Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
этик_хрестоматия.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
420.14 Кб
Скачать

Этические мысли досократиков

Печатается по: Антология мировой философии.

В 4 т. Т. 1. – М. : Политиздат, 1969.

Ксенофан

Атеней [Х 413]…Наша мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей. Но это совершенно бессмысленный и несправедливый обычай – отдавать предпочтение телесной силе перед полезной мудростью [с. 171].

Гераклит

Альберт Великий [В 4]. Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, счастливыми назвали бы мы быков, когда они находят горох для еды.

Диоген [В 40]. Многознание уму не научает.

Диоген [В 45]. По какой бы дороге ты не пошел, пределов души не найдешь: столь глубок ее логос.

Диоген [В 46]. Самомнение – падучая болезнь.

Ипполит [В 53]. Война – отец всего, царь всего; одних она выявила богами, других – людьми, одних она сделала рабами, других – свободными.

Плутарх [В 85]. Трудно бороться со страстью: ведь всякое желание сердца исполняется ценою души.

Порфирий [В 102]. Для бога все прекрасно, хорошо и справедливо, а люди одно считают несправедливым, а другое справедливым.

Секст [В 107]. Глаза и уши – плохие свидетели для людей, имеющих варварские души.

Стобей [В 110]. Людям не стало бы лучше, если бы исполнилось все, чего они желают.

Стобей [В 112]. Разумение – величайшая добродетель, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и поступать разумно, воспринимая вещи согласно их природе.

Стобей [В 119]. Нрав человека – его демон [с. 298].

Эмпедокл

103. Воля судьбы такова, что присуща всем тварям разумность.

105. В бурных волнах обегающей крови питается сердце. В нем же находится то, что зовем мы так часто мышлением [с. 307].

Протагор

Секст [В 1]. Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют [с. 342].

Антисфен

Печатается по: Антология кинизма. –

М. : Политиздат, 1984.

На вопрос, о чем человек должен мечтать, он [Антисфен] ответил: «О том, чтобы умереть счастливым».

«Как ржавчина съедает железо, так завистников – их собственный нрав». «Тот, кто хочет быть бессмертным, – должен вести благочестивую и праведную жизнь». Он говорил: «Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших». Когда его однажды хвалили дурные люди, он заметил: «Боюсь, не сделал ли я чего-нибудь дурного».

Спрошенный, какая из наук самая важная, он ответил: «Та, которая учит отлучать от зла». На вопрос, как стать совершенным, он ответил: «Научившись у людей знающих избегать пороков, сидящих в тебе».

Он [Антисфен] доказывал, что добродетели можно научиться; что благородство и добродетельность – одно и то же. Для счастья достаточно оной добродетели, а она нуждается лишь в Сократовской силе. Добродетель же состоит в делах и не нуждается ни в многословии, ни в науках. Мудрец сам себе довлеет, ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему. Безвестность, как и труд, – благо. Мудрец живет не по законам государства, а по законам добродетели. Жениться следует для воспроизводства рода, сходясь для этого с самыми прекрасными женщинами. И любви не должен чуждаться мудрец, ибо только он знает, кто достоин ее.

Добродетельный человек достоин любви. Все достойные люди – друзья. Своими союзниками следует делать людей мужественных и справедливых. Добродетель – оружие, которое нельзя отнять. …Добро прекрасно, зло безобразно [с. 54–57].