- •Фамилия, имя, отчество Возраст 33 года.
- •Общий осмотр
- •Исследование органов дыхания
- •Исследование органов сердечно-сосудистой системы
- •Органы пищеварения
- •Исследование органов системы мочевыделения
- •Эндокринная система
- •Неврологический статус
- •Диагноз
- •Лечение рассеянного склероза
- •Лечение обострений при ремиттирующей форме рассеянного склероза
- •Иммуномодулирующая терапия, предупреждающая развитие обострений патологического процесса при рассеянном склерозе
- •Интерфероны
- •Антиген-специфическая терапия рассеянного склероза
- •Лечение прогрессирующих (вторично- и первично-) форм рассеянного склероза
- •Симптоматическое лечение
- •Перспективы лечения рассеянного склероза
Диагноз
Диагноз рассеянный склероз, ремиттирующее течение, поставлен на основании следующих клинических особенностей:
Начало заболевания с ретробульбарного неврита, что довольно часто встречается при рассеянном склерозе (анамнестическое указание на выраженные нарушения зрения в виде белой пелены перед глазами).
Признаки очагового поражения белого вещества головного и спинного мозга.
Дифференциальный диагноз проводится с рассеянным энцефаломиелитом. Рассеянный энцефаломиелит является острым аутоиммунным демиелинизирующим заболеванием, которое чаще начинается после перенесенной острой вирусной инфекции или прививок вакциной от бешенства. Однако для этой нозологии свойственна большая острота течения в дебюте (лихорадка, выраженные общемозговые явления, менингеальные симптомы), чего нельзя указать для нашего больного. Течение при рассеянном энцефаломиелите, как правило, монофазное, реже прогрессирующее. У нашего пациента, видимо, течение ремиттирующее, так как сейчас его состояние улучшается наблюдается переход в ремиссию. При рассеянном энцефаломиелите поражения более обширны, симметричны, в процесс чаще может вовлекается подкорковое серое вещество (базальные ганглии, таламус), а так же множественные, сливающиеся между собой корковые очаги (симптомов очагового поражения коры и подкорковой области мы не отмечаем у нашего больного, хотя данные МРТ дали бы нам возможность рассуждать еще более уверенно).
Дифференциальная диагностика с истерией может быть проведена на основе дополнительных методов исследования.
Отсутствуют данные в пользу других заболеваний, способных объяснить имеющуюся симптоматику, например, нейросифилиса, васкулитов, СКВ и других системных заболеваний, саркоидоза, фуникулярного миелоза, и др.
Лечение рассеянного склероза
Рассеянный склероз (PC) – хроническое аутоиммунное заболевание ЦНС, которое характеризуется непрерывным течением во времени и проявляющееся либо в виде отдельных обострений, либо в форме непрерывно прогрессирующего процесса. Накопление степени инвалидизации происходит в течение 10-20 лет болезни, главным образом, вследствие перенесенных обострении.
Лечение больного PC должно быть комплексным и включает следующие принципы:
1. Лечение PC в активной стадии заболевания: при ремиттирующей форме с целью уменьшения продолжительности обострении и выраженности остаточных явлений; при прогредиентных формах болезни — для торможения прогрессирования патологического процесса и стабилизации состояния больных.
2. Воздействие на патологический процесс у больных, находящихся в ремиссии, для предупреждения возможных обострении PC.
3. Воздействие на отдельные симптомы заболевания (симптоматическое лечение).
Следует подчеркнуть, что лечение PC требует постоянного наблюдения невролога и назначения больному той или иной терапии в зависимости от стадии, формы заболевания и степени инвалидизации больного.
Лечение обострений при ремиттирующей форме рассеянного склероза
Обострения при PC традиционно лечатся глюкокортикоидами, реже адренокортикотропным гормоном (АКТГ). Показаниями для лечения обострения являются инвалидизирующие симптомы при наличии объективных неврологических знаков. Поэтому легкие обострения обычно не требуют назначения гормонов, в этих случаях используется сосудисто-ноотропная терапия. В недалеком прошлом для лечения умеренных и выраженных обострении широко использовались внутримышечные инъекции АКТГ (синактен-депо) и преднизолон per os. Однако в многочисленных изолированных и сравнительных исследованиях эффективности и безопасности лечения обострении АКТГ внутривенно вводимым метилпреднизолоном и орально применяемым преднизолоном было показано, что наиболее быстрый и выраженный эффект при наименее выраженных побочных эффектах достигается применением метилпреднизолона. При лечении АКТГ, вводимым внутримышечно в течение 12-14 дней во время обострении, длящихся в течение 8 недель, клинический эффект был менее выраженным. Наименьший эффект достигался применением преднизолона внутрь в дозе 1-1,5 мг/кг веса. При первично-прогредиентной форме даваемый внутрь преднизолон нередко вызывает ухудшение состояния.
