Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие под ред. Федоскина (часть 2)..doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
443.9 Кб
Скачать

Лекция 11. Государство и право в период новой экономической политики. Образование ссср (1921 – 1928 гг.).

Окончание Гражданской войны и переход к мирному стро­ительству потребовал отказа от многих чрезвычайных мер периода «военного коммунизма», поскольку чрезвычайная политика воен­ного времени в условиях мирной жизни не оправдывала себя ни экономически, ни политически. В связи с этим в 1921 г. на X съезде РКП(б) было принято решение о переходе к новой экономической политике — нэпу. Этот переход начался с замены продразверстки продовольственным налогом, что позволило крестьянам свободно распоряжаться излишками продукции своего хозяйства и продавать их на рынке. Постепенно товарно-денежные отношения были рас­пространены на все отрасли народного хозяйства. На производстве вводился хозрасчет, поощрялось развитие различных видов коопе­рации, разрешалась свободная торговля, допускались иностранные концессии. Таким образом, нэп означал частичный отказ от ко­мандно-административных мер регулирования экономики в пользу рыночных отношений. Это было негативно воспринято некоторы­ми большевиками, видевшими в новой экономической политике отказ от завоеваний революции, уступку капитализму, отсрочку в коммунистическом строительстве. Но В.И. Ленин, убежденный в необходимости нэпа, силой своего авторитета сумел убедить сомне­вавшихся. Однако, несмотря на то, что в своих последних работах он писал, что нэп — это всерьез и надолго, большинство людей, уп­равлявших государством, продолжали считать этот период времен­ным отступлением.

Создание СССР. Главным событием периода нэпа в области го­сударственного строительства стало образование Союза Советских Социалистических Республик. Весной 1922 г. начались переговоры об объединении РСФСР и УССР, к лету того же года встал вопрос и об объединении с другими республиками, а также о принципах со­здания такого Союза. Предлагались различные варианты: от кон­федерации республик, сохраняющих свои валюты, армии и т.д., и образования советских республик, входящих в состав РСФСР на правах автономий (проект поддерживал И.В. Сталин), до стро­ительства федерации равноправных республик. Победил третий проект, предложенный В.И. Лениным. В октябре—декабре 1922 г. этот проект объединения был одобрен съездами Советов Закавка­зья, России, Белоруссии и ЦИКом Украины. Проходивший в Мос­кве X Всероссийский съезд Советов 27 декабря 1922 г. постановил

признать своевременным объединение РСФСР, УССР, ЗСФСР и БССР в Союз Советских Социалистических Республик. «В основу объединения положить принцип добровольности и равноправия республик с сохранением за каждой из них права свободного выхо­да из Союза Республик».

30 декабря 1922 г. в Москве открылся I съезд Советов Союза ССР. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 от УССР, 91 от ЗСФСР, 33 от БССР. Съезд утвердил Договор об обра­зовании СССР и Декларацию об образовании СССР.

Данные документы вошли в Конституцию СССР, принятую 31 января 1924 г.

Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесо­юзной конституции (проект был разработан в течение 1922 г.), которая и была утверждена II съездом Советов СССР в январе 1924 г. Возникшие в процессе ее создания разногласия по вопро­сам национально-государственного строительства были урегули­рованы решением XII съезда РКП(б).

Конституция Союза Советских Социалистических Республик состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причины объединения совет­ских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие). Договор состоял из одиннадцати глав:

I. О предметах ведения верховных органов власти СССР.

II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гра­жданстве.

III. О Съезде Советов СССР.

IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР.

V. О Президиуме ЦИК СССР.

VI. О Совете Народных Комиссаров СССР.

VII.О Верховном Суде СССР.

VIII.О Народных комиссариатах СССР.

IX.Об Объединенном Государственном политическом управ­лении.

X.О союзных республиках.

XI. О гербе, флаге и столице СССР.

По Конституции в исключительное ведение Союза входили: внешние сношения и торговля, решения по вопросам войны и ми­ра, организация и руководство вооруженными силами, общее ру­ководство и планирование экономики и бюджета, разработка ос­нов законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции нахо­дились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Уста­навливалось единое союзное гражданство.

Изменение статуса союзных республик в процессе образова­ния СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления.

Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза.

