Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PKhT.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.86 Mб
Скачать

1.2. Психологическая классификация образа

Художественный образ как диалектика противоречий (скачёк) или поэтапно фазовые преобразования представлен следующими моментами:

  • конкретно-чувственный (наглядный) образ – актуальные образы представления;

  • «эталонный образ» (образ-эталон) – соотнесем его с биогенетическими образованьями (филогенез и онтогенез);

  • идеальный образ – мыслеобразовательный коррелят (correlatio – соотношение) взаимодействий образа-представления и образа-эталона (понятийный образ или смысловой);

  • эмоциональный образ – кристаллизация чувств, выраженная эмотивным коррелятом;

  • художественный образ – пока условно определим, как некая внутренняя психофизическая целостность;

  • образ художественного произведения – результат формообразования в процессе художественной деятельности (образы произведений искусства);

  • общий (симультанный) образ.

Парадокс художественного образа: Заключен в механизмах различения художественного образа от конкретной чувственности (ощущения, восприятие, представления), от идеальной абстракции понятийных обобщений (идеальный образ) как непосредственных составных элементов создания образа. Т.е. «художественный образ» по закону всякой автономной системы не может представлять собой простую сумму своих составляющих элементов.

Механизмы создания художественного образа и типы творчества: психологический «внешнее зрение» и визионерский «внутреннее зрение» (К.Г. Юнг).

К. Юнг рассматривает образ не в качестве психического отражения внешнего объекта, а в природе бессознательного, которое он именует «образом фантазии». Создатель аналитической психологии пишет о данном образовании: «Образ имеет психологический характер фантастических представлений... и всегда отличается, в качестве «внутреннего образа», от чувственной действительности. ...Хотя по общему правилу образ не имеет значения действительного реального явления, однако, для душевных переживаний он всё же, при известных обстоятельствах, может иметь гораздо большее значение, т.е. ему может быть присуща огромная психологическая ценность, слагающая такую внутреннюю «действительность», которая при известных условиях, перевешивает психологическое значение «внешней» действительности. В таком случае индивид ориентируется не на приспособление к действительности, а на приспособление к внутреннему требованию».

Эйдетика художественного образа. В греческой мифологии известна такая морская богиня как Йдотея (или Эйдотея, Идофея), дочь Протея, умевшая принимать различные облики. Сам Протей, морское божество, сын Посейдона, так же обладал способностью принимать облик различных существ и к тому же владел пророческим даром (многознание). Эти мифические персоны получили широкое толкование в различных сферах культуры и искусства: «протеизм» как способность личности постоянно изменять свой духовный облик («протеический человек»); «эйдетизм» как способность перевоплощаться (оборачиваться).

В психологии термином эйдетизм обозначается разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращении их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их.

Явления «эйдетизма», «галлюцинации» (от лат. hallucinatio – бред, видения) и «художественной визуализации» («кинолента внутренних видений») различаются как психические феномены, но имеют общую природу – природу образообразования. Если галлюцинации представляют собой, как правило, неуправляемые психические процессы. То эйдетизм может быть представлен в качестве тренировки способности (эйдетической) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен. (См.: «Образ и идея».)

В 1930 году вышел сборник ведущих психологов с обзором основных течений психологии. Одна из статей принадлежала Л.С. Выготскому и рассказывала о новом учении Марбургской психологической школы – эйдетике. В своей статье Выготский пишет: «Сущность этого основного эйдетического феномена, или эйдетизма заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился у него перед глазами. До сих пор психологии были известны две основные формы образов памяти. Это, во-первых, так называемые, последовательные образы, хорошо изученные в психофизиологии и доступные наблюдению всякого, так как они представляют всеобщее явление...

С другой стороны, психологи хорошо знали образы представления, которые и являются основой нашей памяти в обычном и самом популярном смысле этого слова. Когда мы говорим, что мы представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами в буквальном смысле этого слова встаёт образ этого предмета, так что мы можем пальцем указать, где он находится, каковы его очертания и т.д. Это – следовые раздражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно отличаются от последовательных образов.

Между этими двумя формами образов памяти вдвигаются благодаря новым открытиям эйдетические образы. Они занимают как бы среднее место между последовательными образами и между образами представлений» (Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. – С. 276).

Советскими учеными, естественно, было «доказано», что эйдетика является лженаукой (как генетика и кибернетика), но через тридцать лет академик П.В. Симонов провел ряд исследований и пришел к следующему выводу: «Современная физиология убеждает, что мысленные образы, как и все остальные проявления высшей нервной деятельности человека, отнюдь не чисто психические явления, лишённые эффективности выражения.

Если предложить человеку мысленно представить какой-либо предмет, то световой луч от зеркальца, укреплённого на глазном яблоке, нарисует на фотобумаге контуры этого предмета... (далее следует описание опыта – А.Т.) …Иными словами, когда мы зрительно представляем себе объект, аппарат нашего глаза ведёт себя так, как вёл себя при рассматривании реального объекта» (Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. – М., 1962. – С. 85).

Задание: Каким образом можно провести параллели между «образом фантазии» Юнга, «эйдетикой» Выготского и экспериментами Симонова о «реальном» отражении «воображаемого образа на экране внутреннего видения» и в какой точке «неэвклидова» пространства они могут соединиться.

Художественный образ в произведении и образ художественного произведения определяются как соотношение части к целому. Как может пониматься принцип «бескорыстности» художественного образа – вне интереса, «вне образно выраженной идеи».

Художественное воспроизводство «натуры» (мимесиз–подражание) осуществляется на основе «художественного воображения» – продуктивность (замысел) и «художественного фантазирования» – вымысел. Отсюда возникает психологическая категория «вера в вымысел» (магическое «если бы»).

Попробуйте организовать свою классификацию образа по собственной шкале иерархической значимости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]