Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PKhT.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.86 Mб
Скачать

3.1. Природа воображения

По общему определению под воображением (фантазия) понимается психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

3.1.1. Воображение в теории отражения

В традиционных психологических концепциях, ориентированных на «теорию отражения», воображение как психический процесс рассматривается на уровне мышления в качестве «внутреннего (умственного) плана действия» (Гальперин).

В данном контексте воображение определяется как необходимый, но вспомогательный (компенсаторно-регулятивный) инструмент самостоятельного создания образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, в механизмах преобразования представлений, полученных в результате предметной деятельности субъекта. Значение роли воображения, в конечном счете, сводится к функциям замещения и преобразования в психических процессах отражения реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях в формах агглютинации, гиперболизации, заострения, схематизации, типизации. Данные формы воображения выявляют его аналитико-синтетический характер, в структурной иерархии психических процессов (в том числе мышления, памяти, и восприятия).

Агглютинативные (от лат. agglutinatio – приклеивание) формы воображения синтезируют посредством соединения несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов в некое новое образование.

Гиперболизация (от греч. hyperbole – преувеличение) изменяет качество частей посредством их увеличения или уменьшения.

Заострение (обострение конфликта противоречий) происходит вследствие подчеркивания каких-либо признаков реального предмета.

Схематизация (от греч. schema – наружный вид, форма) осуществляется за счет сглаживания различий предметов и выявления общих и главных черт сходства между ними.

Типизация, напротив, осуществляется в результате воплощения в конкретном (единичном) образе, созданного выделением существенного, качественного, повторяющегося признака в однородных явлениях. (Один из методов стандартизации – процесса создания норм, образцов, эталонов, а также штампов, трафаретов, шаблонов, клише.)

Действительно, воображение нередко выступает как «временно исполняющее» (возмещение–замещение) обязанности логического мышления. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений – как бы «вычерпывает» знания из предметов и явлений. В строгом смысле мышление логическое возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим же путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и творческое воображение, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, которая служит в качестве временных «лесов», покуда посредством мышления не будут найдены реальные, соответственные действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль воображения неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в художественном творчестве.

Характер логики «научного» воображения удачно передаёт несколько цитат-определений из Г. Селье: «Раскрепощённое воображение управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций. Они похожи на сны, и обыденный интеллект отверг бы их как явную глупость. Но иногда одна из множества мозаичных картин, созданных фантазией из калейдоскопа фактов, настолько приближается к реальности, что вызывает интуитивное прозрение, которое как бы выталкивает соответствующую идею в сознание. Другими словами, воображение – это бессознательная способность комбинировать факты новыми способами, а интуиция – это способность переносить нужные воображаемые образы в сознание».

В психологическом изучении процессов художественного творчества начинает доминировать, т.е. главенствовать синонимичная термину «воображение» категория «фантазия».

Фантазия определяется как продукт (результат) действия механизмов воображения. Она представляет собой образ измененной действительности, отраженной в сознании. Фантазия как процесс характеризуется спонтанностью, т.е. как самопроизвольное психическое движение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами. При этом получается, что воображение играет внешне регулятивную роль перестановки (транспозиции) элементов реальности в процессах отражения.

Функционально воображение выступает в качестве автоматически контролируемого, управляемого механизма процессов воспроизводства и воссоздания образов отраженной и преображенной действительности (репродуктивные функции воображения).

Функциональный подход к выявлению психических механизмов воображения был намечен Л.С. Выготским, который определял его как «импульс к творчеству», т.е. как побудительную причину к действию («стимул–реакция»). Эта характеристика утвердила традицию метафорического определения воображения как «главного источника» активного моделирования создаваемой художником личности-персонажа, «главной движущей силы» возникновения художественного замысла.

Таким образом, функционально-деятельностный подход в исследовании природы воображения, как высшей психической функции утверждает, что воображение есть одновременно внутренняя причина творческого процесса (фантазирования) и внешний регулятор процесса создания «измененного» – «художественного» сознания (фантазия).

Данное противоречие в нарушении причинно-следственных связей привело к необходимости рассмотрения воображения не на уровне мышления как его разновидности, а в качестве формы сознания, т.е. как одну из форм целостного отношения к миру. (Абрамян Д.Н. Специфика художественного воображения и проблемы психологии личности. – Ереван, 1985.)