Интересы республики были представлены в структурах союз­ных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями.

В. Высшие органы власти и управления

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов (1 депутат от 25 000 избира­телей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 12 500 изби­рателей).

В период между съездами высшим органом власти был Цен­тральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из пред­ставителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, составленного из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов от каждой) и автоном­ных областей (по одному депутату от каждой). ЦИК работал в сессионном порядке, число председателей ЦИК СССР соответ­ствовало числу союзных республик.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законо­дательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СПК СССР, нар­коматов СССР, ЦИК союзных республик и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распоря­дительный орган - Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Наркомы руководили отдельными отраслями государственно­го управления. Пять наркоматов были общесоюзными: иностран­ных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сооб­щения, почт и телеграфов.

Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольст­вия, труда, финансов, РКИ.

Общесоюзные наркоматы действовали на территории союз­ных республик через уполномоченных (уполномоченные общесо­юзных наркоматов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объединенные - через одноименные нарко­маты союзных республик.

Ряд наркоматов были республиканскими, юстиции, внутрен­них дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социально­го обеспечения.

После образования СССР Туркестан оставался автономной республикой РСФСР. Бухара и Хорезм оставались вне Союза СССР, не являясь «социалистическими» и получив статус «на­родных».

В сентябре 1920 г. между РСФСР и Хорезмской республикой был заключен союзный договор, на основании которого РСФСР оказывала экономическую помощь Хорезмской республике, ей передавались хозяйственные объекты, находившиеся в пределах ее территории.

Аналогичный договор был подписан в марте 1921 г. с Бухар­ской Народной Советской Республикой. По этим договорам об­щих органов управления не было создано.

В ходе социальных преобразований 1922-1923 гг. в Хорезме и Бухаре была осуществлена национализация земли и водных ис­точников (объектов, которые по конституциям Хорезма 1920 г. и Бухары 1921 г. находились в частной собственности).

В октябре 1923 г. Всехорезмский курултай, а в сентябре 1924 г. - Всебухарский курултай провозгласили образование социалистиче­ских республик.

Коммунистические организации среднеазиатских республик приняли решение о необходимости национально-государствен­ного размежевания в Средней Азии. В июле 1924 г. это решение было одобрено ЦК ВКП(б).

ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский курултай Сове­тов и V Всехорезмский курултай Советов приняли решение

о национально-государственном размежевании. Были образованы две союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР; две автономные республики: Таджикская АССР в составе Узбекской ССР и Киргизская АССР в составе РСФСР; автономная Каракиргизская область в составе РСФСР.

В ноябре 1924 г. во всех вновь образованных среднеазиатских республиках были образованы революционные комитеты, а дея­тельность республиканских ЦИК и СНК прекращена. Ревкомы и партийные органы осуществляли деятельность по устройству территориальных границ, перераспределению имуществ, форми­рованию новых органов власти, подготовке новых конституций, по борьбе с национальной оппозицией.

В декабре 1924 - феврале 1925 г. проходили выборы в цен­тральные и местные органы власти, формировалась новая струк­тура власти.

Вновь сформированные Съезды Советов, ЦИКи республик и СНК с февраля 1925 г. снова становятся конституционными орга­нами власти и управления, а ревкомы слагают свои полномочия.

В октябре 1924 г. ЦИК СССР поручил своему Президиуму подготовить юридическое оформление новых союзных республик в составе СССР.

В мае 1925 г. ПI Съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, внеся соответствующие изменения в Конституцию СССР.

В том же 1924 г. пересматриваются территориальные границы РСФСР. Часть уездов и волостей с преобладающим белорус­ским населением из состава российских губерний были переда­ны БССР.

В 1925 г. была принята Конституция РСФСР, все основные положения которой строились в соответствии с Конституцией СССР 1924 г.