Эндокринологические исследования объясняют, почему клиническое улучшение у больных PC, которых лечат высокими дозами метилпреднизолона, более выраженное и наступает быстрее, чем при лечении АКТГ. Это обусловлено тем, что у больных PC имеется различная продукция эндогенных стероидов в ответ на стимуляцию АКТГ, что не является принципиальным при введении стероидов извне.
В связи с этим в настоящее время для лечения обострении PC средством выбора является пульс-терапия метилпреднизолоном (солумедрол, метипред). Он вводится внутривенно капельно в течение не менее 1 часа в дозе 500-1000 мг на 400 мг физиологического раствора ежедневно в течение 3 дней, затем через день 2-3 раза. Этого курса, чаще всего, бывает достаточно для того, чтобы получить четкое улучшение состояния больного. Однако в тех случаях, когда клинический эффект бывает недостаточным, пациенту назначается метилпреднизолон внутрь в дозе 1 мг/кг массы тела через день с постепенным снижением дозы. Препарат всегда назначают единовременно в первую половину дня до полудня. Особенно эффективно лечение по данной схеме выраженных и быстро нарастающих обострении. При ретробульбарном неврите короткий курс метилпреднизолона, вводимого внутривенно в дозе 500-1000 мг в течение 3 дней, помимо уменьшения клинической выраженности офтальмологической симптоматики, снижает риск развития PC в дальнейшем.
Лечение высокими дозами метилпреднизолона достаточно безопасно и не вызывает привыкания. Вместе с тем при этом описываются желудочно-ки-шечные кровотечения, присоединение вторичной инфекции, повышение риска переломов костей, аритмии, анафилактические реакции, возбуждение, эйфория. Для профилактики возникновения ульцерогенного действия больному в обязательном порядке назначают альмагель или блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов (гастроцепин, циметидин, ранитидин и др.). Для восполнения потерь калия и кальция назначают аспаркам, панангин, хлорид кальция, рекомендуют употреблять бананы. Необходимо несколько ограничить прием жидкости и применять мочегонные средства (верошпирон).
Следует обратить внимание на нежелательность длительных (много месяцев, лет) курсов лечения кортикостероидами, так как ожидаемого торможения патологического процесса не происходит, возникает стероидная зависимость — течение заболевания усугубляется после отмены препарата, и больной страдает от многочисленных побочных эффектов такой терапии — остеопороза, язвенной болезни, гипертонической болезни, ожирения, повышенной восприимчивости к инфекциям.
Целесообразность назначения и эффективность лечения глюкокортикоидами в стадии обострения обусловлены механизмом их действия при обострении PC. Они обладают противовоспалительным действием — тормозят доступ лейкоцитов к местам воспаления, вызывают активацию Т-лимфоцитов, в частности их цитотоксической фракции, клонов Т-хелперов и супрессоров, подавляют продукцию и действие гуморальных факторов. Они снижают экспрессию антигенов класса II системы HLA, блокируют высвобождение провоспалительных цитокинов, таких как интерлейкин-1 (ИЛ-1), ИЛ-6, ИЛ-2, интерферон-у (ИФН-у) и фактора некроза опухоли-а (ФНО-а), подавляют продукцию и высвобождение простагландинов и лейкотриенов и подавляют активность макрофагов. Они тормозят адгезию нейтрофилов к эндотели-альным клеткам, подавляют экспрессию молекул адгезии, которые играют важную роль в проникновении Т-лимфоцитов через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ).
Под действием высоких доз внутривенно вводимого метилпреднизолона изменяется ряд иммунологических параметров. Так, снижается выработка иммуноглобулина G (IgG), достоверно снижается уровень основного белка миелина (ОБМ) в цереброспинальной жидкости и антител к нему, а у части больных исчезают олигоклональные антитела.
Кроме того, на фоне лечения высокими дозами метилпреднизолона отмечается достоверное снижение количества контрастируемых очагов при магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга.
Таким образом, выраженное противовоспалительное и иммуносупрессивное действие глюкокортикоидов сделало их основными препаратами при лечении обострении PC.
При выраженных обострениях используется также плазмаферез с последующим введением после каждой процедуры метилпреднизолона в дозе 500-1000 мг на 400 мл физиологического раствора внутривенно, капельно. Действие плазмафереза связывается с удалением циркулирующих антител, направленных на антигены миелина и другие гуморальные факторы воспаления. Эти процедуры также назначают больным, у которых не был получен желаемый эффект от пульс-терапии метилпреднизолоном. Обычная схема состоит в обмене 1,5 объемов плазмы, который выполняется в течение 2 недель до 5 раз.
Противопоказанием для использования плазмафереза является язвенная болезнь и другие заболевания, при которых существует угроза вызвать кровотечение.
При обострении, а также в стадии ремиссии при PC назначают также общеукрепляющую терапию, включающую ноотропные (церебролизин, ноотропил, энцефабол), липотропные (эссенциале), сосудистые (трентал, кавинтон, циннаризин) и витаминные препараты (витамины группы В и Е). Целесообразность их назначения обусловлена необходимостью поддержания функции аксонов и предупреждения развития аксонопатии, являющейся причиной стойкой инвалидизации.