3.1.2. Воображение как форма сознания

Данный подход значительно расширил сферу изучения механизмов воображения. Так Е.Я. Басиным была открыта эмоционально-этическая область действия воображения, в которой так называемая «эмпатия» (сочувствие, сопереживание) выделялась как один из его механизмов. «Эмпатия – это воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу» (Е.Я. Басин). Отсюда традиционные определения «внимания и наблюдательности» начали сопрягаться с эмотивами отношения–оценки «симпатия и любознательность» как особыми качествами внимания к «чужой душевной жизни».

Воображение получило статут некоего комплексного психического образования, в котором «художественная фантазия» стала рассматриваться как форма воображения и механизм воплощения. Категорию «художественное воображение» начали соотносить со строем выражения (образообразование и формообразование), функцию которого играет фантазия. И, соответственно, доминанта регуляции и управления легла на сферу фантазирования.

С позиций методологии материалистической диалектики в результате умозрительных спекуляций можно привести эти «парадоксы воображения» к единству и борьбе противоположностей и сформулировать законы взаимодействий и взаимопроникновений, но сам предмет, оставаясь в сфере ли мышления («научного» или «художественного» типа) и сознания, не станет от этой «научно-категориальной корректности» доступнее.

В европейской культуре, начиная с эпохи Возрождения (на практике – это рекомендации воспитания художественного воображения, данные Леонардо да Винчи своим ученикам), возникает научное понимание и обоснование творческой способности воображения как единство сознательной и бессознательной деятельности (Кант, Шеллинг), которые создают предпосылки для психологического понимания творчества. Аналитическая психология продолжает исследование процесса «самоизображения бессознательного» в психике и художественной деятельности человека. Под фантазией она подразумевает «воображающую деятельность», где «ее содержание не соответствует никакой внешней реальности, но остается, по существу, выходом творческой активности духа» или же «является вторжением бессознательных содержаний в сознание» (К. Юнг. Психологические типы. – СПб., 1995, с. 571).

3.1.3. Воображение как сверхсознательный коррелят

сознательного и бессознательного

С точки зрения К. Юнга процесс творческого созидания является неким «автономным комплексом, который в качестве обособившейся части души ведет свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания психическую жизнь» (К. Юнг. Архетип и символ. – М., 1991, с. 277).

В данном случае процессы воображения и есть связующее, точнее проявляющее действие бессознательного в механизмах мышления и сознания. Но здесь возникает проблема возникновения еще одного «автономного комплекса», который возникает в творческой практике художественной деятельности, – проблема «надсознательного» или «сверх-сверхсознательного». Так как именно в сфере этого «комплекса» заложены ответы на вопросы регуляции и управления процессом воображения.

Первоначальная схема К.С. Станиславского «ум – воля – чувство» («впечатление – переработка – воспроизводство или выражение», где воображение выполняло «перерабатывающую» функцию мышления–сознания) была сформулирована им на раннем этапе работы над природой творчества. Но, придя к выводу, что сознательно-волевое управление творческим процессом, включая и воображение, есть только насилие над природой, он понял, что невозможно диктовать своему воображению, указывать, что ему делать, невозможно управлять воображением посредством силы воли или силой морально-этических долженствований. Воображение как силу мысленного образа можно только направлять или побуждать, «подталкивать», но не контролировать его. Станиславский пришел к другому алгоритму воссоздания «жизни человеческого духа» – «от сознательного к бессознательному и к сверх-сверхсознанию», где «сверхсознание» понимается как контроль над процессами творческого внимания и воображения. Тогда и был разработан основной методологический подход к работе над ролью в духовной, т.е. «интегральной» сфере – «натуральность для сверхфантазий».

Таким образом, интегрированный подход к изучению процесса воображения в художественном творчестве понимается как качественная форма сознания (сверхсознание) или автономный психический комплекс, а не разновидность мышления в традиции общей психологии, что сближает это понимание с определением художественного творчества К.Г. Юнга как «автономного психического комплекса». Отсюда возникают реальные предпосылки для научно-методических и практических разработок работы над природой воображения по следующим линиям:

– создание внутреннего образа как «образа фантазии» на основе изначального архетипа и понятие «энграмма» как сгущенный след памяти;

– механизмы художественного поля «внутреннего плана действий» (способность «действовать в уме») в системе соотношений: «эйдос» Платона – «прообраз» Гете – «архетип» Юнга;

– работа с воображаемыми стимулами: событиями, обстоятельствами, видениями;

– период воображения: линия мысли, линия действия (акциональная цепочка), линия чувств, позиция в конфликте-борьбе.

Воображение есть «сила мысленного образа», которую можно определить как «ключ» к разгадке тайны творчества (К.С. Станиславский).

Задание: Рассмотрите природу и психические механизмы творческого воображения в интегративной структуре личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]