Кодификация права. С введением нэпа резко изменилась зако­нодательная политика, и значительная часть актов предшествую­щего времени фактически утратила свое значение. Так, отмена тру­довой повинности повлекла за собой отмену трудовых мобилиза­ций, прикрепления работников к предприятиям, предоставление свободы выбора занятий. Вместе с тем после окончания Граждан­ской войны возобновилась активная кодификационная работа. Ко­дексы были призваны обобщить уже накопившийся правовой мате­риал, восполнить пробелы в законодательстве, обеспечить единство законов для всего государства. В итоге в 1922—1923 гг. были приня­ты семь кодексов: уголовный, уголовно-процессуальный, граждан­ский, гражданско-процессуальный, земельный, лесной и Кодекс законов о труде. В 1924 г. был принят Исправительно-трудовой ко­декс РСФСР, а в 1926 г. — Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. Таким образом, в эти годы завершился процесс становле­ния основ советского права, которое было оформлено в четкую систему кодексов. Особо следует отметить, что в вопросе о про­странстве действия кодексов оговаривалось их распространение на союзные с РСФСР независимые советские республики-. Создание кодексов свидетельствовало о том, что, несмотря на отказ от прин­ципов буржуазного права и провозглашение перехода к новой эко­номической формации с новым правовым содержанием, в главном сохранялись черты, присущие континентальной правовой системе: кодификация законодательства, деление права на материальное и процессуальное и т. д.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. состоял из четырех разде­лов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наслед­ственное право. Кодекс предусматривал наличие государственной, кооперативной и частной собственности. При этом сделки, проти­воречившие интересам государства или наносившие ему ущерб, признавались недействительными. Земля, железнодорожный и воздушный транспорт признавались исключительной собственностью государства. Предприятия с числом рабочих не выше установлен­ного законом могли находиться в частной собственности, а также в кооперативной собственности (в этом случае число рабочих не ог­раничивалось), Кодекс регулировал значительное число гражданско-правовых договоров, в том числе договоров займа, подряда, купли-продажи и т.д. Каждый гражданин наделялся правом приобретать и отчуждать имущество (кроме указанных в законе ограничений), совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать предприятия. Вводилось наследование по закону и по завещанию. Вместе с тем Кодекс подчеркивал, что наделение частных лиц имущественными правами — это уступка, которая носит временный характер.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. состоял из двух частей — общей и особенной. Уголовная ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста. Кодекс определял преступление как деяние, общественно опасное для основ советского строя и правопорядка, установленного рабоче-крестьянской властью. Целью наказания являлось предупреждение новых преступлений. Преступления были разделены на две группы: 1) непосредственно опаснее для со­ветского строя; 2) являющиеся пережитком прошлого, но не пред­ставляющие собой прямого покушения на общественный строй. Для первой группы преступлений суд должен был определять нака­зание не ниже известной нормы, а для второй — не выше известной нормы. Если преступление совершено в интересах восстановления власти буржуазии, то оно каралось более сурово, чем иное преступ­ление. По некоторым статьям предусматривалась высшая мера на­казания — расстрел. Уголовный кодекс содержал понятие государ­ственного преступления и допускал применение принципа анало­гии.

Развитие уголовного законодательства на этом не закончилось. В 1924 г. ЦИК СССР принял Основные начала уголовного законо­дательства Союза ССР, в которых в общих чертах были сохранены основные положения УК РСФСР 1922 г. Эти же положения были сохранены в новом УК РСФСР, принятом в ноябре 1926. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, принятый первона­чально в 1922 г., а затем в новой редакции в 1923 г., узаконил ос­новные принципы уголовного судопроизводства: гласность, луб-личность, устное ведение процесса. Суд выносил решение простым большинством голосов, обжалование приговора в апелляционном порядке отменялось и допускалось только в кассационном порядке.

Устанавливался порядок участия прокурора и защиты в судебном процессе. В 1924 г. были приняты Основы уголовного судопрои­зводства Союза ССР и союзных республик, которые не внесли су­щественных изменений в уголовный процесс.

Земельный кодекс 1922 г. закрепил национализацию земли, от­менив «навсегда» право частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР. Запрещались покупка, продажа, за­вещание, дарение, залог земли. Все граждане, желавшие обраба­тывать землю своим трудом, имели право на пользование землей и получали ее в бессрочное пользование. При этом допускались раз­личные формы землепользования: общинное, участковое, товари­щеское. Сдача земли в аренду допускалась на срок не более одного севооборота. Ограничивалось применение наемного труда в сель­ском хозяйстве. Более подробно отношения, связанные с земле­пользованием и землеустройством, были урегулированы Общими началами землепользования и землеустройства Союза ССР и союз­ных республик от 15 декабря 1928 г.

