- •Фамилия, имя, отчество Возраст 33 года.
- •Общий осмотр
- •Исследование органов дыхания
- •Исследование органов сердечно-сосудистой системы
- •Органы пищеварения
- •Исследование органов системы мочевыделения
- •Эндокринная система
- •Неврологический статус
- •Диагноз
- •Лечение рассеянного склероза
- •Лечение обострений при ремиттирующей форме рассеянного склероза
- •Иммуномодулирующая терапия, предупреждающая развитие обострений патологического процесса при рассеянном склерозе
- •Интерфероны
- •Антиген-специфическая терапия рассеянного склероза
- •Лечение прогрессирующих (вторично- и первично-) форм рассеянного склероза
- •Симптоматическое лечение
- •Перспективы лечения рассеянного склероза
Перспективы лечения рассеянного склероза
В связи с активных поиском других подходов к лечению PC существует ряд лекарственных средств, которые находятся либо на стадии клинических испытаний, либо на стадии синтеза и разработки, и не достигли еще клинического применения.
Подробней остановимся на них.
Терапия интерферонами является частью стратегии, связанной с попыткой воздействовать на патологический процесс при PC с помощью цитокинов, обладающих противовоспалительными свойствами, или антицитокинов, способных заблокировать действие провоспалительных цитокинов. Интерфероны-альфа и ИФН-бета в данном случае, относясь к противовоспалительным цитокинам, оказались эффективны при PC.
Из других противовоспалительных цитокинов пытаются использовать интерлейкин-10, трансформирующий фактор роста-бета.
Из антицитокинов ведутся исследования по применению антагонистов фактора некроза опухоли-ос (ФНО-?). ФНО- ? – это группа лигандов, которые активируют целое семейство соответствующих рецепторов. Эти рецепторы, в свою очередь, запускают сигналы к пролиферации клеток и апопто-зу, что имеет фундаментальное значение для нормального развития и функционирования иммунной системы. Мутации генов, кодирующих лиганды или эти рецепторы, ведут к выраженной патологии иммунного ответа, что имеет место при PC. ФНО- ? экспрессируется в очагах PC, ассоциируясь с CD3+ Т-лимфоцитами, микроглией. Интересно, что одним из механизмов, через посредство которых действуют кортикостероиды, является ингибирование продукции ФНО- ?.
Торможение эффекта ФНО- ? может осуществляться различными путями. К фармакологическим путям ингибирования синтеза ФНО- ? относятся применение талидомида, пентоксифиллина. Антидепрессант ролипрам – селективный ингибитор фосфодиэстеразы 4 типа – также продемонстрировал свой положительный эффект при экспериментальном аллергическом энцефаломиедите (ЭАЭ) у лабораторных животных. Однако клинических испытаний этих препаратов при PC не проводилось. Превращение предшественника ФНО- ? в собственно ФНО- ? опосредуется матриксными металлопротеиназными энзимами, ингибиторы которых являются потенциальными ингибиторами ФНО- ? in vitro. Это еще один перспективный метод, разрабатываемый в настоящее время.
К биологическим ингибиторам ФНО относятся моноклональные антитела против ФНО-? и растворимые рецепторы к ФНО. Их исследование находится на стадии 1 и 2 клинических испытаний. Как и любые другие методы цитокиновой терапии, средства, обладающие активностью против ФНО-?, являются неспецифическими, поэтому спектр их побочных эффектов реализуется на организменном уровне, и его невозможно заранее предугадать. Еще одной проблемой, по-видимому, станет ожидаемое образование нейтрализующих антител к биологическим ингибиторам ФНО-? .
Еще один перспективный подход основывается на представлении о разнородности клонов CD4+ Т-клеток. Выделяют Th1- и Тh2-подтипы. При этом Th1 действуют как провоспалительные клетки, выделяя провоспалительные цитокины, участвуя в разрушении ткани-мишени и стимулируя аутоиммунную реакцию. Напротив, Тп2-клетки обладают противовоспалительными свойствами, они выделяют противовоспалительные цитокины и стимулируют восстановительные реакции в ЦНС. Поэтому предпринимаются попытки индукции “иммунной девиации”, состоящей в стимуляции пролиферации преимущественно клонов Тп2-клеток. На лабораторной стадии применялись интерлейкин-4, ИЛ-10, антагонисты интерферона-у.
Еще одним видом цитокинов являются хемокины, которые направляют лейкоциты к местам воспаления. Подавление их синтеза и блокирование их взаимодействия со своими рецепторами является еще не разработанным, но перспективным направлением терапии PC.
Одной из стадий аутоиммунной реакции при PC является проникновение активированных эффекторных Т-лимфоцитов через гемато-энцефалический барьер. Проницаемость его опосредуется молекулами адгезии – белками на поверхности клеток, которые способствуют прилипанию лейкоцитов к сосудистой стенке, диапедезу через нее и проникновению в ЦНС. Большинство предлагаемых стратегий, направленных против молекул адгезии, основывается на создании моноклональных антител против них, а также коротких белковых или небелковых ингибиторов молекул адгезии. Недостатком этого подхода является его неспецифичность, поскольку эти методы могут влиять на миграцию лейкоцитов в целом. Это может привести к тому, что в случае, когда необходимо поддержать выраженную воспалительную реакцию, связанную с иными причинами, адекватный ответ будет невозможен. Более того, манипулирование с молекулами адгезии может привести и к “неиммунологическим осложнениям”, таким, как снижение репаративных процессов, нарушение гемостаза, бесплодию. В связи с этим, этот подход сопряжен с возможностью серьезных осложнений на уровне целого организма.
Более привлекательны узконаправленные, специфические для PC подходы, учитывающие отдельные патогенетические механизмы этого заболевания.
К антиген-специфическим средствам лечения относятся выработка оральной толерантности, терапия, направленная на Т-клеточный рецептор.
