака этого состава преступления, а санкции за эти нарушения в ст. 264 и в ст. 350 УК РФ практически совпадают. Такая законодательная оценка нарушения правил вождения и эксплуатации техники (как военной, так и гражданской) делает ст. 350 УК РФ ненужной или неспособной охранять порядок вождения и эксплуатации техники, защищать его более надежно; поскольку этот порядок призван обеспечить не только безопасность вождения и эксплуатации машин, но и их постоянную боевую готовность, воспитывать более ответственное отношение военнослужащего к выполнению важной обязанности по военной службе. Вряд ли можно устранить недостаток этой нормы права ужесточением наказания за нарушение правил вождения и эксплуатации боевых машин на поле боя, при выполнении боевого задания в законодательстве военного времени, если таковое будет принято. Военно-уголовная норма права необходима, прежде всего, для воспитания должного отношения к военной службе при подготовке к войне, так как решать эту задачу во время войны будет поздно, а иногда и невозможно. Недостатки в подготовке к войне в мирное время оборачиваются поражением на войне либо гибелью военнослужащего, не научившегося должному поведению, которое помогает победить в бою.