Кодекс законов о труде, принятый в октябре 1922 г., внес изме­нения в трудовое законодательство, приспособив его к практике нэпа, к практике частной собственности и свободы предпринима­тельства. Сохранив многие положения старого КЗоТа, новый Ко­декс вместе с тем значительно отличался от него по структуре и со­держанию.

Принудительное привлечение к труду было заменено трудовым договором, вместо уравнительного распределения заработной пла­ты введено начисление ее в соответствии с рыночными отношения­ми. В Кодексе заложены основы правового регулирования таких институтов трудового права, как заработная плата, дисциплина труда, нормы труда и сдельные расценки, рабочее время, время от­дыха, техника безопасности, охрана труда, и т.д. КЗоТ определял виды трудовых договоров, в том числе коллективный договор, по­рядок их заключения, минимальный размер оплаты труда, продол­жительность рабочего времени. На предприятиях всех форм собст­венности вводилось социальное страхование.

Характерная особенность Кодекса 1922 г. заключалась в том, что он гарантировал минимальный уровень прав трудящихся, предоставив возможность его повышения по соглашению сторон, в то время как Кодекс 1918 г. твердо фиксировал уровень этих прав и не допускал отклонений ни в ту, ни в другую сторону.

Кодекс отменил трудовую повинность, разрешив трудоустрой­ство в порядке добровольного найма через биржи труда. Вместе с тем отказ от производства работ, имевших общегосударственное значение, подлежал наказанию.

Кодекс не закреплял право на труд, но, как уже отмечалось, признавал трудовой договор как основную форму привлечения к труду. Условия трудового договора определялись соглашением сто­рон с учетом минимальных гарантий работникам, установленных Кодексом. Стороны могли выбирать устную или письменную фор­му договора, за исключением найма учеников и батраков, где пред­усматривалась обязательная письменная форма. Кодекс также внес изменения в порядок увольнения работника по собственному жела­нию. Ранее для этого требовалось наличие веских оснований, те­перь же трудящийся мог требовать расторжения договора в любое время, предупредив нанимателя в установленный законом срок, если только договор не был заключен на определенный срок. В пос­леднем случае для расторжения договора требовалось наличие оп­ределенных оснований.

Судебная реформа 1922 г. Окончание Гражданской войны и переход к мирной жизни потребовали изменения судебной систе­мы. Эту задачу решила судебная реформа 1922 г. Вместо общих судов и трибуналов была создана единая система из трех звеньев: народный суд — губернский суд — Верховный суд республики.

Народные суды учреждались в уездах и рассматривали основ­ную массу гражданских и уголовных дел, заседая в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями.

Губернский суд руководил народными судами, выступал как первая инстанция по некоторым особо важным делам, а также в ка­честве кассационной инстанции для народных судов.

Верховный суд РСФСР, в свою очередь, выступал как первая инстанция по некоторым особо важным делам, например, делам по обвинению высших должностных лиц республики, и как кассаци­онная инстанция для губернских судов. Кроме того, Верховный суд осуществлял контроль над всеми судами республики, давал разъяс­нения нижестоящим судам по вопросам судебной практики. Вер­ховный суд РСФСР был образован 31 октября 1922 г. Председатель и члены Верховного суда назначались Президиумом ВЦИК.

Образование СССР привело к созданию такого органа правосу­дия, как Верховный суд СССР, одной из главных функций которо­го стала дача разъяснений по вопросам общесоюзного законода­тельства. Верховный суд выступал в качестве суда первой инстан­ции в делах по обвинению высших руководящих лиц Союза в

должностных преступлениях. Кассационной инстанцией Верхов­ный суд СССР не являлся.

В соответствии с Положением о прокурорском надзоре от 25 мая 1922 г. в стране учреждалась прокуратура как орган надзора за со­блюдением законности всеми органами власти, организациями и частными лицами. (В годы Гражданской войны надзор за законнос­тью возлагался на Советы, и эффективность его была невелика.) Кроме органов власти и управления, прокуратура следила за закон­ностью действий органов дознания и ГПУ, за местами лишения свободы, выполняла функцию поддержания обвинения в суде. Прокурором республики являлся нарком юстиции, поэтому проку­ратура не являлась независимой.